Библиографическое описание:

Витязев Г. Г. Анализ эффективности внедрения информационной системы на предприятии // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 643-645.



Программное обеспечение за время своего существования подверглось большим изменениям, пройдя путь от программ, способных выполнять простейшие логические и арифметические операции, до сложных систем управления огромными предприятиями.

Информационная система — это совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей необходимой информацией.

Ключевые слова: программное обеспечение, информационная система.

Эффективность деятельности любого большого или малого предприятия находится в большой зависимости от информационного обеспечения. Это особо важно и для наукоёмких производств. Хорошо спроектированная информационная система позволяет предприятиям более оперативно вести свою деятельность при минимальных временных и трудоёмких затратах. На данный момент понятие информационной системы настолько неоднозначно, что под данным термином может быть преподнесено любое понятие от обычной компьютерной программы, которая помогает автоматизировать какой-либо бизнес-процесс, до целого набора правил и процедур, регламентирующих действия сотрудников предприятия по выполнению множества различных процессов создания и использования информации в необходимом для предприятия виде. Современный бизнес очень чувствителен к ошибкам в управлении, и для принятия необходимого управленческого решения в условиях крайней неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем разные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Информационная система имеет состав на примере достаточно отдельных и, с другой стороны, полностью самостоятельных так называемых интегрированных продуктов.

Все это сказанное имеет аргумент, на примере предоставления в дальнейшем создании достаточно новой автоматизированной информационной системы при этом процесс должен происходить поэтапно. [4]

Экономическую цель предприятия в большинстве случаев бывает сложно сформулировать с необходимой степенью определенности.

Многие типы ИТ-проектов — системы поддержки принятия решений. [1]

Также существует и единая система планирования и управления проектами, которая может помочь существенно увеличить эффективность реализации проектов компании.

Главными преимуществами в использовании любой информационной являются:

− регламентирование процедур в управлении проектами;

− анализ эффективности инвестиций;

− применение математических методов для расчета временных, ресурсных, стоимостных параметров проектов;

− оперативное хранение информации по графику работ, ресурсам и стоимостям;

− быстрая оценка влияния изменений в графике, и ресурсном обеспечении;

− контроль выполнения работ;

− учет и управление рисками проектов;

− контроль качества выполнения работ;

− управление и контроль поставок, и контрактов при обеспечении проектной деятельности;

− определение информационных потоков проектной деятельности;

− автоматизированная генерация отчетов и графических диаграмм, разработки документации по проекту;

− поддержка использования архива проектов и накопления знаний.

Эффективность использования информационной системы в управлении проектами зависит от многих факторов. Нужно уделить особое внимание процессам разработки, первого запуска проекта, испытания, а после — оценке эффективности решения.

При оценке эффективности использования информационной системы управления проектами необходимо рассматривать огромный набор аспектов-критериев.

Существует множество различных подходов к оценке эффективности использования информационной системы управления проектами — это программа Project Management Value, которая основывается на методиках различных организаций, оптимизированных для использования в различных областях хозяйственной деятельности.

Оценка эффективности состоит из:

− определения;

− выбора критериев для рассмотрения;

− оценки системы.

Набор критериев может зависеть от определённой сферы деятельности организации, характеристики проектов и состава системы.

Критерии, показатели и оценки можно разделить на две группы:

− качественные;

− количественные.

Количественные оценки дают наглядный показатель эффективности, но не всегда дают полное представление о всех преимуществах использования информационной системы управления проектами.

При оценке эффективности важно рассматривать набор показателей по различным аспектам проектной деятельности, таким как финансовые, временные, методологические, организационные и др.

Система Критических факторов успеха проекта — механизм для стратегической оценки проекта в целом, основанный на экспертной оценке. [2]

Информационные системы оказывают большое влияние на многие характеристики организации. Более подробно наиболее важные из них описаны в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики организации, на которые оказывают влияние информационные системы

Характеристика

Описание

1

Операционная эффективность

Имеет прямое отношение к стоимости, скорости и качеству выполнения рутинных задач.

2

Функциональная эффективность

Может быть увеличена за счет применения СППР — системы искусственного интеллекта

3

Качество обслуживания клиентов

Примером в данной ситуации может служить применение банковских машин (банкоматов)

4

Создание и улучшение продукции

Продукция бывает двух видов:

  1. информационно-интенсивная — она выпускается в банковской деятельности, страховании, финансовом обслуживании и т. д.
  2. традиционная — может быть создана и улучшена на основе современных информационных технологий

5

Конкуренция

Возможность изменения основ конкуренции

6

Закрепление клиентов и отдаление конкурентов

Информационные системы конкурентоспособных преимуществ обслуживают стратегические потребности организации.

ИСКП — это комплекс многих других видов ИС. Рыночные условия требуют от фирм, банков и корпораций постоянно находить новые возможности для увеличения конкурентоспособности. В последнее время огромные преимущества создаются за счет использования телекоммуникаций, локальных, корпоративных, и глобальных компьютерных сетей. Они, во-первых, дают возможность привлекать клиентов при помощи сокращения времени обслуживания или предоставления им комфорта, во-вторых, повышают качество и оперативность работы менеджеров во время принятия решений за счет оперативного сбора данных от региональных подразделений и быстрого анализа данных.

Инвестиции в информационные системы формируют развитие следующих конкурентоспособных качеств предприятия:

− сокращение сроков ввода в производство новых продуктов;

− сокращение сроков поставок продуктов от поставщиков к заказчикам;

− возможность управления себестоимостью продукции;

− гибкость в планировании производства продукции за счет автоматизации управления материальными потоками.

На уровне функциональных подразделений внедрение информационной системы способно решить проблемы в сложившейся «фактической» системе отношений. Каждое подразделение имеет свой уникальный набор параметров эффективности работы системы.

В настоящее время для определения эффективности внедрения информационных систем предлагается ряд методик, описанных в таблице 2.

Таблица 2

Методики определения эффективности внедрения информационных систем

Метод

Описание

1

Традиционныефинансовыеметодики

Return оn Investment

Total Cost of Ownership

Economic Value Added

2

Вероятностныеметоды

Real Options Valuation

Applied Information Economics

3

Инструменты качественного анализа

BalancedScorecard

Information Economics

Весомым достижением финансовых методов является их теория определения экономической эффективности инвестиций. Эти методы используют общепринятые финансовые критерии, такие как чистая дисконтированная стоимость и внутренняя норма прибыли.

Основным недостатком является ограниченность применения таких методов. Проблемы возникают во время определения притока денежных средств.

Достоинство вероятностных методов заключается в возможности оценки вероятности возникновения риска и появления новых возможностей с помощью статистических и математических моделей.

Вероятностные методы можно применять для оценки вероятности своевременного и качественного выполнения проекта при разработке изделия.

Полноценному использованию финансовых и вероятностных методов мешает невозможность в полной мере спрогнозировать изменение технико-экономических показателей работы предприятия.

Достоинством качественных методов является их попытка дополнить количественные расчеты качественными оценками. Они могут помочь при оценке всех явных и неявных факторов эффективности информационных систем и связать их с общей стратегией предприятия.

Основной недостаток перечисленных выше методов заключается в том, что для их эффективного применения предприятию нужно самостоятельно разрабатывать собственную уникальную детальную систему показателей и внедрить ее во всех своих подразделениях по цепочке создания дополнительной стоимости.

Ещё одна слабая сторона заключается в факторе влияния субъективного мнения на выбор системы показателей. Из-за этого к специалистам, занятым разработкой системы показателей, предъявляется целый ряд особых требований: они должны обладать большим опытом работы в сфере информационных систем и высоким уровнем знаний в области инновационного менеджмента. [3]

Подведя итог, я хочу сказать, что в современных условиях ведения бизнеса анализ эффективности информационных систем очень важен. Он помогает определить слабые стороны предприятия и даёт возможность оптимизировать его бизнес процессы, что поможет вывести любое предприятия на новый уровень развития.

Литература:

  1. Назначение информационных систем. ALEXANDR-KISELE. http://alexandr-kisele2011.narod.ru/inform.html.
  2. Эффективность использования информационной системы управления проектами (ИСУП). iTeam. http://iteam.ru/publications/project/section_41/article_2709.
  3. Экономическая эффективность информационных систем. Центральная научная библиотека. http://www.0ck.ru/menedzhment_i_trudovye_otnosheniya/ekonomicheskaya_effektivnost.html.
  4. Ропотан С. В. Личностный аспект формирования предпринимательства // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — С. 136–139.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle