О роли коммуникативной функции в управлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Антонникова, Д. А. О роли коммуникативной функции в управлении / Д. А. Антонникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42031/ (дата обращения: 19.04.2024).



Управленческая деятельность неразрывно связана с необходимостью постоянного обмена информацией для координации работы подразделений, направленной на достижение цели и задач организации.

Современная организация направлена на удовлетворение потребностей участников коммуникативных процессов, как внутри организации, так и вне ее.

В коммуникативном аспекте организация должна гармонично сочетать стабильность и динамику, стабильность и инновации в управлении, учитывать предыдущий опыт.

Вместе с тем, как нам кажется, коммуникативное пространство руководителя — это, в первую очередь, персонал организации с нравственными устоями, социальными нормами, поведением каждого индивида, его взглядами и социальным статусом. Линия поведения в организации как руководителя, так и подчиненных определяется стереотипами о представлениях экономически активной личности.

Понятие «экономический человек», в российской практике возникло в начале XX в. В его основе лежит принцип денежного расчета: человек работает хорошо, потому что ему хорошо платят, и может за деньги сделать все, что прикажет работодатель. Поэтому работодатель имеет право требовать от работника полной отдачи сил [1].

Понятие «психологический человек» основано на использовании определенных психологических приемов, способствующих достижению поставленных целей. Такой стереотип формируется у личности в результате личного опыта общения с окружающей средой и свидетельствует о том, что в сфере деловых межличностных отношений очень важен психологический аспект.

Следующее понятие «технологический человек» содержит в своей основе принцип подчинения человека технологическим и компьютеризированным процессам с послеоперационным контролем. Такой стереотип помогает руководителю осуществлять контроль поведения работников.

Понятие «этический человек» подразумевает подчинение человека требованиям профессиональной, деловой и управленческой этики. Это поведение требует наличия в организации соответствующих норм поведения, ответственности за слова и поступки перед коллегами, партнерами, потребителями [3, 89].

Данные понятия создают общий коммуникативный фон организационного поведения.

Создание коммуникативного пространства является очень удобным способом управления деятельности руководителя, что способствует о его профессиональной компетентности.

Существование любой организации подразумевает необходимость взаимодействия различных социальных групп и индивидов, в том числе с окружающей внешней средой. Общение играет огромную роль в процессе такого взаимодействия.

В социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Во всех видах коммуникаций предметом является не конкретный человек, а или взаимодействие, или психологические взаимоотношения людей. Система коммуникаций в этом случае, прежде всего, представляет собой способ деятельности, который облегчает взаимодействие людей.

Общеизвестно, что коммуникация в социуме определяются как любой обмен информацией между людьми или группами, независимо от того, приводит ли он к взаимопониманию или нет.

В теории управления коммуникация рассматривается как общий процесс, охватывающий все уровни и структуры организации, как взаимодействие «руководитель – подчиненный», и как объект целенаправленного регулирования со стороны руководителя своего персонала.

Сущность коммуникативной функции руководителя заключается в обеспечении эффективного обмена информацией внутри организации, между ее отдельными подразделениями и индивидами.

Для создания эффективных коммуникаций, на наш взгляд, необходимы четкие цели и задачи организации, миссия, правильная организационная структура. Правильность организационной структуры отражает наличие в структурных подразделениях руководителя и звена, которые четко исполняют свои обязанности, вследствие чего, руководитель может целенаправленно делегировать им свои полномочия, что способствует созданию сильной, сплоченной и квалифицированной команды. Однако такой подход к созданию коммуникативного пространства зачастую не учитывает возможностей руководителя, приводит к нарушениям коммуникативной сети и потере контроля над подчиненными.

Коммуникативная функция характеризуется множеством типов и форм, способов, методов и приемов реализации. Во внутриорганизационных взаимодействиях выделяют вертикальные и горизонтальные коммуникации [2, 127].

Вертикальные коммуникации – это обмен информацией между иерархическими уровнями структуры управления организацией. Такие коммуникации могут быть нисходящими и восходящими. В нисходящих коммуникациях руководитель реализует свои управленческие функции: приказы, распоряжения, предписания, рекомендации и т.п. Восходящие вертикальные коммуникации – это обратная связь между подчиненными и руководителем. Такие коммуникации обеспечивают передачу информации различного функционального назначения: сигналы о возникновении проблемной ситуации на подчиненном уровне управления, официальные отчеты, неформальные сообщения и т.п.

Горизонтальные коммуникации — это коммуникации между паритетными (равными) подразделениями. Лишь сочетание этих видов коммуникаций образует базу всей коммуникативной сети организации.

Особую роль в реализации процесса коммуникации играют обратная связь, идущая от получателя к отправителю, которая является важным элементом как организационно, так и психологически. Именно благодаря этой обратной связи осуществляется контроль за эффективностью коммуникации. Неэффективная обратная связь является одним из источников ошибок коммуникаций.

Таким образом, в настоящей статье нами рассмотрены роль и значение коммуникации в организационном управлении, рассмотрены виды и формы коммуникации.

Литература:

  1. Аширов Д. А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов по специальности «Управление персоналом» / Д. А. Аширов. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
  2. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т. Ю. Базаров. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
  3. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации, [Электронный текст]. Режим доступа: http://finances.social/upravlenie-personalom_709/kommunikativnaya-funktsiya-upravlenii.html (Дата обращения: 02.09.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникация, обмен информацией, обратная связь, вид коммуникаций, задача организации, коммуникативное пространство, руководитель.


Похожие статьи

Роль коммуникаций в управлении изменениями

Новейшее понимание коммуникации находит выражение в ее трактовке как основания для создания организации» [2]. Наш российский исследователь Т. М. Орлова дает этому термину такое определение «Коммуникация — это обмен информацией, знаниями...

Система коммуникаций организации | Статья в журнале...

То, каким образом получатель воспринимает сообщение, отправитель узнает с помощью механизма обратной связи, — именно обратная связь превращает коммуникацию в двусторонний процесс обмена информацией.

Коммуникация в управлении персоналом в контексте подхода...

- учет неформальной коммуникации, важность исследования коммуникативных связей в организации. Таким образом, нами рассмотрены различные подходы к постановке задач управления персоналом в зависимости от доминирующего контекста...

Виды управленческой коммуникации | Статья в журнале...

В одной из прошлых статей мы анализировали управленческую коммуникацию пришли к выводу, что коммуникативные процессы возникают на каждом этапе функционирования организации.

Управление коммуникационными процессами организации

Систему коммуникаций организации в наиболее общем виде можно определить, как единый

Основная задача, которая стоит перед системой внутрикорпоративных коммуникаций в

Каждый из элементов комплекса маркетинга имеет коммуникационные связи: внутренние...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий

Опытный руководитель всегда помнит об обратной связи и умеет её использовать.

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Коммуникативная специфика интернет-пространства. Автор: Шепель Альбина Сергеевна.

Интернет стал средой коммуникации, механизмом производства и распространения информации, а

Интернет обеспечивает эффективную обратную связь как техническую...

Системный подход в исследовании организационных...

Ключевые слова: коммуникации, организация, структура организации.

Так, исследование, проведенное Международной ассоциацией бизнес-коммуникаций, показало, что большинство руководителей видят связь между рыночной

Обмен. Обеспечение взаимопонимания.

Преимущества и недостатки электронных систем коммуникации...

Для этого созданы различные системы взаимодействия и правила организации коммуникаций в организации. В первую очередь это распространение информации между

А из-за простоты использования данный вид связи доступен сотрудникам довольно широкого спектра возрастов.

Похожие статьи

Роль коммуникаций в управлении изменениями

Новейшее понимание коммуникации находит выражение в ее трактовке как основания для создания организации» [2]. Наш российский исследователь Т. М. Орлова дает этому термину такое определение «Коммуникация — это обмен информацией, знаниями...

Система коммуникаций организации | Статья в журнале...

То, каким образом получатель воспринимает сообщение, отправитель узнает с помощью механизма обратной связи, — именно обратная связь превращает коммуникацию в двусторонний процесс обмена информацией.

Коммуникация в управлении персоналом в контексте подхода...

- учет неформальной коммуникации, важность исследования коммуникативных связей в организации. Таким образом, нами рассмотрены различные подходы к постановке задач управления персоналом в зависимости от доминирующего контекста...

Виды управленческой коммуникации | Статья в журнале...

В одной из прошлых статей мы анализировали управленческую коммуникацию пришли к выводу, что коммуникативные процессы возникают на каждом этапе функционирования организации.

Управление коммуникационными процессами организации

Систему коммуникаций организации в наиболее общем виде можно определить, как единый

Основная задача, которая стоит перед системой внутрикорпоративных коммуникаций в

Каждый из элементов комплекса маркетинга имеет коммуникационные связи: внутренние...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий

Опытный руководитель всегда помнит об обратной связи и умеет её использовать.

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Коммуникативная специфика интернет-пространства. Автор: Шепель Альбина Сергеевна.

Интернет стал средой коммуникации, механизмом производства и распространения информации, а

Интернет обеспечивает эффективную обратную связь как техническую...

Системный подход в исследовании организационных...

Ключевые слова: коммуникации, организация, структура организации.

Так, исследование, проведенное Международной ассоциацией бизнес-коммуникаций, показало, что большинство руководителей видят связь между рыночной

Обмен. Обеспечение взаимопонимания.

Преимущества и недостатки электронных систем коммуникации...

Для этого созданы различные системы взаимодействия и правила организации коммуникаций в организации. В первую очередь это распространение информации между

А из-за простоты использования данный вид связи доступен сотрудникам довольно широкого спектра возрастов.

Задать вопрос