Библиографическое описание:

Аджимуратова А. Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1155-1158.



At this scientific article describes the organizational and pedagogical conditions of creative work for children of the older preschool age in the lessons for representational activity. Affected the question about mental regulation of creative work of the older preschool children in the lessons for representational activity.

Keywords: creative work, creative work organization, organizational and pedagogical conditions, the willingness of educators to organize creative work, stimulate the thinking process

Для обоснования организационно-педагогических условий, необходимых для успешной организации творческой работы старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности, были проанализированы результаты научно-исследовательской работы ученых в области педагогики, дидактики, методики преподавания изобразительного искусства, психологии детского художественного творчества и др. На основании теоретического анализа пришли к выводу, что к числу организационно-педагогических условий организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности можно отнести:

 готовность воспитателей к организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности;

 обеспечение на занятиях по изобразительной деятельности необходимого содержания творческой работы детям старшего дошкольного возраста;

 поэтапное привлечение старших дошкольников к творческой работе на занятиях по изобразительной деятельности;

 системное использование на занятиях по изобразительной деятельности средств эстетического воздействия на творческую работу детей старшего дошкольного возраста

Готовность воспитателей к организации творческой работы старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Выделение этого условия не случайно, ведь от того, насколько глубоко и правильно будет понимать воспитатель цели, задачи, основные направления, формы и методы работы на занятии, будет зависеть эффективность, последовательность организации и использования потенциальных возможностей занятий по изобразительной деятельности. Однозначно, воспитатель должен быть подготовлен к организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста. Как указывается в педагогической литературе, от него зависит выбор отдельных форм организации творческой работы, методов воспитания, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятии, которая побудила детей к творчеству. По мнению Л.Кондрашовой, О.Савченко, педагог призван обеспечивать необходимую мотивацию творческой деятельности детей, способствовать выявлению творческой активности детей на занятии. Итак, без постоянных, целенаправленных и настойчивых усилий со стороны педагога невозможно личностно ориентированное общение, обогащение содержания занятий по изобразительному искусству эмоционально значимым материалом, привлечения детей к самоанализу результатов творческой работы.

. Проведенный нами научно-теоретический поиск позволил выделить три составляющих компоненты готовности воспитателя к организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности:

 понимание воспитателем сущности творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности;

 осознание воспитателем цели и глубины задач организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности;

 определение воспитателем содержания, этапов и средств организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

На примере научно-педагогической литературы видим, что существует несколько взглядов на сущность творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Первый из них — педагогический, речь идет о понимании творческой работы детей как особого вида учебно-воспитательной деятельности, в основе которой определяется эстетическое отношение к окружающей действительности и искусству. Для воспитателя это понимание имеет важное значение в силу того, что позволяет увидеть в творческой работе старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности широкие возможности для:

 последовательного приобщения детей к миру прекрасного в действительности и искусстве;

 развития творческих сил и способностей, связанных с восприятием, осмыслением и созданием прекрасного в повседневной жизни и искусстве;

 предоставление детям необходимой педагогической помощи на основе взаимопонимания и сотрудничества в эстетическом освоении действительности и искусства.

Проведенный нами теоретический анализ позволяет отметить, что готовность воспитателя к организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности может быть обеспечена, прежде всего, путем осознания им сущности творческой работы детей как особого вида учебно-воспитательной деятельности, основу которой определяет эстетическое отношение к действительности и искусству. Такое понимание сущности творческой работы детей старшего дошкольного возраста позволит воспитателю увидеть в ней:

 необходимое условие формирования эстетического отношения к действительности и искусства;

 процесс формирования у детей необходимых эстетических чувств, оценок, мышления и т. д.;

 результаты формирования эстетического отношения к окружающей действительности и искусства.

Нет сомнений в том, что наличие у воспитателя необходимых понятий и представлений о творческой работе старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности является лишь первым шагом в организационно-педагогическом обеспечении этого процесса. Эффективность его организационно-педагогического воздействия будет зависеть и от того, насколько верно будет определена цель и основные задачи организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Какой же должна быть цель организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Этот вопрос возникает в работе воспитателей, является предметом их размышлений и педагогических поисков. Отметим, что цель организационно-педагогического воздействия концентрирует в себе понимание того, к чему должен прийти воспитатель в результате осуществления соответствующих учебно-воспитательных действий. Именно поэтому таким важным оказывается вопрос о конечном результате организации творческой работы воспитанников.В нашем исследовании мы исходим из понимания того, что творческая работа как особый вид учебно-воспитательной деятельности несет в себе достаточно широкие возможности приобщения детей старшего дошкольного возраста к миру прекрасного. Именно поэтому главной целью организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности должно быть эффективное использование его возможностей в формировании эстетического отношения старших дошкольников к окружающей действительности и искусству. Воспитателю нужно стремиться в своей работе к тому, чтобы как можно активнее были использованы возможности детского художественного творчества в актуализации, выявлении и отражении эстетического отношения детей к предметам и явлениям окружающей действительности, произведений разных видов искусства. Подчеркнем, что определив таким образом цель своей организационной деятельности, воспитатель сможет полноценно использовать образовательную, воспитательную и развивающую функцию творческой работы детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность учебно-воспитательного процесса и, в частности, организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности будет зависеть от того, какие конкретные задачи определяет на занятии воспитатель, какие вопросы он пытается решать в творческом взаимодействии с воспитанниками. На основе анализа теоретического и практического опыта приобщения детей к художественному творчеству мы сделали вывод о том, что основными задачами организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности следует считать следующие:

 стимулирование и поддержка творческой работы детей как основа их эстетического отношения к действительности и искусства;

 обогащения художественно-эстетического опыта старших дошкольников, необходимого для творческой работы на занятиях по изобразительной деятельности;

 овладение детьми необходимыми умениями творческой работы на занятиях по изобразительной деятельности.

Итак, готовность воспитателя к организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности предполагает понимание им сущности творческой работы, цели и задач ее организации в старшей группе. Имея необходимые знания, понятия и представления об этом виде учебно-воспитательной деятельности, воспитатель должен также уметь самостоятельно определять пути его методического обеспечения, то есть прогнозировать возможное содержание творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности, использовать возможности последовательного приобщения их к художественному творчеству, опираться на образовательно воспитательный потенциал других видов искусства и тому подобное. Все это составляет важное организационно-педагогическое условие эффективной организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Обеспечение необходимого содержания творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Это организационно-педагогическое условие выделено нами в связи с тем, что творческая работа детей, основой которой является эстетическое отношение к действительности и искусства, имеет конкретный смысл. При этом его нельзя упрощать или сводить к отдельным знаниям, понятиям или представлениям о прекрасном. Как подтверждает опыт педагогических наблюдений захудожественным творчеством детей, она имеет динамический характер и опирается как на чувства, так и на знания, в которых находят свое отражение отдельные проявления эстетического отношения к действительности и искусства.

Мы считаем, что творческий процесс в сфере искусства не может быть канонизированный и обращенный к определенным нормам и правилам. Содержание художественного творчества охватывает в себе различные аспекты, характеризующие возникновение, развитие и воплощение художественно-эстетических идей, замысла, образа и т. В старшем дошкольном возрасте творческая работа по своему содержанию не может носить упрощенный характер и сводиться лишь к натурному рисованию или абстрагированной передачи чувственно-эмоционального состояния. В ней имеют место многие другие аспекты, свидетельствующие о богатстве эстетического отношения детей к действительности и способам его передачи в изобразительном материале.

Прорабатывая теоретические данные по этому вопросу, мы пришли к выводу о том, что содержание творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятии по изобразительной деятельности состоит из нескольких компонентов:

 приобретение детьми эстетических впечатлений, побуждающих к творческой работе;

 осуществление воспитанниками эстетического поиска в процессе творческой работы;

 определение детьми художественно-эстетического замысла творческой работы;

 выбор дошкольниками художественно-выразительных средств творческой работы;

 отображение детьми художественно-эстетической идеи творческой работы;

 эстетическая оценка детьми результатов творческой работы.

Каждый из выделенных нами компонентов содержания творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятии по изобразительной деятельности функционально важный и поэтому заслуживает особого педагогического внимания. Следует отметить, что содержание творческой работы детей старшего дошкольного возраста прежде всего должно быть связано с эстетическим впечатлением. Эмоциональность приобретенных знаний не только помогает прочно усвоить их, но и выполняет определенную воспитательную функцию. По словам Л.Выготского, «прежде чем сообщить то или иное знание, воспитатель должен вызвать соответствующие эмоции ребенка, которые были бы связаны с новым знанием. Только это знание можно привить, которое прошло через чувство ребенка. Все остальное является мертвое знание, убивает всякое отношение к миру»

Поэтапное привлечение детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Выделение этого условия организации творческой работы детей обусловлено особенностями детского художественного творчества. Оно проявляются в том, что во время выполнения творческой работы дети старшего дошкольного возраста пытаются опираться на свои силы и возможности, имеющийся чувственный и интеллектуальный опыт, приобретенные ранее знания и умения решать творческие задачи. В то же время они испытывают определенные трудности в этом, порой не могут воспользоваться теми возможностями, которыми обладают. Это касается, в частности, умение самостоятельного восприятия, осмысления отдельных проявлений прекрасного в действительности и искусстве, обобщения выразительных свойств предметов и явлений, передачи их в процессе творческой работы по изобразительной деятельности. Эти и другие трудности возникают при художественном творчестве детей и поэтому требуют своевременной педагогической помощи.

Учитывая вышесказанное, нами было выделено пять этапов привлечения детей старшего дошкольного возраста к творческой работе на занятиях по изобразительной деятельности:

 эмоционально-ценностный;

 информационно-аналитический;

 интегративно-образный;

 исполнительно-действенный;

 итогово-оценочный.

Системное использование на занятии по изобразительной деятельности средств эстетического воздействия на творческую работу детей старшего дошкольного возраста. Это организационно-педагогическое условие эффективной организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста определено нами в связи с тем, что влияние на творческую работу детей могут осуществлять различные средства: природа, предметы окружающей среды, произведения искусства и тому подобное. Но влияние еще недостаточно, что негативно сказывается на организации детского художественного творчества.

В работах исследователей художественного творчества не случайно отмечается резкое падение интереса к рисованию в старшем дошкольном возрасте (Л.Занков, Е.Игнатьев, О.Лук, Б.Неменський, Г.Шевченко, Б.Щербаков и др.), что объясняется не только возрастной периодизации и содержанием обучения (Л.Божович и т. д.), но и узким применением средств эстетического воздействия на личность (В.Ванслов и др.).

Проведенный нами анализ результатов педагогических исследований позволил отметить, что в организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности существенное значение может иметь системное использование таких средств эстетического воздействия как:

 природные материалы;

 предметная среда;

 различные виды искусства.

Полноценное развитие творческих наклонностей детей в процессе организации творческой работы, усвоения знаний, умений и навыков возможны только на основе накопленного эстетического опыта, «накопления которого обусловлено непосредственным или опосредованным восприятием окружающей действительности». С этих позиций реализация принципа наглядности осуществляется также с помощью использования музыки, но не в том виде, который общепринято использовать в виде формул, таблиц, воспроизведении реальных предметов или явлений. От умелого использования наглядности зависит эффективность организации творческой работы. Стимулирование процесса мышления, наглядных образов через представление и воображение помогает в нахождении интуитивных решений и другие психологи установили, что образы воображения и представления могут замещать действительное восприятие в любом качестве его объектов: двухмерные формы, цвета, выражения лиц или что-нибудь другое.

Литература:

  1. Дмитриева Е. Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста: Дис.. канд.пед.наук, -М. 2002.- 133 с.
  2. Дышлевый П. С. Философские проблемы науки о творчестве. // НТП: методология, теология, практика. М. 2007. — С. 79
  3. Жернильская М. А. Продуктивные виды деятельности, как условие эстетического развития детей 4–6 лет / Автореферат дис.канд.пед.наук, -М.: 2002.-24 с.
  4. Запорожец А. В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания. М.: Знание. 2006. — 29 с. 78. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. //
  5. Эмоциональное развитие дошкольников. / Под ред. А. Д. Кошелевой. М. Просвещение. 2000. — С. 8–2879

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle