Библиографическое описание:

Ермолина Е. А. Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 693-697.



В статье рассмотрены вопросы формирования доходной базы местных бюджетов, проанализирована динамика и состав налоговых доходов бюджета МО МР «Сыктывдинский», предложены мероприятия по оптимизации налоговых поступлений.

Ключевые слова: местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники.

Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, тем, что налоговые поступления являются одним из основных источников доходов бюджета любого уровня, в том числе и местных бюджетов; во-вторых, из всех аспектов бюджетных отношений налоговые отношения относятся к числу наименее законодательно урегулированных.

Налоговые поступления в местные бюджеты являются наиболее регулярным и постоянным источником возмещения расходов органов местного самоуправления и могут гарантировать выполнение программ, заложенных в местные бюджеты.

Доходы бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Республики Коми о налогах и сборах, нормативными правовыми актами Собрания депутатов муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о налогах и сборах.

Планирование доходов местного бюджета осуществляется финансовым органом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки.

Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

Итак, процесс планирования доходной части местного бюджета начинается с составления базового бюджета, т. е. ожидаемое поступление от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года, при этом анализируется фактическое поступление доходов прошедшего года. Налоговое планирование это один из этапов бюджетного процесса и представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений местного бюджета на основе оценке налоговой базы.

Доходную часть местного бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 1. видно, что за период с 2013 по 2015 годы в доходах местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период имеет рост в 2014 году на 328 708,2 тыс.руб. Это говорит о том, что собственных доходов МО МР «Сыктывдинский»не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т. к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно. Но в 2015 году наблюдается снижение доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходов и увеличение налоговых и неналоговых поступлений.

Таблица 1

Доходы местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» в 2013–2015гг.

п/п

Показатель

2013 год

2014 год

Темп роста 2013г. к 2014г.,%

2015 год

Темп роста 2014г. к 2015г.,%

Поступило, тыс.руб.

Поступило, тыс.руб.

Поступило, тыс.руб.

1.

Поступило— всего

820 758,2

1 174 468,8

110,99

1 004 929,4

135,56

В том числе

1.1.

Налоговые доходы

214 276,0

232 417,6

108,47

322 472,8

138,75

1.2.

Неналоговые доходы

13 116,5

19 977,3

152,31

19665,8

98,44

1.3.

Безвозмездные поступления

593 365,7

922 073,9

155,4

662 790,8

71,88

Налоговые доходы увеличиваются с каждым годом и уже в 2015 году составили 322 472,80 тыс.руб. В 2014 году сумма налоговых доходов в бюджете муниципального района составила 232 417,6 тыс.руб., в 2013 году- 214 276,0 тыс.руб.

Следует отметить, что увеличение доли собственных доходов приводит к тому, что доля безвозмездных поступлений уменьшается.

К налоговым доходам местного бюджета относятся: собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов сборов, определенные налоговым законодательством: земельный налог; налог на имущества физических лиц.

В бюджет района зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога; государственной пошлины; за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

В бюджет муниципального района подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органом государственной власти субъектов РФ, например налог на прибыль.

Показатели налоговых доходов муниципального района «Сыктывдинский» за период с 2013 года по 2015 год отражены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Налоговые доходы местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» за 2013–2015гг.

Вид дохода

2013 год

тыс.руб.

2014 год

тыс.руб.

2015 год

тыс.руб.

Поступило Всего (бюджет района):

214 276,0

232 417,6

322 472,8

В том числе:

Налог на доходы физических лиц

175 196,6

181 124,0

248 494,9

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

12 477,9

18 226,0

15 232,8

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

8 285,1

9 088,0

9 834,3

Единый сельскохозяйственный налог

8 041,9

8 570,1

24 772,6

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

690,3

738,00

1044,00

Государственная пошлина

1 789,7

2 381,5

4 163,3

Земельный налог

5 459,8

7 693,7

8 686,6

Прочие налоги, пошлины и сборы

2 334,7

4 596,3

10244,3

Таблица 3

Структура доходов местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» за 2013–2015гг.

Вид дохода

Уд. вес кобщ. доходу,%

Уд. вес кобщ. доходу,%

Уд. вес кобщ. доходу,%

Поступило Всего (бюджет района):

100

100

100

В том числе:

Налог на доходы физических лиц

81,8

77,9

77,1

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

5,8

7,8

4,7

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3,9

3,9

3,0

Единый сельскохозяйственный налог

3,8

3,7

7,7

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

0,3

0,3

0,3

Государственная пошлина

0,8

1,0

1,3

Земельный налог

2,5

3,3

2,7

Прочие налоги, пошлины и сборы

1,1

2,1

3,2

Из таблиц видно, что основная часть доходов бюджета муниципального образования в 2013–2015 гг. сформирована за счет поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Доля налога на доходы с физических лиц в общей сумме доходов бюджета в 2013 году составила 81,8 %, в 2014 году — 77,9 %, а в 2015 году — 77,1 %. Можно заметить тенденцию к снижению доли данного налога в общем объеме поступлений. Это происходит в связи с увеличением доли поступлений других видов налогов.

Но из таблицы 2 видно, что поступления по налогу на доходы физических лиц с каждым годом увеличиваются. В 2014 году увеличение было на 5927,4 тыс.руб. или на 3,4 % по сравнению с 2013 годом.

Основными причинами роста поступлений в 2014 году являются:

– увеличение фонда оплаты труда работников отрасли: «Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобильных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «Образование» и «Здравоохранение и предоставление социальных услуг».

Поступления по данному налогу в 2015 году возросли на 67370,9 тыс. руб. или на 37,2 % по сравнению с 2014 годом.

Основными причинами роста поступлений в 2015 году являются:

– рост поступлений по налогоплательщикам с основными видами деятельности:

  • «Разведение сельскохозяйственной птицы» на 19 152,0 тыс.руб. в связи с ростом численности и фонда оплаты труда сотрудников, также досрочной выплатой авансовых платеже в 2015 году за 2014 год;
  • «Выращивание зерновых, технических и прочих с/х культур, не включенных в другие группы» на 6 452,0 тыс.руб.,в связи с постановкой на учет в марте 2015 года;
  • в связи с изменением законодательства в части перераспределения норматива зачисления по НДФЛ с уровня бюджета Республики Коми на уровень бюджета муниципального района в размере 8,56 % (2014 год — 67,36 %, 2015 год -75,92 %).

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложенияза 2014 год мобилизован на сумму 18 226,0 тыс. руб., что выше аналогичного показателя 2013 года на 5 748,1 тыс. руб. или 46,1 % (в 2013 году поступило налога в сумме 12 477,9 тыс. руб.).

Рост поступлений в 2014 году по сравнению с 2013 годом обусловлен в связи с увеличением налогооблагаемой базы и количеством налогоплательщиков перешедших на уплату УСНО, а также за счет погашения задолженности по данному налогу.

В 2015 году данный налог поступил в сумме 15 232,8 тыс. руб., что ниже аналогичного показателя 2014 года на 2 993,2 тыс. руб. или на 16,4 % (в 2014 года поступило налога в сумме 18 226,0 тыс. руб.). Снижение поступлений в 2015 году связано в связи с уменьшением суммы дохода вследствие снижения объемов выполненных работ по налогоплательщику, основной вид деятельности которого «Подготовка строительного участка».

По единому налог на вмененный доход наблюдается тенденция к увеличению. В 2014 году поступило 9 088 тыс. руб., в аналогичном периоде 2013 года — 8 285,1 тыс. руб.

Рост поступлений в 2014 году относительно аналогичного показателя 2013 года составил 802,8 тыс. руб. или 9,7 %.В 2015 году поступления составили 9 834,3 тыс. руб., в аналогичном периоде 2014 года — 9 087,9 тыс. руб. Рост поступлений в 2015 году относительно поступлений 2014 года составил 746,4 тыс. руб. или 8,2 %.

По единому сельскохозяйственному налогу также наблюдается тенденция к увеличению с каждым годом. За 2014 годмобилизован в сумме 8 570,1тыс. руб., в 2013 году — 8041,9 тыс. руб. В 2015 году поступило 24772,6 тыс. руб., что по сравнению с 2014 годом больше на 16202,5 тыс. руб.

Рост налога обусловлен увеличением налогооблагаемой базы за счет снижения расходов налогоплательщиков данного налога.

Также наблюдается увеличение по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения. В 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличение было на 47,7 тыс. руб. В 2015 году сумма налога составила 1044 тыс. руб., что больше по сравнению с 2014 годом на 306 тыс. руб. Это говорит о том, что все больше мелких предприятий переходят на данную систему налогообложения.

Государственная пошлинав 2014 года мобилизована в сумме 2 381,5 тыс. руб., в аналогичном периоде 2013 года — 1 789,7 тыс. руб.

Рост поступлений в 2014 году относительно аналогичного показателя 2013 года составил 591,8 тыс. руб. или 33,1 %. В 2015 году показатель увеличился на 1781,8 тыс. руб. в сравнении с 2014 годом. Рост платежей связан за счет увеличения количества регистрационных действий.

Земельный налог по отчету 2014 года составили 7 693,7 тыс. руб., в аналогичном периоде 2013 года — 5 459,8 тыс. руб.

Рост поступлений в 2014 году относительно аналогичного показателя 2013 года составил 2 233,9 тыс. руб. или 40,0 %. За 2015 год поступления составили 8 686,6 тыс. руб., это на 992,9 тыс. руб. или на 12,9 % больше, чем в 2014 году.

Рост поступления налога обеспечен за счет погашения задолженности от налогоплательщика, основной вид деятельности которого — «Разведение сельскохозяйственной птицы», а также налогоплательщиков — физических лиц.

Поступления по прочим налогам, пошлинам и сборамтакже увеличиваются на протяжении всего исследуемого периода. В 2014 году они увеличились на 2261,6 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом, а в 2015 году увеличение составило 5648 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом.

Анализ налоговых доходов бюджета МО МР «Сыктывдинский» за 2013–2014 годы можно оценить положительно, поскольку достигнут ощутимый рост поступлений к практически по всем видам налоговых доходов.

Для решения проблем формирования доходов местного бюджета, а в частности бюджета МО МР «Сыктывдинский» наиболее целесообразно, следующее:

  1. Совместно с главными администраторами доходов принять меры по увеличению объема поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, неналоговых доходов и доведению темпов роста по основным налогам до среднерайонных, среднегородских и среднекраевых показателей, а также сокращению задолженности по их уплате;
  2. Принять меры по недопущению образования недоимки по местным налогам в бюджет, ведущей к начислению пени и штрафных санкций;
  3. Администрациям сельских поселений продолжать работу в целях привлечения к налогообложению.

По налогу на доходы физических лиц:

– по проведению мероприятий, направленных на повышение и легализацию заработной платы, и осуществлению контроля за работодателями по обеспечению темпов роста средней заработной платы в соответствии с индикативными показателями района, а также по доведению средней заработной платы работников аграрного сектора и субъектов малого и среднего бизнеса до 20 тысяч рублей и более;

– по контролю за миграцией юридических лиц с целью выявления организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального района без постановки на налоговый учет. Не допускать случаев перерегистрации предприятий за пределы муниципального района, города;

– по проведению работы по выявлению хозяйствующих субъектов (филиалов, представительств), имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории муниципального района, но не перечисляющих налог на доходы физических лиц.

По единому налогу на вмененный доход:

– по повышению эффективности работы в части выявления плательщиков, осуществляющих виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, без регистрации, а также предоставляющих налоговые декларации без результата деятельности и уплачивающих минимальный налог, в том числе составление протоколов для дальнейшей передачи в налоговые и правоохранительные органы;

– анализ финансовой обоснованности корректирующих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход на предмет их соответствия экономическому положению территорий.

В целях более эффективного привлечения в бюджет доходов от использования земель, во всех сельских поселениях МО МР «Сыктывдинский»должны быть осуществлены следующие мероприятия:

– по увеличению объема доходов от сдачи в аренду земельных участков в бюджет муниципального района, в том числе за счет проведения аукционов по продаже права аренды на земельные участки, своевременно принимать новые решения или продлять срок действия принятых ранее решений на очередной год по установлению ставок арендной платы;

– ставки арендной платы за пользование земельными участками устанавливать от кадастровой стоимости земельных участков и не ниже ставок земельного налога;

– активизировать работу по взысканию задолженности по арендной плате за землю.

По доходам от использования имущества муниципальной собственности:

– проанализировать решения органов муниципального образования по установлению ставок, размера арендной платы за сдаваемое имущество, а также по установлению размера отчислений в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий и привести их в соответствие с действующим законодательством;

– корректировать ставки арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество в направлении максимального ее приближения к рыночной оценке;

– провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного и установления направления эффективного его использования;

– утверждать программы приватизации муниципального имущества и объем поступлений средств в бюджет.

Все перечисленные направления позволит в определенной степени нарастить доходную часть муниципального бюджета за счет собственных налогов и добиться улучшения, связанной с недостаточной обеспеченностью местного бюджета финансовыми средствами, реально путем усовершенствования действующей законодательной базы, кропотливой работы по совершенствованию норм федерального законодательства, внесение изменений в ведомственные нормативные документы федеральных органов власти (Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы внутренних дел, Федеральной службы государственной статистики).

Таким образом, можно констатировать, что вся нормативно-правовая база РФ должна быть ориентирована на пополнение местных бюджетов, необходимо создать новый механизм совместной работы ведомств, организовать новый тип взаимодействия между бизнесом и властью. Только так можно обеспечить наполняемость местных бюджетов и создать предпосылки для роста экономики.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»
  3. Отчет об исполнении бюджета МО МР «Сыктывдинский» за 2013–2015 гг.
  4. Ковалерова Л. А. Проблемы формирования и использования средств местных бюджетов // Проблемы учета и финансов, 2011. № 4. С. 73.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle