Библиографическое описание:

Арингазинова А. М. Исследование в действии: Как развить функциональную грамотность учащихся 8 классов через чтение схем, графиков на уроках информатики // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 2-5.



  1. Почему решили заняться исследованием в действии?

Анализируя стартовые мониторинги учебных годов 2014-2015, 2015 -2016 гг. я пришла к выводам таким:

- ученики имеют затруднения с заданиями, связанными с табличным процессором, где нужно по заданным значениям определить выходные данные;

- ученики имеют слабые навыки построения блок-схем по указанному алгоритму.

Все указанные проблемы имели один корень, а именно связанные со следующим термином «Функциональная грамотность». То есть, исходя из выявленных проблемных зон, я пришла к выводу, что ученики имеют следующие проблемы из-за того, что слабо интерпретируют указанные графики и схемы в заданиях. Тем самым я определила проблему для решения через Action Research.

Как начиналась работа

Для решения поставленной проблемы было решено выполнить следующие действия для организации благоприятной атмосферы:

1) создание целевой группы по решению родственных проблем;

2) создание сетевого сообщества с помощью средств корпоративной почты;

3) встречи с критическими друзьями;

4) проведение коуч-сессий по заявленным запросам.

Встречи с коллегами проводились в дружеской атмосфере, что располагало к продуктивности сотрудничества.

Возникновение проблемной ситуации

В 2014 году я стала преподавать предмет Информатика в классах 7Е и 7 G, на тот момента времени. Так как обучение в Назарбаев Интеллектуальных школах происходит по спиральной системе обучения, что заключается в том, что ученики с каждым годом наращивают свои знания, умения и навыки в определенных областях и раздела учебной программы. Тем самым показывая связь между знаниями на протяжении определенного времени. При анализе проблемных ситуаций я выделила следующие проблемные аспекты, что ученики имеют слабо развитые навыки чтения схем, графиков, то есть чтение знаковой и графической информации.

Анализ проблемной ситуации показал, сравнение стартовых мониторингов на протяжении 2-х лет.

Таблица 1

Стартовый мониторинг за 2014-2015 учебный год

Класс

всего

Писавшие

Отсутствующие

"5"

"4"

"3"

"2"

Успеваемость

Качество успеваемости

8E

9

9

0

1

3

5

0

100.0

44.4

8G

8

8

0

0

6

2

0

100.0

75.0

17

17

0

1

9

7

0

100.0

58.8

Таблица 1

Стартовый мониторинг за 2015-2016 учебный год

Класс

всего

Писавшие

Отсутствующие

"5"

"4"

"3"

"2"

Успеваемость

Качество успеваемости

8E

10

10

0

0

3

7

0

100.0

30.0

8G

9

9

0

0

3

6

0

100.0

33.3

19

19

0

0

6

13

0

100.0

31.6

Исходя из сравнения данных таблиц, выявлено, что в классах 8 «е» имеется спад качества успеваемости на 14%, а в 8 «g» - имеется спад качества успеваемости на 42%.

При тщательном разборе ошибок допущенных учениками я пришла к следующим результатам:

- задания, связанные со знаковой информацией, то есть ученики имели затруднения в решении таких заданий:

- построение алгоритмических конструкций, а именно линейной конструкции;

- формулирование постановочной части исходя из рисунка;

- поиск решения задания по графику;

- чтение графиков, схем.

Данную проблему я вынесла на обсуждение с коллегами, которые обучают также данных учеников. В ходе обсуждения предоставленного анализа, я выяснила, что проблему, связанную с функциональной грамотностью, также имеют мои коллеги, преподающие в данных классах.

В начале первой четверти я провела небольшое анкетирование, с целью выявления фактов исследования. В анкете были следующие вопросы:

- Как Вы понимаете, что такое функциональная грамотность?

- Как можно считывать информацию с графиков?

- Как строить алгоритмы в графической форме?

- Какие алгоритмические конструкции вызвали затруднение?

- Нужно ли для Вас постоянная обратная связь от учителя по оформлению блок- схем?

- Интересны ли для Вас результаты формативного и суммативного оценивания?

- Умеете ли Вы сопоставлять табличные данные с указанными диаграммами?

Анализируя полученные результаты анкетирования, выяснилось, что ученики не совсем понимают, как строить блок – схемы на определенные алгоритмические конструкции, не знают, как сопоставлять данные в таблице с указанными диаграммами, что и доказывались результатами формативного оценивания.

В целом данное анкетирование несет положительную информацию, то есть ученики были открыты к исследованию.

Исходя из общих интересов целевой группы был составлен план исследования.

Для составления психолого-педагогической карты на на указанные классы были отправлены запросы психологам по школе. Помимо были составлены личные разговоры с кураторами, которые работают с данными классами второй учебный год.

На сегодняшний момент в первой группе 8 «е» класса обучаются 10 учащихся, в первой группе 8 «g» класса обучаются 9 учащихся.

При составлении анализа по методу SWOT, где были определены сильные стороны, слабые стороны, благоприятные стороны, угрозы и риски.

При анализе данных выявилось, что корень проблемной ситуации лежит в том, что ученики не всегда могут интерпретировать результативности собственной деятельности. Имеют не развитые навыки высокого порядка, тем самым не могут справится с заданиями, которые направлены на развитие функциональной грамотности.

Планирование действий

Важнейшими индикаторами функциональной грамотности учеников по предметам естественно-научного цикла по данной теме, являются информационная грамотность, компьютерная грамотность.

Составленный план основывался на следующих критериях:

- поиск новых стратегий и техник, направленных на формирование мета сознания, критического мышления, самоорганизации учащихся;

- поиск критериев, позволяющих оценить уровень сформированности межпредметных навыков, ключевых компетенций;

- составление критериев оценок для формативного оценивания.

Цели данного исследования заключаются в следующем:

1)Определение уровня функциональной грамотности у учащихся;

2)Внедрение в поурочную деятельность различных методов и приемов, способствующих развитию навыка чтения чертежей, схем, графиков, как способа развития функциональной грамотности.

Результатом внедрения чтение чертежей, схем, графиков на уроках информатики, как способа по развитию функциональной грамотности следующие навыки и умения:

- читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения;

- искать тематическую информацию в сети интернет;

- читать блок-схемы определенного алгоритма;

- интерпретировать блок-схемы, графики, диаграммы;

- представлять алгоритмы в различных формах;

- анализировать полученные результаты с помощью трассировочных таблиц.

Результаты

В ходе проведения исследования я использовала следующие педагогические приемы:

По указанным разделам, которые касались использования таких инструментов, работающих со следующей информацией:

1)Построение графиков в табличном процессоре

2)Построение блок – схем в разделе программирование.

Конечным срезом исследования было проведенное суммативное оценивание, с помощью которого я получила следующие результаты по 2 группам.

Таблица 3

Результаты заданий по суммативному оцениванию 3 четверти

Класс

всего

Писавшие

Отсутствующие

Задание 8

Задание 9

Задание 15

Задание 16

Общий процент выполнения

8E

10

10

0

10

9

8

9

90%

8G

9

9

0

9

9

7

9

94%

19

19

0

19

18

15

18

92%

Анализ результатов

В ходе анализа суммативного оценивания 3 четверти я пришла к тому, что использованные методы по развитию функциональной грамотности привели к тому, что отработанные навыки закрепились и ученикам уже легче ориентироваться в графиках и блок-схемах.

Были использованы задания, которые нужно выполнить с помощью чтения графиков и схем. Несколько примеров заданий можно просмотреть на следующем рисунке.

Рис. 3. Образцы заданий

Что не получилось. Проблемные зоны

В ходе решения поставленной проблемы я вышла следующие проблемы:

1) Слабо развитое алгоритмическое мышление

2) Проблемы интерпретации блок-схем в код программы

3) Слабо развитая математическая функциональная грамотность

Мои дальнейшие действия

Планирую в дальнейшем сформировать у учащихся навыки программирования с помощью составления в начале алгоритмов в виде блок- схем или псевдокода.

Литература:

  1. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.): в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. И. В. Усачевой. — М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle