Библиографическое описание:

Дунаева Н. С. Профессионализация кадрового аппарата муниципальной власти // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 970-972.



 

Обзорная статья на тему проблемы кадрового потенциала местного самоуправления в Российской федерации. Автор выделяет основные задачи и направления в решении вопросов кадровой политики муниципальной власти.

Ключевые слова: местное самоуправление, кадровый потенциал, проблемы кадров МСУ, решение вопросов местного значения, обеспечение муниципальной власти.

 

A review article on the problem of human resource capacity of local government in the Russian Federation. The author identifies the main challenges and trends in matters of personnel policy of the municipal authorities.

Keywords: Local government, human resources, the problem of local government staff, addressing issues of local importance, providing municipal authorities.

 

В эпоху информационного общества все больше возрастает роль института местного самоуправления. Обеспечивая самостоятельное решение вопросов местного значения, муниципальная власть предоставляет гражданскому обществу определенную независимость от государственного регулирования.

Самостоятельность муниципального образования имеет под собой экономический «фундамент», а именно: местный бюджет, местные налоги (сборы), муниципальную собственность.

В Российской Федерации местное самоуправление входит в состав двухуровневой структуры публичной власти, а также осуществляется на всей территории страны в городских, сельских поселениях и на внутригородских территориях городов федерального значения. В дополнение к вышесказанному: муниципальное образование не относится к государственной власти, но государство делегирует местным органам некоторые властные функции.

Выделим несколько их них:

–                    принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

–                    закрепление официальных символов муниципального образования;

–                    создание муниципальных предприятий и учреждений;

–                    издание нормативных актов (общеобязательных правил), а также применение штрафов за их неисполнение;

–                    управление и распоряжение муниципальной собственностью;

–                    назначение пособий и выплат.

Как в любой структуре, в системе местного самоуправления имеются свои особенности и проблемы [5; 6], которые необходимо изучать. Одним из них является кадровый. Обозначим его основные проблемы.

Профессиональная принадлежность.

Малая часть служащих имеют образование по направлению «Государственное и муниципальное управление». В основном, должности в органах муниципального управления занимают специалисты смежных направлений: экономисты, юристы, педагоги и т. д. Нередко встречаются представители сфер естественных наук, математики, медицины. Такая ситуация складывается из-за укоренившегося представления о работе на муниципальной службе [3]. Работа в органах местного самоуправления, как представляется многим, является одной из самых доступных профессий, следовательно, поток людей растет с каждым днем. Сложно представить обратную ситуацию, чтобы профессионал сферы государственного и муниципального управления занялся математическим моделированием, фармацевтикой или строительством.

Недостаточная профессиональная квалификация [1]. Требуется постоянная переподготовка, освоение как можно большего количества навыков и умений.

Бюрократия и беспрерывный документооборот, нивелирующие престиж и интерес к данной области.

Органы местного самоуправления, на сегодняшний день показывают малую эффективность, поэтому возникает еще одна проблема: люди с высоким потенциалом, стремящиеся к самореализации в профессии выбирают более престижные и высокооплачиваемые места работы, с большей возможностью карьерного роста и профессионального развития.

Также, остро встает вопрос о возрастной принадлежности сотрудников органов муниципального управления. Конечно, мы ни в коем случае не ставим под сомнение стаж и навыки работы «возрастных» кадров, но все же они придерживаются более консервативных убеждений и устаревших программ. В особенности, старшее поколение преобладает в муниципальных управах сельских поселений. Здесь демонстрируется более низкий уровень политической культуры граждан.

Следовательно, в перспективе, отсутствует прочная смена действующему руководящему составу. Выпускники вузов все реже выбирают работу в муниципалитетах, причины этому низкая финансовая обеспеченность органов местной власти, отсутствие прочной доходной базы местных бюджетов, неупорядоченность местных полномочий, а также низкий доступ к информационным технологиям для разработки новых программ развития.

Обозначим проблемный блок:

–                    Отсутствие профильного образования;

–                    Недостаточная квалификация сотрудников;

–                    Низкий престиж профессии;

–                    Возрастной состав кадров местного самоуправления;

–                    Отсутствие достаточной финансовой обеспеченности органов муниципальной власти;

–                    Низкая организованность местных полномочий и действий;

–                    Отсутствие, в полной мере, доступа к интерактивным технологиям.

Вследствие проведенного анализа кадрового потенциала органов местного самоуправления, обозначим некоторые пути решения проблем муниципальной власти.

1)                 Разработка и внедрение новых программ развития муниципальной власти;

2)                 Повышение уровня профессиональной подготовки кадров местного самоуправления на основе существующих методик профессионализации [7];

3)                 Создание благоприятных условий труда, путем увеличения заработной платы сотрудников, расширения круга привилегий, внесения дополнительной системы мотиваций, а, следовательно — повышение авторитета муниципальной службы;

4)                 Привлечение молодых перспективных специалистов;

5)                 Повышение уровня информированности населения о муниципальной службе.

6)                 Совершенствование структур стратегического муниципального управления, исходя из экономических, социальных, природно-климатических особенностей, национальных традиций.

Все эти мероприятия призваны улучшить кадровый потенциал местного самоуправления в Российской федерации. Ко всем реформам необходимо подойти комплексно, с учетом ментальности населения нашей страны, а также национальных особенностей каждого региона.

 

Литература:

 

  1.                Боков М. Б. Кадры местного самоуправления: настоящее и будущее//Мониторинг общественного мнения № 3(91)//Май-июнь 2009. Стр. 51–53.
  2.                Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) глава 8, стр.130–133 (http://www.constitution.ru/).
  3.                Кадровое обеспечение местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL:http://vsmsinfo.ru/proekty-i-programmy/kadrovoe-obespechenie-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 03.04.2016).
  4.                Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс» (дата обращения 08.04.2016).
  5.                Шегаев И. С. Механизм формирования и реализации патриотической инициативы граждан посредством местного самоуправления // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 1–2. С. 3–8.
  6.                Шегаев И. С. О новой проблеме муниципальных служб: реализация пилотного проекта // Мир современной науки. 2013. № 3. С. 72–76
  7.                Шегаев И. С., Петраков А. Г., Ларин О. Н. Профессионализация кадрового аппарата органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. № 5. С. 93–97.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle