Библиографическое описание:

Вишня А. С. Методы руководства творческой работой детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1188-1191.



Осознание мотивов и цели, что побуждают человека к овладению изобразительной деятельностью, определению основных психических процессов и образованиям, которые в своей совокупности обеспечивают ее готовность к овладению отмеченной, деятельностью обусловливают выбор методов и приемов учебно-воспитательного процесса.

Если образовательную деятельность понимать как целеустремленный процесс, целью которого является формирование готовности дошкольника к овладению изобразительной деятельностью, то методы следует определять как систему средств организации деятельности педагога и дошкольника, направленных на формирование тех процессов и образований, которые обеспечивают эту готовность, то есть — способностей, знаний, умений и навыков.

В современной практике дошкольных заведений наиболее эффективными методами учебы детей изобразительной деятельности определялись: исследовательский метод; метод усвоения слов-понятий, которые означают эталонные свойства предметов и явлений; метод демонстрирования рациональных способов и средств выполнения предложенного задания; вправление; устная инструкция; беседа; рассказ.

Исследовательский метод направлен на формирование способностей ребенка к изобразительной деятельности, поскольку для нее создается ситуация, в которой формируются новые представления о внешних признаках предметов и явлений, или закрепляются усвоенные ранее представления в новых для нее условиях. Кроме того, ребенок овладевает логической последовательностью и средствами восприятия объектов или явлений. Суть целеустремленного поэтапного обследования объекта заключается в таком:

– восприятие общего внешнего вида объекта;

– выделение основных элементов объекта и определение их признаков (форма, цвет);

– определение пространственного положения этих элементов (сверху, снизу, слева, дело, посередине) и их пропорциональных соотнесений (больше, меньше, одинаковые);

– выделение второстепенных (деталей, которые входят в состав главных) элементов, если в этом есть необходимость, и определение их признаков (положение в пространстве, пропорционального соотношения);

– повторное общее восприятие объекта.

Овладение системами сенсорных эталонов связано с усвоением слов, которые фиксируют признаки предметов и явлений, их связки и отношение. Для того, чтобы слово усваивалось как полноценное отображение общественного опыта, средство выделения и систематизации, чувственно воспринимаемых признаков и приобретало функцию орудий для индивидуальной исследовательской деятельности ребенка, — оно должно органично включаться в формирование восприятия [2, c. 166].

Ввиду этого, перед воспитателем стоит задание определить в процессе организации обследование объекта или явления наиболее рациональное условие введения слов, которые фиксируют эталонные признаки. Метод наблюдения, как и предыдущий метод, направленный на развитие способностей ребенка к изобразительной деятельности. Он заключается в целеустремленном, систематическом восприятии внешних признаков поведения людей, зверел, птиц, характерных признаков, тех или других явлений природы и тому подобное.

Но в отличие от исследовательского метода, который, по большей части, используется для определения и фиксации внешних признаков конкретного объекта в определенном состоянии и положении в пространстве, — наблюдение направлено на определение типичных признаков определенного вида предметов или явлений с целью их обобщения.

Наблюдение должно отвечать ряду требований. Оно должно быть выборочным, то есть выходить из четко поставленной цели, определять определенные признаки предметов или явлений. Наблюдение должно быть плановым и систематизированным, то есть проводиться последовательно и на протяжении определенного времени [5,c.208].

Метод демонстрирования рациональных способов и средств выполнения предложенного задания направлен на овладение детьми специальных знаний, то есть основ изобразительного языка (рисунок, линия, цвет, композиция); многообразие красящих материалов, их изображает — выразительных возможностей; приемов работы в разных видах изображающей техники; подходов к последовательности осуществления изображающего процесса.

Поэтому он предусматривает: ознакомление детей с последовательностью выполнения предложенного задания; материалом и техническими приемами работы; выразительными средствами, Которые должны предоставить конечному результату содержательную завершенность.

В основе использование этого метода положено наследование, которое рассматривается как особенный психический процесс, который содержит в себе усвоение новых форм поведения или выполнения старых ее форм в новых, необычных условиях путем приведения собственных действий соответственно с действиями имитируемого лица.

Вместе с тем, как считает А. В. Запорожец, в наследовании оказывается кардинальное противоречие. С одной стороны, интенсивное руководство, которое дает ребенку готовое средство решения задания, лишает его от ошибок и прямо ведет к необходимому результату, чрезвычайно облегчает усвоения новых знаний и умений. Но из другого — лишь известная самостоятельность выполнения задания может обеспечить определенным образом полноценность и глубину этого усвоения [3, c.320].

Следовательно, воспитатель, ориентируясь на предыдущий опыт детей в исполнении заданий аналогичной сложности, принимает решение, в каком объеме необходимо осуществлять демонстрирование способов и средств выполнения того или другого задания [1, c.272].

Поскольку этот метод направлен на овладение детьми специальных знаний, его использования, нуждается от воспитателя в необходимой полноценной информации и высоком мастерстве выполнения способов и средств решения будущего задания.

Развитие языковой регуляции проворных функций имеет большое значение в формировании произвольных движений человека, лишь благодаря слову эти движения могут приобрести тот произвольный и сознательный характер, который качественно отличает их от так называемых произвольных движений животных. Словесная система действует как в виде указаний и требований окружающих людей, так и в виде намерений самого ребенка, сформулированных с помощью внешнего или внутреннего языка.

Ввиду этого, метод устной инструкции используется вместе с обследованием объекта и демонстрированием средств его изображения. Но в некоторых случаях, когда, сформировалось другое действие уже или воспроизводится в относительно постоянных условий, устная инструкция используется в качестве самостоятельный метод. Каждое задание, которое предлагается детям на том или другом этапе учебы, включает элементы вправления. Их направленность обусловлена необходимостью формирования и закрепления не только способностей, знаний, но и умений, навыков — координирования действий глазастая руки, развитой руки, владения средствами работы, предложенных или избранных случаях техники.

Анализ детских работ как метод в практике дошкольного заведения имеет разное значение. И в совокупности с другими методами исследования он может быть использован действие изучения особенностей психического развития ребенка. Кроме того, сравнительная характеристика детской продукции в определенной последовательности дает возможность определить качество осуществляемого образовательно-воспитательного процесса и внесения при необходимости соответствующих корректив. В образовательно-воспитательном процессе анализ детских работ используется как средство поощрения детей к изобразительной деятельности и стимулированию последующего усовершенствования достигнутых результатов.

Наконец, этот метод дает возможность познакомить ребенка с критериями оценивания удачно выполненного задания, необходимыми для характеристики, как собственных работ, так и работ своих одногодков.

Особенное значение имеют приемы, связанные с предоставлением ребенку помощь в исправлении допущенных ею ошибок — указание воспитателя на наличие и характер ошибок; условные обозначения, которые ориентируют ребенка на последующее их исправление: точка, штрих, отпечаток, оставленный обратной стороной карандаша или кисти, пунктирная линия и т. п., которые направлены на координирование действий ребенка относительно уточнения формы объекта. Специфика этих приемов заключается в том, что их использование нуждается от воспитателя в необходимости учета индивидуальных особенностей развития психики ребенка и приобретенного им опыта овладения изобразительной деятельностью.

Сущностная характеристика творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с точки зрения педагогического подхода предусматривает понимание ее как особенного вида учебной деятельности, которая содержит в себе широкие возможности приобщения детей к миру прекрасному в действительности и искусстве, развитии творческих сил и способностей, связанных с восприятием, осмыслением и творением, прекрасного в повседневной жизни и искусстве, предоставление детям педагогической помощи на основе взаимопонимания и сотрудничества в эстетическом освоении окружающего мира.

Цель организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности заключается в эффективном использовании ее возможностей в актуализации, выявлении и отображении эстетического отношения дошкольников, к окружающей действительности и искусству.

Заданиями организации творческой работы в процессе изобразительной деятельности является: стимулирование эстетического отношения дошкольников к действительности и искусству, которое выражается в пробуждении интереса к прекрасному, художественно-эстетической ориентации дошкольников, формировании потребности дошкольников, в общении с прекрасным; обогащение эстетического опыта дошкольников через восприятие прекрасного, эстетическую оценку и осмысление художественно-эстетических явлений; овладение дошкольниками необходимыми умениями творческой работы в процессе изобразительной деятельности, которое характеризуется передачей художественно-эстетических чувств, воплощением художественно-эстетического воображения и созданием художественно-эстетического образа.

Выделение закономерностей детского творчества позволило подчеркнуть важность участия таких психических процессов как воображение, представление, фантазия, восприятие, мышление, в становлении творческой личности, развития, эмоционально чувственной сферы в получении знаний детьми предшкольного возраста.

Теоретический анализ предоставил возможность прийти к выводам, что эффективность организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительного деятельности зависит от создания определенных дидактических условий. Ими является:

– готовность педагогов к организации творческой работы дошкольников в процессе изобразительной деятельности, которое характеризуется пониманием сущности творческой работы, осознанием цели и основных заданий, определением средств ее организации;

– обеспечение содержания творческой работы дошкольников;

– поэтапное привлечение младших школьников к творческой работе на уроках изобразительного искусства, которое содержит в себе эмоционально ценностный, информационно-аналитический, интегративно-образный, исполнительско-действенный и итогово-оценочный этап;

– системное использование средств эстетического влияния естественного материала, предметной среды и разных видов искусства, на творческую работу дошкольников [4, c.344].

Литература:

  1. Горская Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. — М.: Просвещение, 1977. — 272с.
  2. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии.—1975.- № 5.— С.166–175.
  3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 320с.
  4. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994.—344с.
  5. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.—208с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle