Библиографическое описание:

Истомина А. Д., Кузнецова Е. И. Художественная литература как фактор развития современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 51-52. — URL https://moluch.ru/archive/135/37710/ (дата обращения: 23.05.2018).



In this article, the authors refer to the role of literature in society, about its impact on the development of today's youth. The characterization of imaginative literature is given here, specific features of today's youth are conceptualized. Also the influence of literary works to the reader's personality is assessed.

Keywords: imaginative literature, today's youth, development, values and culture

Во все времена люди задавались целью познания окружающего мира и самого себя, что связано с потребностью человека в развитии и поиском своего места в мире. Особо актуален данный процесс (поиск себя и своего места в мире) для молодежи, которая является важнейшим ресурсом развития любого общества. Существует два основных способа познания: чувственный и рациональный. Чувственное познание происходит с помощью органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. С помощью них человек получает первые представления о чём-либо. Рациональное познание осуществляется с помощью процессов мышления. Мышление может быть определено как «активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п…» [1].Чаще всего рациональное познание удовлетворяется с помощью литературных источников. Именно поэтому так важно понимание художественной литературы как фактора развития современной молодежи. Всё чаще современная молодежь удовлетворяет свои потребности в познании и развитии с помощью альтернативных источников, таких как телевидение, интернет, компьютерные клубы и пр., что ведет к деградации жизненных ориентиров, формированию псевдочеловеческих ценностей. В связи с обозначенной тенденцией в духовной жизни современного человека возникают серьезные проблемы — утрачиваются традиционные духовно — нравственные ориентиры и ценности, снижается уровень культуры, что, безусловно, отражается на качестве жизни в целом. Литература является мощным источником развития личности. Вслед за И. П. Подласым под развитием понимаем «сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому» [2, с.16]. Художественная литература является искусством, через которое человек получает не только новые знания, но и эмоции, приобщаясь к ценностям мировой культуры. Книга передает читателям мысли повествователя, его взгляды и отношение к описываемым событиям. В литературных произведениях отражается самобытность народов и культур, исторические события и переживания людей, живущих в разные эпохи. Во все времена мастера слова отражали жизнь человека во всем ее многообразии, ярко и точно описывая мысли о смысле бытия, делились чувствами, что, безусловно, имеет большое влияние на читателя и реализуется важнейшее предназначение книги — сохранение знаний, накопленных веками, и передача их последующим поколениям. Художественная литература во все времена имела глубокое влияние на человеческие умы. Она является мощным стимулом развития и характеризуется тем, что каждое слово авторской мысли и идеи, воздействует на читателя, неся в себе некий элемент духовности, единения с искусством, влияет на образ мышления и жизнь в целом. Литература создает образы, вырастающие до человеческих символов, на которых ровняется читатель. Посредством раскрытия этих образов, литература дает понимание таких философских категорий как добро и зло, правда и ложь, хорошо и плохо. Читатель познает характеры и морально-нравственные качества героев, знакомится с их судьбами, что пробуждает мысли и чувства, развивают воображение, побуждает к действию. Гамлет, Дон Кихот, Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. В этом состоит некая сила и значимость литературы в развитие личности. Художественная литература доступна для всех, но понимание ее зависит от субъективных особенностей и индивидуального опыта читателя. Одни читают и забывают произведение, других оно трогает до глубины души и навсегда остается в сознании. Н. Г. Чернышевский назвал литературу «учебником жизни», подчеркивая ее познавательную ценность, глубину проникновения в жизнь [3]. Литература призвана помочь читателю увидеть прекрасное в, казалось бы, обыденной жизни. Величайшие произведения таких писателей, как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Шолохов и многих других, знакомят современную молодежь с историей и формируют взгляды, чувства, характеры, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды, обогащая духовный мир читателя. Следует отметить, что успешное формирование нравственных ценностей у молодежи обеспечивается совокупностью внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся влияние на личность со стороны окружающей среды и воспитание, к внутренним — природные склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний личности, которые возникают под влиянием внешних воздействии. К одним из важнейших внешних факторов относится и художественная литература. Когда молодежь читает такие величайшие произведения, как «Война и Мир», «Архипелаг ГУЛАГ», «Тихий Дон», «Доктор Живаго», «Мертвые души» и др. невольно меняется отношение к жизни, трансформируются ценности. Именно на страницах книг можно найти ответы на многие вопросы, которые волнуют человека и предлагаются различные пути решения жизненных проблем. Важно целенаправленно привлекать внимание молодежи к художественной литературе, так как она является мощным фактором развития, оставаясь незаменимым источником не только информации, но и эстетического удовольствия.

Литература:

  1. Грачёв М. В. 71. Познание — чувственное и рациональное // [Электронный ресурс]. URL: http://grachucheny.ucoz.ru/publ/71_poznanie_chuvstvennoe_i_racionalnoe/1–1-0–23 (дата обращения 29.10.16)
  2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365
  3. Чернышевский Н. Г. Очерк жизни и творчества // [Электронный ресурс]. URL: http://edufuture.biz/index.php?title=Н._Г._Чернышевский._Очерк_жизни_и_творчества (дата обращения: 29.10.16)
Основные термины (генерируются автоматически): Художественная литература, of today youth, today's youth, развития современной молодежи, imaginative literature, today's youth are, Художественная литература доступна, imaginative literature is, Электронный ресурс, мощным источником развития, дата обращения, мощным стимулом развития, фактор развития современной, about its impact, мощным фактором развития, важнейшим ресурсом развития, помощью органов чувств, values and culture, важно понимание художественной, personality is assessed.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос