Библиографическое описание:

Пономарев С. В., Косенок М. А., Селезнева Е. А., Федотова О. П. ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем Дальнего Востока // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 686-689.



Дальневосточный регион России — территория, важная как в военно-стратегическом аспекте, так и в экономическом. Общая площадь данного района — порядка 36 % от территории РФ. Перспективы развития Дальнего Востока связывают с наличием здесь огромного количества природных ресурсов. Вместе с тем практика освоения возможностей региона осложнена недостаточно развитой инфраструктурой, а также миграцией населения.

Удаленность от Москвы, политического и финансового центра РФ, также иногда рассматривается в качестве сдерживающего фактора в развитии Дальнего Востока. Текущая концепция внешней политики РФ предполагает укрепление позиций страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Успешная реализация данной задачи предполагает решение отмеченных проблем, характерных для российского Дальнего Востока, стимулирование экономического подъема расположенных здесь субъектов РФ. Поэтому государство уделяет особое внимание региону.

К основным проблемам Дальнего Востока можно отнести:

– Наличие существенных диспропорций в промышленном развитии территорий.В структуре промышленного производства региона преобладают добывающие отрасли.Парадокс дальневосточной экономики заключается в том, что из-за высоких удельных затрат выгодной является либо добыча либо самая первичная переработка сырья.

Большая часть территории ДВФО представлена агропромышленным комплексом, обрабатывающими производствами и добычей природных ресурсов.

– Наибольшая доля востребованного национального богатства в ДВФО приходится на республику Саха (Якутия), на втором месте Сахалинская область, далее — Приморский край, Магаданская область, Хабаровский край, Амурская область, менее значимы показатели в Чукотском АО, Камчатском крае, и Еврейской АО.

– Существующее административно-территориальное деление искусственно сводит в единый округ субъекты разного уровня социально-экономического развития, плохо связанные между собой экономически южные районы, расположенные вдоль транспортных магистралей, практически не имеют экономических связей с северными районами.На юге есть условия для развития демографического потенциала, современных отраслей промышленности и сферы услуг (южный широтный пояс).На Севере совершенно другая демографическая, социальная, экономическая, природно-климатическая ситуация (северный широтный пояс).

– Экономическая оторванность региона от центра России и усиление экономической зависимости от сопредельных стран. До 30 % ВРП ряда краев и областей, входящих в состав ДВФО, формируется за счет экспорта. Низкая конкурентоспособность производимой в ДВФО продукции с высокой долей добавленной стоимости приводит к тому, что зарубежных партнеров интересует ограниченный сегмент дальневосточных природных ресурсов.В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства на Дальнем Востоке технологические сдвиги в региональной экономике приобрели регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил первичные промышленные производства региона. Вследствие чего произошло почти полное вытеснение их продукции с внутреннего рынка импортными аналогами. Отсутствуют реальные механизмы стимулирования и поддержки приграничного сотрудничества.

– Достаточно низкий инновационный потенциал у экономики городов ДВФО.Доля затрат регионального бюджета на инновационное развитие, направленных на развитие производства в несколько раз превышает аналогичную долю затрат ряда регионов Центральной России.

По запасам многих видов природных ресурсов Дальний Восток является лидером в России и мире. При этом для месторождений различных полезных ископаемых характерны следующие особенности:

– недостаточная геологическая изученность

– труднодоступность и отсутствие необходимой инфраструктуры

– дорогостоящие варианты транспортировки руды переработчикам

– недостаточная глубина и комплексность извлечения сырья.

Добыча и переработка полезных ископаемых останется в перспективе одним из стратегических направлений экономики Дальнего Востока. Высока значимость отрасли в северных территориях с очаговым расселением, в частности в континентальных зонах опережающего экономического роста Дальнего Востока. Вместе с тем отдельные горнодобывающие узлы будут формироваться за пределами зон опережающего экономического роста в северных районах Республики Саха (Якутия) и на побережье Охотского и Берингова морей.

Задачами развития отрасли являются разработка и внедрение технологических решений комплексного извлечения сырья, развитие добычи и переработки полезных ископаемых с учетом потребностей хозяйственного комплекса Дальнего Востока, повышение гибкости российского спроса и предложения на полезные ископаемые путем разработки малых высокорентабельных месторождений рудных полезных ископаемых с использованием мини-энергетики.

Интенсивное развитие горнодобывающей промышленности и переработки полезных ископаемых связано с внедрением инновационных технологий.

В настоящее время на Дальнем Востоке развиваются такие отрасли промышленности, как: переработка углеводородного сырья, машиностроение, металлургическое производство, топливно-энергетический комплекс, транспортная инфраструктура.

Немаловажным фактором развития промышленности Дальнего Востока является финансирование программ по реализации государственной политики, а именно: создание территорий опережающего социально-экономического развития, реализация инвестиционных проектов.

Впервые о создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) упомянул Владимир Владимирович Путин во время послания Федеральному собранию в 2014 году. Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года вступил в силу 30 марта 2015 года. Согласно тексту федерального закона, территория опережающего развития является частью территории субъекта России, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Финансирование создания инфраструктуры ТОСЭР осуществляется за счет средств бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также внебюджетных источников.

Уполномоченным органом по созданию ТОСЭРов было определено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Было рассмотрено более 400 площадок, из них 14 было отобрано для дальнейшей работы. Критерием отбора являлось наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории, а также проработанность инфраструктурного обеспечения. В итоге ведущими инвесторами ТОСЭРов преимущественно были определены российские компании. Был подготовлен комплексный план инженерного и инфраструктурного обустройства ТОСЭРов. Также была сформирована база из 4400 крупных компаний-производителей потенциальных инвесторов ТОСЭРов.

Режим, действующий на территориях опережающего социально-экономического развития, дает ряд преимуществ:

– сокращенные сроки получения разрешительной документации;

– финансирование строительства объектов инфраструктуры ТОСЭРов за счет бюджетных средств;

– земельный налог 0 % в течение 3-х лет;

– пониженные тарифы страховых взносов — 7,6 %

– сокращенное время контрольных проверок — не более 15 дней;

– льготные арендные ставки для резидентов — 0,4 % коэффициент от базовой ставки;

– понижающий коэффициент НДПИ(налог на добычу полезных ископаемых) от 0 до 0,8 в течение 10 лет;

– режим свободной таможенной зоны для резидентов;

– не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников;

– налог на прибыль от 0 % до 5 % первые 5 лет;

– заявительный порядок возмещения НДС.

По прогнозам экономистов, за счет вышеописанных налоговых льгот, экономика на территориях опережающего социально-экономического развития должна развиваться ускоренными темпами.

На сегодняшний день, на территории Дальнего Востока создано 8 территорий опережающего социально-экономического развития.

К ним относятся:

– ТОСЭР «Надеждинский» (Приморский край);

– ТОСЭР «Хабаровск» (Хабаровский край);

– ТОСЭР «Комсомольск» (Хабаровский край);

– ТОСЭР «Приамурская» (Благовещенский и Ивановский районы Амурской области);

– ТОСЭР «Белогорск» (Амурская область);

– ТОСЭР «Беринговский» (Чукотка)

– ТОСЭР «Михайловский» (Михайловский, Спасский и Черниговский районы Приморского края);

– «Индустриальный парк Кангалассы» (город Якутск, республика Саха(Якутия)).

Резидентом ТОСЭР может стать любой желающий: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Для этого он должен зарегистрироваться в ТОСЭР, сделать капитальные вложения минимум на 500 тысяч рублей, вести деятельность, входящую в перечень и осуществлять её в границах ТОСЭР. Перечень и границы определяются постановлением правительства отдельно для каждой ТОСЭР.

Рассмотрим подробнее ТОСЭР «Хабаровск» и ТОСЭР «Комсомольск».

ТОСЭР «Хабаровск» — расположен в черте Хабаровска, на земельных участках площадью 15 тыс. га. Состоит из трех площадок: Ракитное, Аэропорт, индустриальный парк Авангард.

Имеет шесть якорных резидентов:

– ООО «Торэкс» — строительство металлургического завода;

– ООО " Завод ТехноНИКОЛЬ Хабаровск» — производство стройматериалов;

– ООО «Невада-Восток» — создание логистического центра, пищевая промышленность;

– ООО «Агрохаб» — оптово-розничный центр;

– ООО «Джей Джи Си Эвергрин» — тепличное производство овощей;

– ООО «Индустриальный парк «Авангард».

ТОСЭР «Комсомольск» — расположен в чертах городов Комсомольска-на-Амуре и Амурск, на земельных участках площадью 8337 га. Состоит из трех площадок: Парус, Амурлитмаш и Амурск.

Имеет двух якорных резидентов:

– ООО «Эпсилон 2" — производство деталей для авиационной техники;

– ООО «Амурская лесопромышленная компания» — развитие центра глубокой переработки древесины на основе производства шпона и пиломатериалов, пеллет, домокомплектов.

На указанные территории опережающего социально-экономического развития в общей сумме подано более 30 заявок инвесторов, 10 компаний уже получили статус резидентов, еще 7 заявок одобрено, находятся в стадии оформления.

Общая сумма инвестиций составляет почти 50 млрд. рублей, планируется создать порядка 6,5 тыс. рабочих мест, поступления в бюджетную систему ориентировочно составят 16 млрд. рублей.

На основе анализа, зарубежного опыта по созданию территорий опережающего социально-экономического развития, можно сделать выводы что существуют опасности в их создании. Такие как:

– Риск, что инвесторы не будут найдены, а деньги на развитие территорий уже потратят. Даже при наличии соглашений между властью и бизнесом, говорить об успехе этих соглашений можно только после налоговых поступлений в бюджет.

– Предприятия на ТОСЭР, пользуясь всеми преимуществами правового статуса и налогового режима, будут обладать конкурентными преимуществами перед местными предприятиями. В результате местный бизнес может разориться. Так под угрозой банкротства могут оказаться хабаровские овощеводы из-за японской фирмы, строящей теплицы в индустриальном парке «Авангард». А строительство в Советской Гавани сахарного завода может негативно отразиться на предприятии ООО «Приморский сахар».

– Самое опасное, что предприятия после окончания льготного налогового режима, могут демонтировать заводы и уехать в поисках новых благоприятных для них территорий.

В связи с этим, мы хотели бы предложить, внесение дополнений в законодательство относительно территорий опережающего социально-экономического развития. По нашему мнению, на резидентов следует возлагать следующие обязательства:

– Обязательное ведение резидентами деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития, после окончания льготного периода, в течение 5-ти лет.

– В случае если резидент не желает продолжать деятельность на территории опережающего социально-экономического развития после окончания льготного периода, обязывать их выплачивать денежные компенсации в бюджет, в размере сэкономленных за время льготного периода средств.

– В случае если направление деятельности резидента ТОСЭР совпадает с уже существующим на этой территории бизнесом, обязать резидента и существующий бизнес, заключать соглашения о совместной деятельности.

Литература:

  1. Постановление Правительства Хабаровского края о стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.
  2. Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года
  3. ТОСЭРы // AmurMedia.ru. URL: http://amurmedia.ru/story/tor/ (дата обращения: 24.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle