Библиографическое описание:

Федоров В. А. Нелогичности некоторых исторических аспектов развития логистики // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1035-1038.



The article describes the illogicality of some of the historical aspects of the development of logistics

Keywords: logistics as science, art, scientific direction, the economic activity; fragmentarizatsiya; logistics revolution.

Одни определения трактуют логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. Другие определения рассматривают логистику как науку. Третьи как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. Четвертые как искусство: логистика — это искусство определения потребностей, а также распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности. Разобраться в таком многообразии подходом достаточно трудно.

Начнем анализ определений с определения логистики как науки. Так, согласно определению, которое дает Современный экономический словарь, «логистика — это наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса движения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения» [1].

По определению И. Канта, наукой называется «всякое учение, если оно система, то есть некая совокупность познания, упорядоченная сообразно принципам» [2]. Исходя из данной методологической посылки научному направлению «логистика», чтобы превратиться в фундаментальную науку, предстоит сложиться во внутренне упорядоченную совокупность познания. Она должна представлять собой систему законов, категорий и принципов, объясняющих природу поточной формы движения экономической материи.

Содержанием логистики, как науки, должно быть установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.

К сожалению, пока нельзя констатировать существование науки о логистике. Учебная литература по логистике перегружена мало связанными заимствованными терминами и понятиями. При этом до сих пор отсутствует достаточная ясность как в определении самого понятия логистики, так и в том, что следует изучать в курсе данной дисциплины. Доказательством тому является личный опыт общения автора со студентами на вводных занятиях по логистике в различных ВУЗах, на которых студенты не могут раскрыть понятие логистики и привести пример сферы ее деятельности. Даже после разбора основных определений логистики существует трудность в приведении примеров, позволивших получить эффективность за счет ее применения. Происходит это отчасти еще и потому, что на протяжении последних пяти лет в Интернете можно найти только единичные примеры логистики — классический, который сводится к тому «каким способом лучше доставлять сахарный песок в мешках или россыпью», и единичные другие подобные. «Профессионалы» — заочники, работающие в сфере логистики называют логистикой склад и транспорт. На вопрос как осуществляли доставку товаров и материалов в «дологистический» период, в большинстве случаев отвечают, что перевозки осуществлялись нелогично, без проведения соответствующих расчетов, а в настоящее время осуществляются логично на базе решения транспортных задач. Даже исходя из этих малозначительных примеров, можно констатировать, что исторические аспекты логистики не изучаются в принципе. В учебной литературе дается стандартный набор подходов к определению логистики, который переписывается из одного учебника в другой. Фактически первые 17 страниц всех учебников по логистике очень похожи друг на друга.

Однако, необходимо признать, что, за короткий период так и не определившись окончательно с определениями, логистика стала «модным» направлением в самых различных научных областях. Причем само понятие все время трансформируется. На современном этапе сферой деятельности логистики является управление любыми потоками, отсюда и такое обилие логистик, типа логистики туризма.

Что касается исторических корней, или семантики слова, общепризнанным является то, что она восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». Так же логично предположить, что потребность точно вычислять и рационально рассуждать прежде возникает в торговом и военном деле. Тем не менее в структуре государственной службы Древней Греции существовало государственное учреждение для проверки отчетов должностных лиц — «логистерия». В структуре этого учреждения была специальная должность «логиста» Логисты ежегодно назначались путем жеребьевки. Кроме того, логисты проверяли отчеты чиновников, срок полномочий которых истекал. Таким образом, под логистикой, в производном от logistea, в то время понималось искусство проведения расчетов, что подтверждает семантические корни логистики исходят из древнегреческого языка (logos — разум; log — мышление; logo — думать, рассуждать; logismos — расчет, раздумье). Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в данном случае речь идет о функциях контрольно-счетной палаты, но почему-то она называлась логистерией, что не совсем понятно.

В словаре Ф. Брокгауза и И. Эфрона термин «логистика» означает искусство управления перемещением войск и организации их тылового обеспечения [3], что достаточно косвенно отражает сегодняшнее понимание бизнес — логистики.

В конце 40-х гг. XX в. в нашей стране был период, когда логистика была признана «символической, новейшей разновидностью формалистической логики», «получившей преобладающее влияние в современной реакционной буржуазной философии», «идеалистическим извращением математической логики», «оторванной от опыта и практики, то же, что схоластика». Однако советская транспортная наука, исключив термин «логистика» из употребления, не отвергла ни одного из логистических принципов, хотя предмет экономического оптимума находился под очень сильным подозрением у высших идеологических властей вплоть до 1965 г., когда советские ученые Л. В. Канторович, B. C. Немчинов и В. В. Новожилов были удостоены Ленинской премии за научную разработку методов линейного программирования и экономических моделей. Экономическая наука вновь вернулась к категории оптимизации. Под последней стали понимать процесс нахождения экстремума (максимума или минимума) определенной функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. При использовании этого принципа в экономике должно быть ясное осознание того, что есть множество видов затратных факторов, применяемых в таком сочетании, при котором данные затраты приносили бы наилучший результат, то есть вполне определенное осознание того, что «наилучший» — это не идеальный, а лишь «наименее плохой».

Для того времени было типично определение оптимизации, которое дал ей один из крупнейших советских теоретиков-экономистов и один из виднейших деятелей в сфере государственного управления экономикой С. Г. Струмилин. В изданной в 1965 г. работе он писал: «Экстремальные задачи на максимум и минимум нуждаются для своего решения лишь в правильном использовании известных методов и приемов математической науки. Но когда речь идет об оптимальном решении какой-либо хозяйственной задачи, всегда нужно еще ясно себе представлять, с чьей именно точки зрения — какого именно «хозяина» или иного оценивающего субъекта — искомое решение является оптимальным, то есть наилучшим в данных обстоятельствах места и времени».

Итак, транспортная наука, исключив из употребления термин «логистика», продолжала совершенствовать теорию оптимальных управленческих решений и рекомендовать их внедрение в хозяйственную практику.

В начале 50-х гг. XX в. в связи с высокими темпами развития производительных сил СССР, вызывающими мощные грузопотоки, стали уделять большое внимание координации работы различных видов транспорта, поскольку доставку товаров приходилось осуществлять не только одним, а двумя и более видами транспорта, т. е. в смешанном сообщении, в теории и организации которого имелись недостатки.

В СССР также развивалась и использовалась логистика, рохрематикойнаукой об изучении процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю. Эта наука рассматривала управление материальными потоками при помощи экономико-математического моделирования. Ее цель — сократить общее время прохождения материального потока (цикл) и общие затраты на перемещение, хранение, упаковку, распределение сырья, полуфабрикатов.

Концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента сформировалась на Западе в конце 1960-х годов. Основное содержание концепции звучало так: Логистика — это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время.

В то же время в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики. Эти попытки в основном исходили от университетских ученых, а также логистических организаций, ассоциаций и сообществ, возникших в разных странах.

Одна из наиболее авторитетных в мире логистических организаций Национальный Совет по управлению физическим распределением (США), преобразованный позднее в Совет логистического менеджмента (CouncilofLogisticsManagement — CLM), в то время определял логистику следующим образом:

Логистика — широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источника снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей [4].

Отвечает требованиям интеграции и главная идея логистики, которая заключается в том, чтобы все стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изделий, изготовление конечной продукции), транспортировки и сбыта рассматривать как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации. Из чего следует, что причиной появления интереса к коммерческой логистике и дальнейшем ее развитии, послужили интеграционные процессы в экономике, социальной и государственной жизни. Интеграция проявляется в сфере закупок, снабжения, производства, хранения, транспортировки, сбыта и приобретает в процессе эволюции целостный характер.

Зарубежные ученые в области экономики и логистики на исследовании экономических основ развития различных нации и культур выделяют и доказывают существование четырех логистических революций:

Первая революция способствовала строительству торговых и транспортных систем, снижению торговых межстрановых барьеров, первичной естественной специализации стран, возникновению первых национальных и межстрановых рынков, мест обмена товарными, информационными, культурными ценностями.

Вторая революция определила темпы и возможности распространения открытий, знаний, технологий, опыта как межнациональных предпосылок развития техногенной цивилизации в Европе.

Именно на этом базисе третья логистическая революция создает материальный фундамент промышленного производства, динамичного роста объемов, ассортимента и качества товаров новой эры человечества и новой мировой культуры, максимально спим центрировавшей достоинства, опыт, знания, особенности национальных культур и религий, способствующие развитию новой цивилизации и свершению последней — четвертой логистической революции. Многократное возрастание объема обрабатываемой информации, расширение сетей связи, рост объема научных знаний, улучшение транспортных сетей и создание мировой транспортной системы способствовали неуклонному уменьшению значения фактора географической близости территорий, регионов, стран и культур.

Четвертая логистическая революция определяет возрастаю тут роль наукоемких производств и соответственно невозможна без высококвалифицированных кадров, профессионалов, учитывающих особенности каждого рынка и в первую очередь культурные.

При этом расположение наукоемких производств существенно зависит от существующего потенциала специалистов с определенным уровнем образования.

Согласно исследованиям Андерсона [5], фундаментальные изменения в мировой экономике последнего тысячелетия объясняются изменением структуры логистических систем. При этом качественное описание картины характеризуется изменением «быстрых» и «медленных» переменных. Так, структура изменения производства, характера труда, культуры и общественных институтов вызывается медленным, поступательным развитием в соответствующих логистических сетях, представляющих собой пространственные динамические системы, отражающие движение товаров (материальные потоки), информации (информационные потоки), денег (финансовые потоки) и людей (кадровые потоки). Резкие падения и подъемы объемов производства («быстрой» переменной) отчетливо наблюдаются и могут быть вызваны постепенными изменениями «медленной» переменной.

Обобщая определения таких монополий как трест, концерн, синдикат, картель можно констатировать, что все они создаютсядля интеграции производства или сбыта товаров. К аналогичным результатам можно прийти при обобщении многочисленных определений логистики, согласно которым логистика характеризуется как «хозяйственная деятельность и наука управления движением сырья, материалов, готовой продукции, финансовых и других потоков с момента возникновения потребности в товаре, в том числе в виде услуг, до обеспечения этой потребности с минимальными суммарными издержками» [6]. Таким образом, создание холдингов и транснациональных корпораций, по нашему мнению, является главная причиной повышенного интереса к логистике в новейшей истории развития логистики.

Из вышеприведенного обзора можно сделать несколько выводов.

1. Вместо целостной картины понимания исторических аспектов развития логистики в экономической литературе есть «фрагментация» отдельных направлений.

2. Необходимо продолжить исследования, по крайней мере, в определении этапов и особенностей протекания логистических революций в разных странах, включая Россию.

Литература:

  1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 2007.
  2. Кант И. Изречения / Сост. проф. В. Н. Брюшинкин. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 40.
  3. Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1896.
  4. Bowersox D. J., Closs D. J., Helferich O. K. Logistical Management.— McMillan Publishing, 3rd ed., 1991.
  5. Андерсон А. Е. The Four Logistical Revolutions // Papers of Regoinal Science Association 59. 1986. № 1–12.
  6. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. — М.: Экономика, 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle