Библиографическое описание:

Галимов Э. Р., Ханмурзина А. И. Расширение полномочий суда присяжных в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 813-815.



 

В статье анализируются предложения Верховного суда РФ по расширению полномочий суда присяжных заседателей в РФ.

Ключевые слова: суд присяжных, присяжные заседатели, институт суда присяжных, Верховный суд РФ.

 

Суд присяжных ‒ институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права. Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинениям, как правило, в тяжких преступлениях в первой инстанции.

В Российской империи суд присяжных был введен судебной реформой Александра II 1862–1864 гг. и просуществовал как форма судопроизводства более 50 лет. Он был упразднен 24 ноября 1917 г. с принятием Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета номер 1 «О суде». Присяжных сменили народные заседатели, которые принимали участие в рассмотрении всех уголовных и гражданских дел судами первой инстанции.Возрождение института присяжных связано с проведением судебной реформы 1990-х гг.Институт присяжных вводился в России поэтапно. С 1 ноября 1993 г. такие суды в порядке эксперимента начали действовать в Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае, с 1 января 1994 г. — в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.18 декабря 2001 г. был принят федеральный закон о введении в действие нового УПК РФ. Документ предусматривал создание судов присяжных с 1 января 2003 г. в большинстве субъектов Федерации, за исключением 20 регионов, в которых положения закона вводились в действие в другие сроки. В частности, в Чеченской Республике подобная форма судопроизводства должна была начать действовать с 1 января 2007 г. Однако 27 декабря 2006 г. в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми суд присяжных ввели в Чечне с 1 января 2010 г. С этого времени институт присяжных начал действовать на всей территории России. В России готовится реформа судов присяжных: планируется, что число судей из народа уменьшат, но при этом их полномочия должны расшириться. Сейчас правовое сообщество активно обсуждает и прорабатывает детали будущего проекта.

Верховный суд РФ начал разработку предложений по расширению полномочий судов присяжных. В основном правоведы рассматривают несколько вариантов, одними из которых являются: изменение подсудности, предоставление председательствующему на процессе судье право принимать участие в обсуждении и вынесении вердикта, имея при этом один голос присяжного заседателя, рассматривается возможность возвращения в суды народных заседателей, но в то же время предлагается сокращение числа присяжных. Ресурсы суда присяжных ограничены по финансовым причинам, пояснил глава государства, несмотря на то, что это достаточно дорогой институт, нам надо расширять возможности данного суда. В. В. Путин в своем Послании поддержал инициативу, предложив увеличить количество составов преступлений, которые смогут рассматривать суды присяжных, с одновременным снижением числа присяжных заседателей в коллегиях с 12 до 7 человек на уровне областного суда и до 5 на уровне районного. Такая мера будет способствовать уменьшению расходов на функционирование данного института. При этом необходимо сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решения.

Институт суда присяжных имеет важное значение достаточно длительное время, в докладе «Обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении уголовно-правовой политики в Российской Федерации», опубликованном еще осенью 2011 года, отмечается, что «право на суд с участием присяжных заседателей составляет важную гарантию прав подсудимого, повышает его защищенность от необоснованного осуждения. Потребность в указанной гарантии тем выше, чем серьезнее характер обвинения и тяжелее потенциальное наказание». Сторонники расширения полномочий суда присяжных считают, что правосудие оживет и станет более убедительным, чего сегодня ему явно не хватает из-за обвинительного уклона и недостатка состязательности и равенства сторон в процессе. Перед присяжными обвинение и защита имеют практически равные возможности. Поэтому прокурорам, привыкшим «играть в одной команде» с профессиональными судьями, придется более тщательно и аргументированно отстаивать свои позиции. Дальнейшее ограничение суда присяжных могло бы привести к существенной деградации уголовного правосудия. Сегодня полномочия этого суда настолько малы, что некоторые граждане уже даже и не знают, есть у нас суд присяжных или нет. На сегодняшний день коллегиями присяжных рассматриваются только дела о совершении тяжких и особо тяжких преступлений, и то не все. В течение последнего времени из компетенции судов присяжных были исключены многие статьи Уголовного кодекса, в том числе по тяжким и особо тяжким составам. В 2008 году из ведения судов присяжных вывели дела о терактах, насильственном захвате власти, массовых беспорядках, диверсиях и шпионаже. А в 2012 году суды присяжных лишились возможности рассматривать дела по тяжким преступлениям: взяточничество, организация преступного сообщества, производство и сбыт наркотиков в крупном размене, похищение, захват заложников, бандитизм, изнасилование и сексуальные преступления против детей (если вменяемые статьи не предусматривают наказание свыше 20 лет). Власти сочли, что за такие серьезные преступления преступников не должны судить непрофессионалы. Так по данным Судебного департамента при Верховном суде России, за шесть месяцев 2014 года с участием коллегии присяжных было рассмотрено 164 дела. По ним было осуждено 370 человек, оправдано 58. А всего в судах было рассмотрено более 320 тысяч уголовных дел. Таким образом получается, что на долю присяжных остается совсем небольшое количество дел.

Сегодня суды присяжных состоят из коллегии в составе 12 заседателей и одного профессионального судьи. Присяжным может стать любой гражданин России, если он достиг 25 лет, не имеет непогашенную или неснятую судимость, дееспособен, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Присяжный не должен являться подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, должен знать русский язык, не иметь физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в суде. И при этом не иметь заинтересованности в исходе дела, в том числе не быть родственником участников процесса. Кандидатом в присяжные также не могут быть лица, занимающие государственные или выборные должности, военнослужащие, сотрудники правоохранительных и судейских органов и др. Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года. При этом судам не всегда просто набрать коллегию из 12 человек. По данным фонда «Общественное мнение», лишь 16 % россиян готовы добровольно вершить судьбы своих сограждан, а 78 % от такой чести отказываются.Данный факт связан с тем, что представители среднего класса, молодые и социально активные граждане не хотят тратить время на судебные заседания. Многие попросту игнорируют получаемые из судов повестки и не являются, чтобы отдать свой гражданский долг. Одни считают, что финансовая компенсация от государства недостаточная, другие боятся мести со стороны друзей и родственников подсудимого. Поэтому в присяжные рекрутируются люди с низким материальным достатком, не очень образованные, зараженные социальными, а подчас и национальными предрассудками.

Председатель Верховного суда РФ Лебедев Вячеслав Михайлович поддерживает идею расширения компетенции суда присяжных, причем, допускает, что такие суды могли бы быть введены и в гражданских делах, но для этого необходимо законодательное решение.Федеральный судья в отставке,заслуженный юрист РФ, главный инициаторвнедрениясуда присяжныхв России, разработчик необходимой нормативно-правовой базы этого важнейшего правового института Сергей Анатольевич Пашин считает, что не нужно сокращать количество присяжных по тем делам, которые сейчас они уже рассматривают. Ведь этих дел и так совсем немного, за весь 2015 год всего было рассмотрено 308 дел с участием присяжных заседателей по всей стране.

В 2016 году расширилось применение института присяжных заседателей, данный связан с тем, что Конституционный суд РФ признал право женщин на доступ к суду присяжных. В итоге КС пришел к выводу, что п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ не соответствует Конституции, отметив, что любая дифференциация, вводимая законодателем, должна отвечать принципу юридического равенства. Ограничения могут иметь место, если они оправданы и отвечают принципу соразмерности. По мнению КС, лишение женщин права на суд присяжных приводит к дискриминации, так как не гарантирует им равную с мужчинами систему защиты своих прав и свобод и ограничивает доступ к правосудию. В подтверждение своей позиции КС сослался на международные акты, в частности «Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин», принятую Генеральной Ассамблеей ООН 7 ноября 1967 года и другой акт ООН — «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», вступившую в силу 3 сентября 1981года.

В соответствии с постановлением КС, федеральному законодателю надлежит внести изменения в УПК РФ, чтобы обеспечить женщинам право на доступ к суду присяжных. Теперь женщины, обвиняемые по ч. 2 ст. 105 УК РФ, вправе заявлять ходатайства о рассмотрении их дел с участием присяжных заседателей, если судебные заседания по ним еще не назначены.

 

Литература:

 

  1.                «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2.                «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  3.                «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016)// «Парламентская газета», N 241–242, 22.12.2001.
  4.                Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 23.08.2004, N 34, ст. 3528.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle