Библиографическое описание:

Алимов А. Т., Очилова М. О., Эргашева Г. Б. Особенности применения метода «изучение случаев» в обучении // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1163-1165.



Изучение случаевэто комплексный методический прием обучения, который построен на структурах решения проблемы или на структурах распознавания проблем. Задаются проблемы чаще всего в форме профессионального случая или же они выводятся из конкретных случаев.

Для изучения случая приспосабливается какая-либо проблемная ситуация, которая, как правило, уже произошла в действительности. Учащиеся получают задание анализировать проблемную ситуацию и с максимально возможной самостоятельностью искать пути решения проблемы. В поиске решений проблемы учащиеся должны по возможности противопоставлять различные предложения решения и взвешивать по отношению друг к другу их преимущества и недостатки, прежде чем они придут к обоснованному решению. Затем это решение сравнивается с решением в реальном случае

Метод Изучения Случаев предъявляет высокие требования как к преподавателю, так и к учащимся: преподаватели должны искать подходящие случаи, после выбора обобщать всю важную информацию, предварительно обрабатывать ее с дидактической точки зрения и инициировать учебные процессы. Они должны найти компромиссное решение, нечто среднее между управлением и постепенным отступлением на задний план. Учащиеся должны обладать опытом групповой работы, творческого подхода к работе и опытом самостоятельного поиска информации и ее оценивания. Если этого нет, то эти навыки нужно отрабатывать в предварительной тренировке.

Случаи — это более или менее комплексные обстоятельства дела или проблемы из мира труда, или же эпизоды из жизни и профессиональной сферы, к которым предъявляются следующие три основных условия, который данной случай должен:

 соответствовать действительности;

 быть обозримым;

 допускать несколько решений.

Изучение Случаев никогда не может полностью отразить комплексную реальную ситуацию, поэтому они должны предварительно перерабатываться с дидактической точки зрения, т. е. случаи должны структурироваться, сокращаться и упрощаться. Моделирование в вымышленной ситуации означает отсутствие риска для учащихся. Представление случая чаще всего осуществляется в форме описания.

При дидактической переработке комплексные случаи могут быть переработаны в пригодную для учащихся форму следующим образом:

 представление отдельных проблем как уже решенных проблем;

 показ отдельных решений проблемы при помощи дополнительного материала;

 ограничение постановки цели.

Применение на учебных занятиях может осуществляться следующим образом:

 преподаватель и все учащиеся совместно разбирают случай (преимущественно для введения в этот метод);

 некоторые учащиеся изучают случай в группе, остальные учащиеся наблюдают;

 оптимально: работа (с одним и тем же случаем) в нескольких малых группах (четыре-шесть учащихся) с руководителем дискуссии (учащийся),

 каждый учащийся сам изучает случай;

 несколько малых групп разрабатывают различные случаи.

Кайзер (Kaiser) разработал для Изучения Случаев шестифазную учебную модель т. е. оптимальную последовательность шагов/ последовательность этапов для его обработки (опережения и возвращения возможны, отдельные фазы могут протекать быстрее или медленнее): сопоставление → информация → исследования → решение → обмен мнениями → сверка с оригиналом

Кайзер (KAISER) приводит следующие четыре важных варианта изучения случаев:

Метод

Проблемная ситуация

Получение информации

Решение проблемы

Метод изучения конкретного случая (Case-Study-Method)

— нужно распознать и анализировать скрытые проблемы

— информация предоставляется

— определение вариантов решения

— принятие решений

— сравнение решения с реальным принятым решением

Метод проблемного случая (Case-Problem-Method)

— проблемы уже сформулированы

— информация предоставляется

— определение вариантов решения

— приятие решений

— при необходимости сравнение с реальным решением

Метод непредвиденного случая (Case-Incident-Method)

— случаи представляются с проблемами

— проблемы не названы

— информацию необходимо получить самостоятельно

— определение вариантов решений

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что метод Изучение Случаев демонстрирует следующие важные педагогические значения:

 элемент, усиливающий учебную мотивацию: учащиеся бросают вызов проблемам и вопросам, важным для жизни и профессии;

 в результате самостоятельной деятельности повышается самостоятельность учащихся;

 связь с жизненным миром: связь между практическим проявлением проблемы и теоретическим высказыванием;

 упрощение комплексного случая: прозрачность, пригодность для изучения, пригодность для объяснения;

 работа в группе (сотрудничество);

 содействие способности находить решения;

 ориентирование на действие и на профессию (картина будущей деятельности);

 полные действия/компетенция действий;

Литература:

  1. Buddensiek, Dr. Wilfried: Entscheidungsfindung im Methodenver- bund — Didaktische Begründung für die Verbindung von Fallstudie und Simulationsspiel. In: Keim, Helmut (Hrsg.): Planspiel, Rollenspiel, Fallstudie. Zur Praxis und Theorie lernaktiver Methoden. Köln: Wirtschaftsverlag Bachem 1992.
  2. Kaiser, Franz-Josef, Brettschneider Volker: Fallstudie. In: Wiechmann, Jürgen (Hrsg.): Zwölf Unterrichtsmethoden. Vielfalt für die Praxis. 2. Aufl., Weinheim und Basel: Beltz Verlag 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle