Библиографическое описание:

Порошина А. Д. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1028-1030.



Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в ст. 2 приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общепризнанных ценностей [1]. Это обуславливает необходимость создания механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации разработку и реализацию указанного механизма осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

Однако в Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти недостаточно обеспечивает защиту прав и свобод граждан, недостаточно разработан механизм реализации гражданами прав и свобод, не полностью сформирована законодательная база. Нерешенность данных проблем влечет к нарушению прав и свобод граждан.

В складывающейся ситуации востребована роль прокуратуры в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Одним из полномочий, которыми наделены органы прокуратуры в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, содержащие сведения о нарушении законов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Закон о прокуратуре) поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (далее — Инструкция) [2]. Данная инструкция была утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 2007.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ.

Согласно данной Инструкции правом на обращение в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав обладают как физические, так и юридические лица. Также в ней закреплено положение о том, что жалобы, заявления и обращения могут поступать как от самого лица, чьи права были нарушены, так и от его представителя [3].

Обращения в органы прокуратуры могут быть в письменной, устной форме, на личном приеме, переданные по почте, телеграфу, факсу, интернету.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ в обязательном порядке должны быть рассмотрены. После предварительного рассмотрения обращений граждан органы прокуратуры должны принять одно из следующих решений:

− принять данное обращение к дальнейшему разрешению;

− либо оставить обращение при наличии определенных оснований без разрешения;

− передать обращение для разрешения в нижестоящие органы прокуратуры;

− если данное обращение относится к компетенции других органов, то направить его в соответствующие органы;

− прекратить рассмотрение обращения по инициативе граждан;

− приобщить к раннее поступившему обращению;

− возвратить данное обращение заявителю.

Резюмируя изложенное, рассмотрение обращений граждан органами прокуратуры можно поделить на 2 этапа. На первом этапе происходит распределение полученных обращений, те, которые относятся к компетенции органов прокуратуры, и тех обращений, рассмотрение которых отнесено к ведению других органов. Второй этап — разрешение прокурором обращений и принятия решений (таких как, удовлетворение жалоб, заявлений и обращений либо отклонение их).

Согласно Инструкции поступившие заявления в течении 3 дней подлежат обязательной регистрации после поступления данных заявлений в органы прокуратуры [4].

Заявления, жалобы, обращения разрешаются в течении 30 дней со дня поступления, а те, которые не требуют дополнительной проверки — в течении 15 дней. Если установленный срок истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Все заявления, жалобы, обращения должны быть приняты к рассмотрению, или переданы в нижестоящий орган прокуратуры, или в другие органы. А те заявления, жалобы, обращения, которые рассматриваются другими органами, подлежат разрешению в семидневный срок со дня регистрации.

Если заявления, жалобы, обращения не содержат всех необходимых сведений для достаточного разрешения, то в этом случае прокурор в течении 7 дней со дня регистрации обращения возвращает его заявителю для пополнения информации.

Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре для проведения прокурором проверки необходимо наличие сведений о нарушении закона [5].

Во время проведения проверки необходимо определить: имелся ли факт нарушения прав и свобод человека и гражданина, какие законы при этом были не соблюдены, каким органом было совершено правонарушение, а также, что послужило причиной данного правонарушения.

В том случае, если прокурор отказал в рассмотрении обращения гражданина, то в обязательном порядке прокурор отправляет гражданину не позднее 10 дней решение об отказе в рассмотрении с обоснованным разъяснением данного отказа, при этом прокурор должен указать порядок обжалования принятого решения. Без разрешения могут быть оставлены обращения граждан, если: обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи; обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании гражданина недееспособным [6].

За гражданином закрепляется право прекратить рассмотрение его заявления. Если же гражданин решит прекратить рассмотрения его заявления, то это автоматически влечет прекращение рассмотрения данного заявления прокурором, при условии, если в заявлении нет сведений, подтверждающих наличие какого-либо правонарушения. После проведенной проверки заявитель вправе ознакомится со сведениями, относящимися к нарушению его прав и свобод, при условии, что данная возможность гражданина не противоречит законным интересам других лиц.

Обращение считается разрешенным, если в нем были рассмотрены все поставленные вопросы и предприняты все меры к восстановлению нарушенных прав.

В соответствии с п. 4.14 Инструкции по итогам рассмотрения обращения прокурор принимает одно из следующих решений:

− удовлетворить обращение и принять соответствующие меры восстановлению нарушенных прав заявителя;

− удовлетворить обращение, в котором ранее было принято решение об отказе в удовлетворении решения;

− отклонить требования заявителя, которые являются необоснованными;

− разъяснить принятое решение;

− оставить без разрешения;

− направить обращение в течение 7 дней в другие компетентные органы [7].

Необходимо отметить, что при рассмотрении обращений граждан прокурор вправе принять соответствующие меры, а именно возможность прокурора при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии со ч. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре и в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.(ч. 3 ст. 27) [8].

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры. Рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ //Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — ФЗ. — Ст. 1011.
  3. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
  4. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
  5. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — ФЗ. — Ст. 1011.
  6. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
  7. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
  8. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — ФЗ. — Ст. 1011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle