Библиографическое описание:

Макеева Е. А., Литвинова М. А. Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1241-1245.



Динамичные изменения, происходящие в мире и в России во всех сферах жизнедеятельности человека, и прежде всего в активно развивающемся информационном пространстве, определяют резко возрастающий объем информации, циркулирующей в социуме и воздействующей на формирующуюся личность, затрудняют ее социальную ориентацию. Они предъявляют, с одной стороны, принципиально новые требования к воспитанию и развитию «информационной» личности подрастающего человека — мобильной и способной к творческой переработке потока информации, с другой — сама инфраструктура информационного общества обладает богатейшими возможностями для творческого развития подрастающего поколения как в связи с доступом ко всему многообразию когда-либо существовавших знаний и ценностей, так и в связи с включением его в активную деятельность — в информационно-коммуникативные взаимодействия с людьми (сверстниками, представителями младшего и старшего поколений), с окружающим миром в целом.

Очень трудно представить на данный момент сферу реальной жизнедеятельности человека, на которую не был бы завязан компьютер. Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Сейчас маловероятно встретить школьника без сотового телефона, ведь заботливые родители хотят, чтобы их ребенок все время находился на связи. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой жизни, изменяя при этом не только отдельные поступки, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы, на мозг, на глаза, снижая тем самым остроту зрения. Сидящие за компьютером дети вынуждены продолжительное время находиться в относительно неподвижном положении. Представьте, а ведь они находятся в такой позе не только в школе, но еще и дома, когда хотят поиграть в какую-то игру. К сожалению, современная необходимость превращается во вредную привычку. Со временем даже взрослые люди начинают ощущать компьютерную зависимость, что уж говорить о маленьких детях? Довольно часто ребенок берет пример с родителей или сверстников, которые захвачены виртуальным миром. Часто бывает даже так, что в целях успокоения ребенка, родители сажают его за компьютер или дают в руки пульт. Вот она, проблема 21 века.

Интеллектуальное развитие ребенка представляет собой получение информации, ее обработку и формулировку каких-либо выводов. При чтении книги ребенок знакомится с ней, читает, напрягается, перерабатывает информацию, создает свои образы, картинки, затем может пересказать прочитанное. А что происходит с компьютерами? Компьютеры, это готовые образы. Иными словами, компьютер подает готовую информацию. Она подана, пережевана, ребенку остается только проглотить. Когнитивное мышление в это время не работает. Бесспорно, определенную базу возможностей для развития компьютеры предоставляют, т. е. с детства можно ознакомиться с техникой, научиться владеть ей, но этому можно научиться и в более осознанном возрасте.

Постоянно играющие в компьютерные игры дети, легко и часто раздражаются, нервничают, «капризничают», особенно если их отвлекать от компьютера. Возникают проблемы с приемами пищи, поскольку снижается аппетит и вместо полноценного питания прямо перед монитором употребляются сухарики, бутерброды и т. д. Нервная система ребенка не справляется с интенсивным воздействием виртуального пространства. Периодически дети просыпаются из-за «страшных снов», в которых не могут пройти уровень или убегают от компьютерных монстров.

Не обходится и без того, что дети, посмотрев сериалы или поиграв в игры, начинают копировать поведение своих любимых героев. Ребенок искренне не понимает, за что его ругают, когда он бьет сверстника в смертельные точки, как в компьютерной игре. Большинство мультфильмов предлагают опасные и агрессивные модели поведения, например решение проблем насилием и жестокостью («положительный герой» может легко искалечить «отрицательного»). Сломанные руки, ноги, разбитый череп, глаза, вывалившиеся из глазниц, и другие ужасы физической расправы изображаются в мультфильмах не по-детски натуралистично. Дети смеются, им нравится, а раз нравится — они могут попробовать повторить действия своего кумира.

Скорее всего, проблема в том, что дети в важный для их жизни период находят интерес именно в интернете. Забыты многие развивающие игры, такие как монополия, домино, настольный хоккей, футбол. А как же прогулка во дворе со своими сверстниками, игры на детских площадках, где ребенок может выплеснуть свою энергию в ходе активной деятельности? К сожалению, в современном мире все больше и больше приобретает популярность “болезнь” в духе “у кого больше, дороже и новее гаджет, тот и круче”. Интеллектуальное развитие, начитанность, духовные качества становятся не столь важны.

Помимо всего перечисленного, есть еще одна ловушка. Это социальные сети. Зависимость днями и ночами листать новостную ленту, выкладывать фотографии, показывая тем самым свою “крутость”, которая выражается в подарках, одежде и даже еде. Мы забыли, что такое нормальное общение. А как знакомиться друг с другом, как общаться? Мы потеряли, а не приобрели.

Прекрасный эксперимент провела семейный психолог, Екатерина Мурашова. Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т. п.

Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т. п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

– готовили еду, ели;

– читали или пытались читать,

– делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

– смотрели в окно или шатались по квартире;

– вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

– складывали головоломки или конструктор «Лего»;

– рисовали или пытались рисовать;

– мылись;

– убирались в комнате или квартире;

– играли с собакой или кошкой;

– занимались на тренажерах или делали гимнастику;

– записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

– играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

– трое писали стихи или прозу;

– один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

– одна девочка вышивала по канве;

– один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

– один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

– одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

– одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники. Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента. 63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния. Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей. Какой вывод следует из всего этого? А давайте каждый решит для себя сам, ведь себя мы точно не обманем.

Несомненно, что активно и продуктивно совершенствовать себя в современном информационном пространстве может человек со сформированными информационными и коммуникативными умениями и операциями, которые могут быть включены в понятие информационной культуры личности.

В свою очередь, специально организованная научно обоснованная подготовка такой личности должна стать сегодня важнейшим направлением современного образования подрастающего поколения, и в условиях его модернизации — одним из условий его качественного изменения.

Этим обусловлена необходимость научного осмысления феномена подрастающего поколения как развивающегося в современном информационно-психологическом пространстве общества в условиях равноправного диалога поколений как формы коммуникации и как механизма личностного и социального развития. Очевидно, что такого рода переход не может произойти сам собой, без осмысления механизмов и закономерностей данного процесса, приведения в соответствие с ними социальных институтов.

Литература:

  1. Макеева Е. А. — Инновационные методы обучения как необходимый элемент модернизации образования в современной России // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 8. — С. 149–152.
  2. Макеева Е. А. — Исторический и личностный смысл познания // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — Т. 7. — № 1. — С. 351–353.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle