Личность и творчество П. И. Мельникова-Печерского в оценке И. В. Кудряшова и Ю. А. Курдина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Охлопкова, Е. А. Личность и творчество П. И. Мельникова-Печерского в оценке И. В. Кудряшова и Ю. А. Курдина / Е. А. Охлопкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11.2 (115.2). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30808/ (дата обращения: 26.04.2024).



Личность и творчество П. И. Мельникова-Печерского — выдающегося писателя-реалиста второй половины 19 века — и сегодня привлекают к себе внимание читателей, прежде всего, точным знанием системы ценностей народа, отражённой в быте и фольклоре, горячей любовью ко всему исконно русскому. Действительно, писатель воплотил в своих литературных трудах общественно-исторические события поистине тяжелого времени, а также, описав духовные традиции и обычаи народа, сумел раскрыть истоки национальной аксиологии [3, С. 69–74].

П. И. Мельников-Печерский был высоко оценен современниками: Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Некрасовым др. В советское время о нем не раз говорили, как об одном из крупнейших знатоков русского языка и обычаев старины, однако полностью отрицая мысль о собирательской деятельности и личных фольклорных записях писателя [10, С. 213–217]. Все были убеждены, что в результате книжного фольклоризма был создан превосходный роман-дилогия «В лесах» и «На горах».

В современном литературоведении вокруг художественного наследия писателя не утихают споры, среди которых вопросы об особенностях жанра, композиции, стиля дилогии «В лесах» и «На горах», мастерстве использования художественных средств [9, С. 411–415]. Решение этих ключевых проблем в контексте фольклоризма П. И. Мельникова вне сомнений поможет уяснить современному читателю формирование основ художественного сознания писателя и по достоинству оценить вклад Мельникова в историю русской литературы и фольклористики.

Для освещения значимых и спорных вопросов личности и творческого наследия П. И. Мельникова-Печерского преподавателями Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского Кудряшовым И. В. (кандидат филологических наук, доцент) и Курдиным Ю. А. (кандидат филологических наук, доцент) была издана монография «Дилогия «В лесах» и «На горах» в контексте творчества П. И. Мельникова-Печерского».

В монографии рассматриваются значимые вопросы личности и творчества П. И. Мельникова-Печерского как раннего, так и позднего периода. Особое внимание в книге уделено становлению П. И. Мельникова как писателя-реалиста и видного фольклориста второй половины 19 века [1, С. 5–10]. Обращение к поэтике дилогии «В лесах» и «На горах» -вершине творчества писателя-позволяет проследить эволюцию художественного мастерства Мельникова и открыть читателю новые грани таланта писателя.

Научный труд Кудряшова И. В. и Курдина Ю. А «Диалогия «В лесах» и «На горах» в контексте творчества П. И. Мельникова-Печерского» состоит из 5 глав, содержит приложение — две автобиографии П. И. Мельникова, а также библиографический список основной литературы по творчеству писателя, который дает возможность читателю глубже окунуться в актуальные проблемы современного мельникововедения.

В первой главе «Художественное наследие П. И. Мельникова» авторами была тщательно изучена критика различных литературоведов относительно трудов П. И. Мельникова. Были проанализированы статьи М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Пыпина, С. Венгерова, А. И. Богдановича, Н. А. Янчука, А. А. Измайлова, А. В. Маркова и др., отражающие их отношение к творческому наследию Мельникова. Все это помогло авторам монографии прийти к выводам о том, что проблема литературно-фольклорных связей в творчестве писателя, прежде всего в дилогии «В лесах» и «На горах», изучена недостаточно глубоко и полно, но имеет принципиальное значение для оценки Мельникова в контексте истории русской литературы второй половины 19 века. В исследованиях, посвященных творчеству Мельникова-Печерского, по мнению Курдина Ю. С. и Кудряшова И. В., мало внимания уделено идейно-эстетическим функциям фольклорных элементов [8, С. 125–128].

Авторы монографии говорят о том, что русские фольклорные прецедентные тексты, широко используемые в дилогии П. И. Мельникова-Печерского, непосредственно формируют представление о двоеверии, то есть совмещении в мировосприятии языческих и христианских представлений. Русские духовные стихи, занимающие основное место во 2-й части дилогии, выполняют разнообразные художественные функции: характеризуют образы, подчеркивают душевное состояние героев, а также выражают авторское художественное сознание [4, С. 122–124].

Во второй главе «От «Красильниковых» к дилогии «В лесах» и «На горах» авторы описывают периоды творчества П. И. Мельникова и дают оценку основным его произведениям. Также представлена подробная характеристика героев литературных трудов Мельникова, приведены цитаты, отражающие основные идеи произведений. Не остаются без внимания и изобразительно-выразительные средства и приемы, используемые П. И. Мельниковым, анализируются их функции и свойства.

«Если в начале 40-х годов,- рассуждает Ю. А. Курдин, – начинающий литератор вводил народнопоэтические элементы в словесную ткать беллетристических произведений внешне механически, упрощенно, то в произведениях 50-х годов, а затем в дилогии, народная поэзия оказывается органически сплавленной с содержанием и стилем произведений, становясь полноправным компонентом поэтики» [2, С. 138–139].

«Писатель обогатил сказ, создал целую систему неповторимых эпитетов и метафор, выявил эстетическую ценность русского фольклора, описывая народным языком обрядовую поэзию, установил точность исторических языковых описаний в портретах персонажей, дал великолепные образцы устной народной речи», – пишут Ю. А. Курдин и И. В. Кудряшов в созданной монографии [6, С. 132].

Анализ показал, что портрет, являясь неотъемлемой частью единой художественной системы произведения и одним из средств характеристики литературного персонажа, активно участвует в создании целостных образов на страницах дилогии П. И. Мельникова-Печерского.

Составители монографии выявили то, что в создании целостного образа героя романистом используются разные типы портретных описаний, образующих собственную систему, все части которой находятся в определенных отношениях между собой [5, С. 118–120]. Характер связей элементов этой системы носит самый разнообразный характер: взаимодополнения и взаимоисключения, соответствия и контраст и т. д.

В третьей главе «Ученый и художник» автор приходит к выводам о том, что процесс формирования эстетических взглядов Мельникова неотделим от общественного движения и литературно-художественной практики его времени, поэтому и предпосылки становления фольклоризма писателя нужно усматривать, прежде всего, в идейных исканиях 30–40-х годов 19 века.

Также Ю. А. Курдин и И. В. Кудряшов считают, что «избрав основным местом действия дилогии Нижегородский край, в силу исторически сложившихся причин ставший к середине 19века крупнейшим культурным и торгово-промышленным центром, Мельников стремился отразить в произведении судьбу всей страны в сложный, переломный этап ее развития» [11, С. 110–112]. Именно с этой целью, по мнению Ю. А. Курдина, автор «вплетает» повествование о быте нижегородцев в рамки общерусской жизни, используя фольклорно-этнографический материал, почерпнутый из уст народа, сборников и трудов современных ему фольклористов и этнографов. Авторы монографии уверены, что столкновение двух миров в переломные для русского общества 50-е годы определило организацию композиции дилогии на философском уровне: национальная жизнь в прошлом – «В лесах» и национальная жизнь в настоящем и в будущем- «На горах», — и предопределило судьбы героев произведения.

В четвертой («Вершина мастерства») и пятой (Народнопоэтическая основа «В лесах» и «На горах») главах говорится о том, что обильный фольклорно-этнографический и лексический материал, находясь в полном соответствии с многообразием выражений народной жизни, показанной в произведении, не носит иллюстративный характер, как в обычном «этнографическом» сочинении. Фольклор является, с одной стороны, нераздельной частью того жизненного материала, который составляет основу книги, а с другой- важным художественным средством [7, С. 250–252].

Ю. А. Курдин утверждает, что именно проблематика народной жизни, многостороннее исследование коренных основ русской действительности помогли писателю обрести свой путь в литературе и выйти из мировоззренческого тупика начала 60-х годов и затем, от псевдонаучной» книжки «О русской правде и польской кривде», шагнуть к большому реалистическому полотну, отразившему российскую действительность.

Исследование дилогии «В лесах» и «На горах» в контексте творчества писателя позволило авторам монографии вскрыть не только особенности мастерства П. И. Мельникова-Печерского, но и проследить сложный процесс становления его художественного сознания.

Таким образом составители монографии совершили колоссальную работу, исследовав с разных сторон жизнь и художественное наследие П. И. Мельникова-Печерского. Их труд вне сомнений поможет уяснить современному читателю формирование основ художественного сознания писателя и по достоинству оценить вклад Мельникова в историю русской литературы и фольклористики.

Литература:

  1. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Дилогия «В лесах» и «На горах» в контексте творчества П. И. Мельникова-Печерского: Монография. — Арзамас: АГПИ, 2002. – 302 с.
  2. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Проблемы изучения творческого наследия П. И. Мельникова-Печерского // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. К 100-летию со дня рождения писателя» г. Арзамас, 21–23 октября 2004 г. — Арзамас: АГПИ, 2004. — С. 138–154.
  3. Кудряшов И. В. К вопросу о философской проблематике романа-дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» / И. В. Кудряшов. // Православие и русская литература: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Православие и русская литература. Вузовский и школьный аспект изучения» г. Арзамас, 22–24 мая 2003 г. — Арзамас: АГПИ, 2004. — С. 69–74.
  4. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Старообрядческое Заволжье в дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». // Старообрядчество: история, культура, современность: тезисы научной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» г. Москва, 24–25 апреля 1996 г. Вып. 6. — М., 1996. — С. 122–126.
  5. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Путь от гордыни к смирению (философия и поэтика образов дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах») // Художественный мир русского романа. Новые аспекты изучения в вузе и школе. Вып. 1: сб. науч. тр. — Арзамас: АГПИ, 1997. — С. 118–128.
  6. Кудряшов И. В., Курдин Ю. А. Эстетика и поэтика народной поэзии в портретных описаниях персонажей дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: сб. науч. тр. — Арзамас: АГПИ, 2001. — С. 130–140.
  7. Кудряшов, И. В. Гармония «ума» и «сердца» в философии дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» / И. В. Кудряшов. // Соотношение рационального и эмоционального в литературе и фольклоре: материалы Международной научной конференции г. Волгоград, 21–24 октября 2003 г.: В 2 ч. — Часть I. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 250–254.
  8. Курдин Ю. А. Традиционная культура Арзамасского края в её историческом становлении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 11–1 (41). — С. 125–128.
  9. Курдин Ю. А. Фольклорная сокровищница России // Личность. Культура. Общество. 2007 № 2. — С. 411–415.
  10. Курдин Ю. А. Подвижники народоведения//Мир науки, культуры, образования. № 7–1 / 2009, С. 213–217.
  11. Курдин Ю. А., Пряников А. В., А. С. Гациский и П. И. Мельников о проблемах демографии Нижегородской губернии в 60-е годы XIX века. Сборник статей по материалам V Международной научной конференции, 2015, С. 110–115.
Основные термины (генерируются автоматически): автор монографии, гора, лес, русская литература, вклад Мельникова, народная жизнь, национальная жизнь, современный читатель, художественное наследие, художественное сознание писателя.


Похожие статьи

П. И. Мельников-Печерский — выдающийся народовед второй...

Многие писатели пробовали внести свою лепту в изучение русского народа, одним из них был П. И. Мельников-Печерский.

В своих произведениях автор показывал не только бытовые, но и поэтические черты русской жизни.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека? Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Автор: Космачева Марина Николаевна.

Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Детская литература — это литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Ей присущи те качества, которые есть и у художественной.

Национально-художественная культура в художественном...

Национально-художественная культура в художественном образовании школьников. Автор: Шахбиева Хулимат Хамидовна.

Его окружай жилые и боевые башни, обнесенные каменной стеной, с видом на высокие кавказские горы.

Художественная литература как фактор развития современной...

Именно поэтому так важно понимание художественной литературы как фактора развития современной молодежи.

В связи с обозначенной тенденцией в духовной жизни современного человека возникают серьезные проблемы — утрачиваются традиционные...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Наряду со многими другими видами искусства, художественная литература и театр имеет свое значимое место.

Особенно оно важно для красивого описания жизни человека, для просвещения сознания и души, для формирования мировоззрения и настоящих человеческих...

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Литература, творя новую художественную реальность, тем не менее, по-прежнему отражает определенную и литературную, и

Основные термины (генерируются автоматически): литературный герой, герой, литературная эпоха, том, жизнь, субъект сознания, Автор...

П. И. Мельников-Печерский — выдающийся народовед второй...

Многие писатели пробовали внести свою лепту в изучение русского народа, одним из них был П. И. Мельников-Печерский.

В своих произведениях автор показывал не только бытовые, но и поэтические черты русской жизни.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека? Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Автор: Космачева Марина Николаевна.

Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Детская литература — это литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Ей присущи те качества, которые есть и у художественной.

Национально-художественная культура в художественном...

Национально-художественная культура в художественном образовании школьников. Автор: Шахбиева Хулимат Хамидовна.

Его окружай жилые и боевые башни, обнесенные каменной стеной, с видом на высокие кавказские горы.

Художественная литература как фактор развития современной...

Именно поэтому так важно понимание художественной литературы как фактора развития современной молодежи.

В связи с обозначенной тенденцией в духовной жизни современного человека возникают серьезные проблемы — утрачиваются традиционные...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Наряду со многими другими видами искусства, художественная литература и театр имеет свое значимое место.

Особенно оно важно для красивого описания жизни человека, для просвещения сознания и души, для формирования мировоззрения и настоящих человеческих...

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Литература, творя новую художественную реальность, тем не менее, по-прежнему отражает определенную и литературную, и

Основные термины (генерируются автоматически): литературный герой, герой, литературная эпоха, том, жизнь, субъект сознания, Автор...

Похожие статьи

П. И. Мельников-Печерский — выдающийся народовед второй...

Многие писатели пробовали внести свою лепту в изучение русского народа, одним из них был П. И. Мельников-Печерский.

В своих произведениях автор показывал не только бытовые, но и поэтические черты русской жизни.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека? Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Автор: Космачева Марина Николаевна.

Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Детская литература — это литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Ей присущи те качества, которые есть и у художественной.

Национально-художественная культура в художественном...

Национально-художественная культура в художественном образовании школьников. Автор: Шахбиева Хулимат Хамидовна.

Его окружай жилые и боевые башни, обнесенные каменной стеной, с видом на высокие кавказские горы.

Художественная литература как фактор развития современной...

Именно поэтому так важно понимание художественной литературы как фактора развития современной молодежи.

В связи с обозначенной тенденцией в духовной жизни современного человека возникают серьезные проблемы — утрачиваются традиционные...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Наряду со многими другими видами искусства, художественная литература и театр имеет свое значимое место.

Особенно оно важно для красивого описания жизни человека, для просвещения сознания и души, для формирования мировоззрения и настоящих человеческих...

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Литература, творя новую художественную реальность, тем не менее, по-прежнему отражает определенную и литературную, и

Основные термины (генерируются автоматически): литературный герой, герой, литературная эпоха, том, жизнь, субъект сознания, Автор...

П. И. Мельников-Печерский — выдающийся народовед второй...

Многие писатели пробовали внести свою лепту в изучение русского народа, одним из них был П. И. Мельников-Печерский.

В своих произведениях автор показывал не только бытовые, но и поэтические черты русской жизни.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека? Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Автор: Космачева Марина Николаевна.

Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Детская литература — это литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Ей присущи те качества, которые есть и у художественной.

Национально-художественная культура в художественном...

Национально-художественная культура в художественном образовании школьников. Автор: Шахбиева Хулимат Хамидовна.

Его окружай жилые и боевые башни, обнесенные каменной стеной, с видом на высокие кавказские горы.

Художественная литература как фактор развития современной...

Именно поэтому так важно понимание художественной литературы как фактора развития современной молодежи.

В связи с обозначенной тенденцией в духовной жизни современного человека возникают серьезные проблемы — утрачиваются традиционные...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

Наряду со многими другими видами искусства, художественная литература и театр имеет свое значимое место.

Особенно оно важно для красивого описания жизни человека, для просвещения сознания и души, для формирования мировоззрения и настоящих человеческих...

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Литература, творя новую художественную реальность, тем не менее, по-прежнему отражает определенную и литературную, и

Основные термины (генерируются автоматически): литературный герой, герой, литературная эпоха, том, жизнь, субъект сознания, Автор...

Задать вопрос