Библиографическое описание:

Перфилова О. В. О значимости компьютера (интернета) в жизни подрастающего поколения [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 7-9.



В эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому… Юношеская жажда новизны контрастирует с присущей зрелому возрасту ориентацией на стабильность…

И. С. Кон

Какую роль играет компьютер в жизни подрастающего поколения?

Странный на первый взгляд вопрос, чем является в нашей жизни интернет или компьютер. В настоящее время мы даже представить себе не можем жизнь без этих понятий! Но не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Около двух третей свободного времени наши дети проводят у экрана компьютера. И дети, и подростки, и юноши растут сегодня в сложном, «удвоенном» мире. Один реальный: дом, школа, колледж, работа, семья. Другой компьютерный (виртуальный): любой континент, любая культура, любые события от личной драмы до глобальных исторических катаклизмов и пр.

Первый, действительный мир достаточно однообразен. Он ведь существует в реальном времени, где один день похож на другой. Даже у взрослого человека возникает подчас желание «выпрыгнуть» из буден — хочется перемен. А каково же подростку, юноше, каждый день меняющемуся, в однообразном мире? Для подростков и юношей, как отмечают учёные, характерны различные способы мироощущения: романтически-оптимистический (он преобладает), оптимистически-реалистический и прозаически-скептический. Они хотят с помощью интернета выйти из удручающего мерного движения буден, хотят отвлечения, остроты переживания… И в этом однозначно может помочь интернет, если нет реальной возможности что-то изменить или чем то отвлечься.

Но есть и другая сторона этого вопроса. Что, кроме отвлечения и иллюзорных перемен несёт интернет или даёт работа с компьютером, с теми многообразными программами, которыми он набит. Монитор, а в нём целый мир — необъятный, непознаваемый, предлагающий отправиться в путешествие по любой из сотен дорог. И при этом — такой безопасный и свой собственный. Здесь можно забыть о том, кто ты есть и о том, что происходит вокруг тебя — забыть обо всём…

В «докнижный» период единство слова и дела осуществлялось естественно и понятно. Накопление опыта и знания было совмещено благодаря прямому и постоянному контакту старшего (учителя) и младшего (ученика). Проблем перехода от знаний к действию не существовало, поскольку момент истины ощущался не умственным озарением, а достижением цели. Появление книги нанесло сильнейший удар по единству слова и дела, отделило процесс накопления знаний от их применения, создало новые формы жажды знаний и новые ощущения постижения истины. И как сказал ещё в XVI веке Монтень: «Учёность чисто книжного происхождения — жалкая учёность!» Это означает, что задача программирования появилась задолго до изобретения компьютеров. И компьютеры лишь актуализировали проблему программирования, так же как книгопечатание актуализировало проблему грамотности. И, тогда мы видим компьютер как объект подачи информации. И «кнопочное» образование, при котором учащемуся остаётся лишь выбирать некие ответы из числа заготовленных заранее, ведёт к пассивности: одно дело самому строить лабиринт, другое — всего лишь искать из него выход. Многие компьютерные программы (большинство) — то же самое. Что задачник с известными ответами. И в этом случае такой «помощник» воспитывает леность ума и ничего более, отдаляет слово и мысль от дела и поступка! Что сказал бы насмешливый Монтень об «учёности через компьютер»? Наверное, что компьютер актуализировал тягу к умственному лежебочничеству.

Психология развития за последние 30 лет сделала немало очень важных наблюдений, из которых следует неоднозначность этого вопроса: если компьютер в руках подростка как «помощник» выхода из реальности и он уходит в интернет потому, что находит там самое важное — способ выражения себя, способ повышения самооценки, то это может перерасти в навязчивое желание быть в интернете чаще, т. е. в «интернет-зависимость». Проблемы реальной жизни начинают казаться далёкими и маловажными. Человек постепенно начинает терять интерес к творчеству, к познанию, потребляя изо дня в день информационный фаст-фут, не требующий умственного напряжения. С другой стороны неоспорима огромная важность обучения работы с компьютером. Когда мы только ищем развлечений и лёгких путей решения — это одна сторона использования интернета и компьютерных программ, но когда у нас есть цель развития и поиска — это совсем другие задачи и совсем другой подход к вопросу необходимости этих двух составляющих современного мира. Через несколько лет общество, интенсивно оснащаемое всё новыми, более современными компьютерами, потребует от людей особых знаний и умений, и мы сегодня обязаны предугадать — каких именно. А для этого необходимо как можно раньше учить подрастающее поколение «правильной» работе с компьютером (или в интернете).

Общение с компьютером вырабатывает особый стиль мышления, прививает определённые навыки умственных действий, которые жизненно необходимы всякому современному человеку, чем бы он ни занимался. С точки зрения психологии развития, люди, умеющие работать на компьютере (пользователи обучающих программ в интернете) приобретают навыки и умения различного плана:

– Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств. Это означает, что, видя конечную цель, человек должен определить последовательность простых и более или менее стандартных операций, которые к ней ведут и каждая из которых ему доступна.

– Умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи. Иными словами, из моря фактов по каким-то точным признакам быстро отобрать лишь нужные, не упустив при этом ничего существенного.

– Дисциплина языковых средств. Она предполагает умение правильно, чётко и однозначно формулировать мысли в понятной собеседнику форме.

Все перечисленные навыки и умения имеют общекультурную, общеобразовательную, общечеловеческую ценность и необходимы в современном мире практически каждому, независимо от его образовательного уровня и сферы приложения его профессиональных интересов.

Так необходимо ли учиться работать на компьютере (пользоваться интернетом)? Тем, кто знаком с возрастной психологией эта необходимость понятна, так как данный вид деятельности развивает способность к абстрактному мышлению. Современный человек попросту не сможет выжить в скором будущем в постоянно усложняющемся мире, если будет реагировать на каждое новое изменение всякий раз заново, спонтанно. Поэтому ему необходимо, учась на конкретных реалиях своего нынешнего бытия, вырабатывать правила на будущее. Это и есть абстрактное мышление — оно вовсе не состоит только в том, чтобы доказывать теоремы, но прежде всего — в умении, попадая в незнакомую обстановку, находить в ней черты знакомой; в способности обобщать опыт, накопленный в какой-то одной деятельности, и переносить его на другую; в искусстве прогнозировать ход событий и угадывать причинную, закономерную связь между ними. Всё это невозможно без определённой привычки к абстрагированию.

Многие компьютерные программы и интернет-источники чрезвычайно активизируют интеллект подрастающего человека. Но он не станет учить то, что ему не интересно, тут всё в руках учителя! И работа с компьютером с точки зрения психологии мыслится не как ещё одна специальная дисциплина, а как средство облегчить постижение всех других предметов.

Компьютер всегда создаёт игровую обстановку, которая в обучении особенно ценна тем, что из игры можно выйти, не утратив достоинства. И в целом методы и приёмы убыстрения и углубления образования с помощью компьютера неисчислимы — они ограничиваются лишь пределами нашей фантазии и степенью конкретного знания возрастной психологии…

В своё время на меня произвели большое впечатление идеи профессора Сеймура Пейперта. Он, вероятно, первым среди психологов и педагогов взял на вооружение концепции работы с обучающими компьютерными программами и в серии экспериментов убедительно показал, что ребёнок научается что-то делать только после того. Как он поймёт, как это делается. Лишь тогда новые и новые тренировки закрепляют успех. И это касается не только постижения детьми неких теоретических положений, но и так называемых программ реального времени — спорта, музыки и пр.

Мы неизмеримо усилили свой интеллект, сделав частью своей натуры способность планировать собственные действия, вырабатывать и общие правила, и вытекающий из них частный способ их применения в конкретной ситуации. А с помощью чего мы добились этого?..

Будучи и вместилищем многих знаний, и время препровождением, и развлечением, и отдыхом, компьютер в конечном итоге становится немалой силой в формировании личности своего юного почитателя. Но в каком направлении личность эта станет складываться — зависит не столько от информации, полученной с экрана, сколько о нас с вами, педагогов, воспитателей подрастающего поколения.

Литература:

  1. Ефремова О. И. Успешность личности/Социальная психология в вопросах и ответах/ Под редакцией В. А. Лабунской. — Ростов-на-Дону, 2004.-354с.
  2. Проблемы компьютеризации обучения. «Математика в школе». 1986 г. № 1.
  3. Современные образовательные технологии/ под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): точки зрения, исследование вопроса соотношения, точки зрения психологии, вопроса соотношения философии, точки зрения значимости, психологической точки зрения, компьютерные программы, произведениях Л, комическому… Юношеская жажда, присущей зрелому возрасту, формы жажды знаний, подчас желание «выпрыгнуть», перемен несёт интернет, новые ощущения постижения, создаёт игровую обстановку, процесс накопления знаний, постоянному контакту старшего, xvi веке Монтень, мерного движения буден, умения различного плана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос