Библиографическое описание:

Перфилова Ю. В. Оценка инвестиционной привлекательности фирмы // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 826-829.



В статье определены подходы к оценке инвестиционной привлекательности фирмы в современных условиях, рассмотрены основные методы её проведения, в том числе оценка на основе жизненного цикла организации, показателей финансовой отчётности, рейтинговая оценка и оценка тенденций развития.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность фирмы, методы оценки инвестиционной привлекательности, рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности, жизненный цикл организации, финансовый анализ.

Предприятия для последовательного развития и совершенствования деятельности в значительной степени используют не только собственные ресурсы в силу их ограниченности, но дополнительные привлеченные средства инвесторов. В связи с этим особенную актуальность в текущих условиях приобретает вопрос оценки инвестиционной привлекательности предприятий. Однако необходимо отметить, что в отличие от области оценки инвестиционной привлекательности регионов, отраслей и конкретных инвестиционных проектов, методология и теоретическая база оценки инвестиционной привлекательности предприятий недостаточно развита и не имеет единого подхода. В рамках данной статьи обобщим основные подходы в оценке данного вопроса, существующие в настоящее время в теории и практике инвестиционного менеджмента.

Оценка инвестиционной привлекательности организаций осуществляется для целей кредитного и институционального финансирования и представляет собой комплексный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности и экономического потенциала.

В зависимости от конечного пользователя информации анализ может проводиться в различных направлениях. В частности, при анализе инвестиционной привлекательности финансовым учреждением основным показателем служит платежеспособность предприятия, то есть его способность к полному и своевременному возврату основного долга и процентов. В свою очередь институциональный инвестор оценивает в первую очередь эффективность хозяйственной деятельности, поскольку он участвует в прибыли от реализации.

При выборе методики оценки также имеет существенное значение сумма инвестирования. При оценке капитальных вложений рассчитывается чистая текущая стоимость (net present value, NPV) и внутренняя норма рентабельности (internal rate of return, IRR). В случае если требуется сравнительная оценка привлекательности различных организаций с целью вложения определенного объёма инвестиций, то основным показателем является чистая текущая стоимость. Если же суммы финансирования варьируются, то важнейшее значение имеет показатель внутренней нормы рентабельности.

Кроме того инвестиционная привлекательность различается на абсолютную и относительную. Термин «абсолютная привлекательность» применим для оценки конкретного инвестиционного проекта. Инвестиционная привлекательность при этом имеет положительное значение, если NPV за весь амортизационный цикл выше 0. Относительная инвестиционная привлекательность применяется при сравнительном анализе при оценке среднеотраслевой инвестиционной привлекательности, оценки инвестиционной привлекательности по отраслям, сравнения с нормативными значениями [3]. Определение абсолютной окупаемости при заданном проценте привлечения средств рассчитывается следующим образом:

  1. Рассчитывается прибыльность совокупных активов путём деления чистой прибыли за год (без вычета процента по привлеченным средствам) на среднеарифметическое значение квартальных значений за год валюты баланса;
  2. Рассчитывается сложный процент с капитализацией по следующей формуле (1):

SUM = X * (1 + %)n,(1)

Где SUM — конечная сумма; X — начальная сумма; % — процентная ставка, процентов годовых /100; n — количество периодов, лет (месяцев, кварталов).

  1. Рассчитывается разница между прибыльностью совокупных активов и значением сложного процента;
  2. Полученное значение сравнивается с «0». В случае если результат положительный, то инвестиции окупаемы при абсолютном значении.

Оценка инвестиционной привлекательности начинается с определения базы оценки, при этом базой могут выступать другие предприятия, конкретные показатели окупаемости инвестиций, заданные инвестором (срок окупаемости, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, простая норма прибыли), среднеотраслевая отдача на инвестированный капитал, либо оценивается абсолютная инвестиционная привлекательность.

Далее необходимо определить:

− суммы инвестирования фиксированы либо нет;

− оценка производится для конкретного инвестиционного проекта либо нет;

− цель проведения оценки — кредитное или институциональное финансирование;

− нормативные показатели срока окупаемости инвестиций, ликвидности капитальных вложений, предельной суммы финансирования, минимальной отдачи на капитал, заданные инвестором;

− качественный характер финансирования (модернизация/инновация, НИОКР, поддерживающие инвестиции);

− обеспечение (залог, аккредитив, остаток на счете и др.).

В качестве информационной базы при проведении оценки используется финансовая и оперативная отчетность предприятия.

Необходимо отметить, что при оценке используется всегда упрощенный подход простой экстраполяции существующих тенденций финансово-хозяйственной деятельности в связи с ограниченностью имеющегося объёма информации.

В качестве примера можно привести набор факторов при региональных программах финансирования [4]:

− базой выступают предприятия различных отраслей из ограниченного перечня;

− вид финансирования — кредитное;

− финансирование не под конкретный инвестиционный проект;

− определены ограничения по характеру инвестиций (инновации с целью создания новых рабочих мест), предельный срок окупаемости составляет 8 лет, рентабельность инвестиций составляет не менее 20 % годовых, процент по кредиту — 30 % годовых (при этом метод погашения подразумевает выплату процентов ежеквартально, начиная с 1 квартала, а основного долга единовременно в конце срока кредитования).

При проведении оценки важным фактором является определение этапа жизненного цикла анализируемого предприятия или группы предприятий. Жизненный цикл предприятия разделяется на четыре стадии, характеризующиеся различными показателями выручки и прибыли [1, с. 59–60]:

  1. Детство — финансовый результат, как правило, отрицательный, темп роста выручки низкий, это начальный этап существования предприятия. Основной проблемой на данном этапе является проблема выживания, обусловленная недостаточностью денежных средств для развития. Предприятие в этом случае нуждается в краткосрочных источниках финансирования для осуществления текущей деятельности и наращивания объёмов реализации, а также в долгосрочных инвестициях в развитие.
  2. Юность — высокий темп роста выручки при низком значении получаемой прибыли, этап развития предприятия и наращивания объёмов продаж. На данном этапе основной целью является экономический рост, что создает потребность в среднесрочных и долгосрочных источниках финансирования.
  3. Зрелость — темп роста выручки существенно не возрастает, прибыль достигает своего максимального значения, этап стабильного функционирования предприятия. На данном этапе предприятие извлекает максимум прибыли из достигнутого объёма реализации, технических и производственных возможностей. При этом основное значение принимает самофинансирование в связи с достаточностью собственных денежных ресурсов. Для продолжения успешной деятельности на данном этапе важен поиск новых путей развития, в т. ч. за счет новых видов деятельности или номенклатуры продукции, либо за счёт финансового участия в капитале других предприятий (при этом происходит постепенное преобразование в холдинг).
  4. Старость — снижение объёмов выручки и прибыли. Традиционно жизненный цикл предприятия составляет 20–25 лет, после которого предприятие либо прекращает существовать, либо полностью меняет специфику деятельности и структуру собственников.

Наибольший интерес с точки зрения инвестиционной привлекательности представляют предприятия, находящиеся на первых двух стадиях жизненного цикла (этап роста), а также на ранних стадиях этапа зрелости (пока не достигнута высшая точка экономического роста). Далее степень инвестиционной привлекательности снижается, и инвестиции могут быть целесообразны только в случае высоких маркетинговых перспектив и небольшого объёма инвестиций. На этапе старости инвестиции могут быть оправданы в случаях перепрофилирования предприятия.

С целью определения стадии жизненного цикла предприятия проводится динамических анализ показателей объёма реализации, общей величины активов, величины собственного капитала и уровня прибыли за несколько лет. Темпы роста перечисленных показателей позволяют достаточно точно определить этап развития предприятия.

Оценка инвестиционной привлекательности в обязательном порядке предполагает также проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, целью которого является определение ожидаемой доходности инвестиций, сроков их возврата, а также основных инвестиционных рисков.

Основными группами показателей, которые оцениваются, при оценке инвестиционной привлекательности являются следующие:

− оборачиваемости активов;

− прибыльности капитала;

− финансовой устойчивости;

− ликвидности активов.

Первая группа показателей предполагает расчет следующих основных величин [1, с. 98]:

  1. Коэффициент оборачиваемости используемых активов: рассчитывается как отношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости используемых активов. При этом используется среднеарифметическое значение стоимости используемых активов.
  2. Коэффициент оборачиваемости текущих активов: представляет собой отношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости текущих активов.
  3. Продолжительность оборота используемых активов: отношение числа дней в периоде (360 дней) к коэффициенту оборачиваемости всех используемых активов.
  4. Продолжительность оборота текущих активов — отношение числа дней в периоде (90 дней) к коэффициенту оборачиваемости текущих активов.

Экономический смысл оценки оборачиваемости активов состоит в том, что эффективность инвестирования во многом обусловлена скоростью обращения вложенных средств в процессе производственного цикла предприятия. При этом на скорость обращения в первую очередь воздействует эффективность маркетинговой, финансовой и производственной стратегии и тактики предприятия и уже второстепенно внешние факторы. При снижении коэффициента оборачиваемости активов и увеличении продолжительности их оборота имеют место негативные тенденции в деятельности предприятия, свидетельствующие о потребности в дополнительных средствах для осуществления текущей деятельности. Объем требуемого дополнительного финансирования определяется как произведение объема реализации продукции на разницу между продолжительностью оборота активов в отчетном и предшествующем периодах, деленное на число дней в периоде.

Важнейшей целью инвестирования можно назвать получение максимального объёма прибыли на вложенные средства. В связи с этим для определения потенциальных возможностей формирования прибыли осуществляется расчёт показателей рентабельности [2, c. 69–70]:

  1. Прибыльность всех используемых активов: представляет собой отношение суммы чистой прибыли к средней сумме используемых активов.
  2. Прибыльность текущих активов — отношение суммы чистой прибыли к средней сумме текущих активов.
  3. Рентабельность основных фондов — отношение суммы чистой прибыли к средней стоимости основных фондов.
  4. Прибыльность реализации продукции — отношение суммы чистой прибыли к объему реализованной продукции.
  5. Показатель прибыльности — отношение суммы валовой (балансовой) прибыли (до уплаты налогов и процентов за кредит) к разнице между средней суммой используемых активов и суммой нематериальных активов.
  6. Рентабельность собственного капитала — отношение суммы чистой прибыли к сумме собственного капитала.

Анализ финансовой устойчивости позволяет оценить структуру финансовых ресурсов предприятия и возможный инвестиционный риск. При этом используется расчет следующих показателей:

  1. Коэффициент автономии — отношение суммы собственного капитала к сумме всех используемых активов.
  2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств — отношение суммы используемых заемных средств к сумме собственных активов.
  3. Коэффициент долгосрочной задолженности — отношение суммы долгосрочной задолженности (свыше одного года) к сумме всех используемых активов.

Анализ показателей ликвидности необходим для оценки способности предприятия покрывать краткосрочные обязательства текущими активами, что важно для снижения риска банкротства. Основным показателем в данном случае является коэффициент текущей ликвидности, представляющий собой отношение суммы текущих активов к сумме текущей (краткосрочной) задолженности. Кроме того рассчитываются следующие показатели:

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности — отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к сумме текущей (краткосрочной) задолженности.
  2. Коэффициент срочной ликвидности — отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к сумме текущей (краткосрочной) задолженности.
  3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности — отношение объема реализации продукции с последующей оплатой к средней сумме дебиторской задолженности.
  4. Период оборота дебиторской задолженности — отношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности.

На основании рассчитанных значений показателей бухгалтерской отчётности предприятий осуществляется рейтинговая оценка, при которой предприятия ранжируются по выбранным инвестором показателям. Довольно часто используется ранжирование по абсолютным показателям (например, объём выручки, чистой прибыли и т. д.) в связи с простотой и высокой долей объективности данного метода. Однако наиболее информативными являются рейтинги, построенные на относительных или удельных показателях (показатели ликвидности, оборачиваемости, структуры капитала и т. д.). Базой для сравнения и эталоном является год, в котором достигнуты наиболее высокие экономические и финансовые результаты из всей совокупности [5, с. 16]. При этом близость к эталону характеризует высокую степень инвестиционной привлекательности.

Помимо перечисленных показателей важное значение имеет оценка тенденций развития предприятия, поскольку даже в самых благоприятных экономических условиях не исключается возможность наступления кризисных явлений. Для определения тенденции развития простейшим методом является построение тренда развития с помощью статистического метода. В случае если тренд является положительным, то инвестиционная привлекательность предприятия является высокой при прочих равных условиях. Также необходимо оценивать вероятность наступления банкротства предприятия, что возможно сделать в том числе путем расчета по методу Альтмана.

В научной статье рассмотрены ключевые направления оценки инвестиционной привлекательности предприятий. Однако на практике требуется проведение более полного анализа характеристик деятельности, в том числе конъюнктуры рынка и рыночной позиции фирмы, оценка инвестиционных рисков и многих других. Комплексный подход к оценке позволяет максимально снизить инвестиционные риски, что особенно важно в текущей сложной экономической ситуации.

Литература:

  1. Валинурова Л. С. Управление инвестиционной деятельностью: Учеб. / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. — М.: Кнорус, 2014.
  2. Ендовицкий Д. А., Бабушкин В. А., Батурина Н. А. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / под ред. Д. А. Ендовицкого. — М.: КНОРУС, 2015.
  3. Бадокина Е. А., Швецова И. Н. Оценка инвестиционной привлекательности организаций промышленности // Управленческий учет: электронный журнал. 08.09.14.
  4. Ендовицкий Д. А., Соболева В. Е. Анализ инвестиционной привлекательности компании-цели // Аудит и финансовый анализ: электронный журнал. 12.02.13.
  5. Щиборщ К. В. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий// Банковские технологии, № 4/2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle