Библиографическое описание:

Мухамеджанова С. Д. Коммуникативные навыки у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1259-1261.



В настоящее время проблема преподавания иностранного языка является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Важно формировать коммуникативные навыки.

Кто занимаются изучением иностранного языка, должны обладать хорошими коммуникативными навыками. Для того чтобы стимулировать развитие этих навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как видео-урок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия.

Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. Во время таких уроков расширяется кругозор учащихся плюс совершенствуется социокультурная компетенция. Почему мы говорим о том, что необходимо применять данные методы обучения? Дело в том, что во время, например, видео-урока осуществляется приобщение учащихся к культуре стран изучаемого языка посредством погружения их в атмосферу взаимоотношений носителей языка с демонстрацией особенностей их мимики и жестов.

Именно мотивация — главный источник активности и источник направленности личности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели желания и влечения недостаточно, как отмечает психолог Л. И. Леонтьев, необходим еще и объект, который, отвечая потребности, явился бы побудителем деятельности, придал бы ей определенную направленность, т. е. необходим мотив. Иначе говоря, мотив — «опредмеченная потребность», но предметы потребности могут быть разными. Например, при изучении иностранного языка, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого — обещанная за хорошие оценки награда. В первом случае мотив — внутренний, во втором же по отношению к личности — внутренний, а по отношению к деятельности — внешний.

Первоочередным условием формирования коммуникативных навыков и повышения интереса к предмету «Иностранный язык» является формирование мотивации — мотивации коммуникативной. Какими средствами это можно достигнуть?

Как показала практика, наиболее действенным средством стало включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, являющуюся ведущей на данном этапе, использование ролевых, интеллектуальных игр, игр соревновательного характера, которые оказывают огромное влияние на психическое развитие учащихся.

Игра представляет большую роль в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение той или иной проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. Ситуация — основа общения, а весь процесс коммуникации — это фактически непрерывный, динамический ряд сменяющих друг друга ситуаций. И для этого, на мой взгляд, целесообразно использовать ситуативно-ролевые игры.

Как преподавателем иностранного языка XXI века, использующим современные подходы к обучению данному предмету, мной на практике в процессе формирования коммуникативных навыков активно применяются ситуативно-ролевые игры. Я стараюсь построить занятия таким образом, чтобы получилась не сухая передача информации, а была затронута и решена проблема.

При изучении темы «Exploring the World» студентам была предложена ситуация: «Вы заходите в кафе, за столиком сидят иностранные туристы, которые хотят как можно больше узнать о нашей стране». Группа делится на две подгруппы: студенты, изучающие английский язык, и английские туристы. Задача «Студентов» — познакомиться и расспросить как можно больше о стране изучаемого языка и ее достопримечательностях, а также рассказать о своей стране с использованием заранее подготовленной презентации.

Когда после данного занятия была проведена рефлексия, ребята высказали мнение, что эту тему им зубрить не надо, она им легко запомнилась, и они без труда могут обсудить ее с иностранными друзьями.

Еще одним эффективным средством формирования коммуникативной мотивации является наглядность. Следовательно, при обучении иностранному языку наглядность не должна рассматриваться однобоко, как простая демонстрация конкретного предмета. Ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы. Но тут следует учитывать тот момент, что наглядность должна быть содержательной, нести смысловую нагрузку, соответствовать возрастным способностям учащихся. На практике я предлагаю учащимся заполнить таблицы недостающей информацией, общаясь друг с другом на изучаемом языке. Учащимся предлагалось выполнить вариационный тест: чтобы установить, истинные данные утверждения или ложные, учащиеся должны обменяться информацией, объединить её и принять решение; или им предлагалось дополнить незавершенные предложения, руководствуясь жизненным опытом.

Нетрадиционные формы проведения занятий дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету. Потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

– формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;

– воспитаниекультуры общенияи потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащегося.

Целью обучения иностранному языку является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы проведения занятий по английскому языку, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Овладение коммуникативной компетенцией предполагаетовладение иноязычным общением в единстве всех его функций:информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения.

Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает:

Развитие коммуникативных умений(наряду с развитием языковых знаний и навыков), а именно:

– умение читать и понимать (полностью и/или в основном) содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов;

– умение устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения;

– умения делать краткие устные монологические сообщения о себе, своем окружении, передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст;

– умения письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности, написать письмо.

Рассмотрев методические приемы реализации коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку, мы можем сделать вывод, что в распоряжении творчески работающего преподавателя имеются большие резервы для стимулирования интереса учащихся к овладению иностранным языком и повышения качества обучения данному предмету с учетом современных методических тенденций, эффективность которых подтверждена практикой. От умения преподавателя правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения зависит во многом эффективность учебного процесса.

Литература:

  1. Баклашкина М. В. Обучение иностранному общениюна занятиях по иностранному языку в школе и ВУЗе / М. В. Баклашкина // Ин. яз. в школе. — 2009. — № 3. — С. 9–17.
  2. Карамышева Т. В. «Изучение иностранных языков с помощью компьютера», издательство «Союз», 2001 г.
  3. «Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика», ж. «Иностранные языки в школе» № 3–2007год.
  4. Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. Ж. «Иностранные языки в школе». 2005г. № 4 с.6–11

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle