Библиографическое описание:

Егоричев В. А., Малярчук П. И., Семенова Н. К. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 686-688.



В данной исследовательской работе рассмотрены организационные коммуникации и их значимость в достижении организационных целей. Показан системный подход в исследовании организационных коммуникаций.

Ключевые слова: коммуникации, организация, структура организации.

В данной статье описывается системный подход в исследовании организационных коммуникаций, которые очень важны в современном мире. Ведь именно коммуникации в организации влияют на эффективность предприятия. Также с помощью них изменяется эффективность управления. Ну и напоследок руководители чуть ли не всё своё время проводят, общаясь, взаимодействия с другими людьми на работе, поэтому им необходимо знать об организационных коммуникациях и их подходах и аспектах как можно больше.

Определения организационных коммуникаций

С каждым годом специалисты в сфере управления проявляют все больший интерес к организационным коммуникациям. Результаты многочисленных опросов, проведенных в Европе и США, показывают, что не только экспертами в сфере коммуникаций, но и большинством руководителей признается значительная роль коммуникаций в достижении целей организации.

Так, исследование, проведенное Международной ассоциацией бизнес-коммуникаций, показало, что большинство руководителей видят связь между рыночной стоимостью компании и способностью руководства использовать внутренние и внешние коммуникации для достижения деловых целей. В сфере организационных коммуникаций на сегодняшний день существуют сотни определений организационных коммуникаций.

Мы вам представим основные моменты некоторых определений в табл.1.

Таблица 1

Определения организационных коммуникаций

Автор

Участники коммуникации

Содержание коммуникации

Ключевая характеристика

Цель

Б. Мильнер [1]

Люди и институты

Информация

Процесс

-

Э. Роджерс [2]

Источник и получатель

Идея

Процесс

Изменение пове­дения получателя

М. Мескон [3]

-

Мысли, информация

Обмен

Обеспечение взаимопонимания

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что авторы до сих пор не пришли к однозначному определению термина организационные коммуникации, но несмотря на это, если пристальней изучить таблицу, то можно сказать, что сами попытки донести до нас информацию близки друг к друг, хоть и записаны немного другими словами.

Системный подход висследовании организационных коммуникаций

Организационные коммуникации как целостная система подразделяются на две относительно независимые подсистемы: формальную и неформальную. О существование формальной и неформальной структуры в организации и, следовательно, в организационных коммуникациях впервые предположил Я. Л. Морено в связи со своими социометрическими исследованиями [4]. В настоящее время это разделение считается классическим, его поддерживают практически все авторы, работающие в области социологии организаций. Формальные организационные коммуникации порождаются бюрократической структурой организации и соответствуют ее интересам.

Исходя из этого, опираясь на модель «идеального типа» бюрократической организации Вебера, выясним свойства формальных коммуникаций [5].

  1. Мы знаем, что в бюрократической организации прослеживается четкая и неизменная иерархия власти, и формальные коммуникации, существующие втакого типа организациях, имеют иерархическую структуру, причем данная структура имеет свойство отличаться во множества уровнях. Потоки, с помощью которых происходят коммуникации, работают в соответствии с так называемой бюрократической лестницей. А именно руководитель, который занимает высокую должность, может подавать коммуникацию в виде задач и решений и также следить за их выполнением, соблюдать контроль. Задачи, поставленные руководителем, будут являться обязательными для людей, работающих на него и занимающих не такой высокий уровень в иерархической системе, как у их начальника.
  2. Доступ к потокам, с помощью которых происходят коммуникации, всегда имеет строгую регламентацию и происходит только при чётко сформулированном круге возможностей, по причине того, что бюрократической организации присуще специализация и разделение функций. Круг возможностей ограничен субъектами, людьми, исполняющими распоряжения своего руководителя, а также объектами — множеством вопросов и дел, которые касаются принимаемых решений.
  3. Регламент общения с руководителем зависит от поста, который он занимает, то есть во главу угла ставятся служебные функции, а не качества которые ему присущи как личности.
  4. Необходимость коммуникаций в письменной форме, характерно для организаций с бюрократической системой. Здесь играет важную роль необходимость документирования и регистрирования любого рода взаимоотношений на работе между начальниками, а также руководителями и подчинёнными. Потребность в регистрации возникает из-за необходимости контроля, играющего важную роль в организации. Ведь только качественный контроль является гарантом должного выполнения своих обязательств сотрудниками организаций.

Далее поговорим о подсистеме неформальных коммуникаций, важность которых не вызывает никакого сомнения. Социальный механизм неминуемого возникновения неформальной структуры коммуникаций в организации пока не ясен. С нашей точки зрения объективную закономерность возникновения подобной структуры коммуникаций можно увидеть в рамках работ П. Бурдье [6].

Он утверждает, что существуют объективные (суверенные от сознания и воли людей) структуры, которые решающим образом воздействуют на восприятие и мышление индивидов. В организации, такой структурой является формальная организация. Именно формальные социальные структуры являются источником формальной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов, которые могут подавлять или стимулировать эти структуры. Однако социальным субъектам присуща активная деятельность, в результате которой исходная структура испытывает постоянное напряжение и преобразуется. Вновь появляющаяся социальная структура не закрепляется формально, она воспроизводится в повседневных обычаях социальных субъектах.

Таким образом, бюрократическая структура организации обусловливает деятельность и представления сотрудников организации, но сотрудники в своих ежедневных практиках воспроизводят или преобразуют бюрократическую структуру.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что неформальная структура коммуникаций — это надындивидуальная реальность, которая состоит из структурированных социальных отношений, эта структура создается формальной бюрократической структурой организации. Именно жесткость исходной бюрократической структуры заставляет сотрудников выстраивать неформальные коммуникации так, чтобы как можно более эффективно решать организационные и личные проблемы.

Система формальной коммуникации создается одновременно с возникновением организации. Они, имеют иерархическую структуру, доступ к коммуникационным потокам имеет четкую регламентацию и протекает в соответствии с обозначенным кругом обязанностей, во внимание принимается не столько личные обязанности человека, сколько его функции служебные. При идеальных условиях формальные коммуникации в бюрократической организации функционируют как хорошо отлаженный социальный механизм. Любые сбои в системе осознаются как дисфункции и ликвидируются в процессе жизнедеятельности организации.

Но возникают ситуации, когда появляется вопрос о дополнительной регуляции формальных коммуникаций. Очень часто российский и зарубежный опыт показывает, что это случается в тех случаях, когда организация как социальная система находится в точке бифуркации. В жизни это означает, что организация имеет стабильный рост, уменьшается либо реорганизуется, внедряются инновационные технологии, разрабатываются новые продукты, используются особые стратегии. Трансформационные процессы вызывают необходимость достаточно сложной, иногда болезненной адаптации к происходящим изменениям.

В точке бифуркации коммуникации в организации как целостная система содержит в себелатентные и альтернативные сценарии будущего. Совершенствование этой системы происходит в регулярной и постоянной борьбе между различными сценариями. Воздействие на коммуникации в смене, установившегося режима работы системы, дает возможность субъекту управления путем сравнительно малых усилий реализовать тот сценарий, который для него желателен. Основной целью и задачей регуляции коммуникации в организации, как и организации в целом, является достижение максимальной устойчивости в условиях социокультурной динамики, в критическом состоянии системы могут появляться тактические цели, достижение которых чрезвычайно важно для будущего развития организации. Регуляция организационных коммуникаций может применяться как для корректировки, модернизации каких-либо характеристик организации, так и для предотвращения попадания ее в зону кризисных и неравновесных состояний, которые могут иметь губительные последствия для этой социальной системы. Нахождение в точке бифуркации означает необходимость глубоких перемен для организации. Они могут вызвать у работников самую разную реакцию, которая в значительной степени зависит от их информированности о происходящем.

Дополнительную напряженность в социальные отношения, появляющиеся в коллективе организации, вносит кризис и страх остаться без работы. Испытывая состояние неопределенности, опасаясь остаться без работы и переживая стресс, работники начинают совершать ошибки, которые приводят к нарушениям работы формальных коммуникаций. Появляются негативные факторы такие как: сплетни, слухи, интриги, которые восполняют недостаток официальной информации.

Отдельные предприятия и организации, озабоченные возросшей социальной напряженностью, разрабатывают особые программы, призванные оптимизировать коммуникации. Разработка таких программ начинается с проведения социологических исследований. В некоторых компаниях проводят различные социологические опросы, чтобы выявить настроение сотрудников и узнать их пожелания [7].

Таким образом, мы рассмотрели организационные коммуникации при системном подходе в организации, рассмотрели возможные проблемы и отметили, что делают компании в сложившихся ситуациях.

Заключение

Следует отметить, что эксперты в сфере коммуникаций и большинство руководителей признают значительную роль коммуникаций в достижении целей организации.

В данной статье выяснены свойства и значимость формальных и не формальных коммуникаций. Рассмотрены ситуации, о дополнительной регуляции формальных коммуникаций.

Литература:

  1. Вишневецкий Е. Г. Системный подход к анализу организационных коммуникаций // Наука и школа. 2011. № 4. С.98–101.
  2. Мильнер Б. З. Теория организации. — М.: Инфра-М, 1998. — 336 с.
  3. Роджерс Э. Коммуникации в организациях. — М.: Экономика, 1980. — 176 с.
  4. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. — М.: Академический проект, 2001.
  5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело,2000. 701с.
  6. Бурдье П. Социология социального пространства — М.: Ин-т эксперимент. социологии; СПб.: Але-тейя, 2005.
  7. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology (2 vols.). — Berkley, 1978.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle