Библиографическое описание:

Кирьянова К. В. Обзор законопроекта о налогообложении электронных услуг // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 582-584.



В статье анализируется законопроект № 962487–6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Анализируются основной понятийный аппарат законопроекта, сфера администрирования, преференции для российских поставщиков электронных услуг.

Ключевые слова: налогообложение электронных услуг, определение электронных услуг, место реализации электронных услуг, косвенное налогообложение.

Развитие электронной коммерции одна из важнейших тенденций современной мировой экономики. На сегодняшний день с бурным развитием информационных технологий сформировалась отдельная отрасль экономики — цифровая экономика. Позитивное влияние на экономику появившегося вида деятельности не вызывает сомнений. Вместе с тем, рассматриваемый вид деятельности является одним из приоритетных направлений развития налогообложения.

В первом чтении принят законопроект № 962487–6 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом вносятся изменения в часть первую и вторую и главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Законопроектом предлагается предусмотреть порядок налогообложения услуг, совершаемых через информационно — телекоммуникационную сеть «Интернет». Вводимые поправки относятся как к российским, так и к иностранным компаниям, оказывающим электронные услуги.

Анализ положений законопроекта следует начать с ключевого понятия законопроекта, с определения электронных услуг. С учетом предлагаемых законопроектом изменений, новая редакция ст. 174.2 НК РФ содержит следующее определение электронных услуг: под оказанием услуг в электронной форме понимается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» или иную аналогичную электронную сеть (далее в настоящей статье — сеть «Интернет») автоматизировано с использованием информационных технологий. Далее в статье содержится открытый перечень услуг, которые могут быть квалифицированы в качестве электронной услуги для целей налогового законодательства.

Такой подход к определению электронных услуг не исключает возникновение разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами при квалификации электронных услуг.

Следует отметить, что перечень электронных услуг, названный в законопроекте поименован с учетом специфики российского рынка электронных услуг, при явном соответствии с законодательством ЕС [1].

На данный момент российское налоговое законодательство в определенной степени ставит российских поставщиков электронных услуг в менее выгодное положение по сравнению с иностранными компаниями, оказывающими электронные услуги. Иностранные компании не уплачивают НДС в отношении большинства электронных услуг. Данный факт крайне негативно сказывается на конкурентной среде в данном секторе экономики. Для уравнивания положения российских компаний с иностранными компаниями предлагается облагать НДС вне зависимости от места регистрации компании — налогоплательщика. При уплате налога в бюджет РФ определяющим фактором становится местоположение покупателя.

Для иностранных компаний, оказывающих электронные услуги, нововведения касаются сферы администрирования.

Согласно поправкам, предлагаемым в ст. 11.2 НК РФ и в ст. 23 НК РФ для учета в налоговых органах иностранные компании будут обязаны зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика, для предоставления налоговой декларации и иных документов.

Согласно изменениям, предлагаемым в ст. 31 НК РФ при невозможности направления через личный кабинет налогоплательщика необходимых документов, они направляются по адресу электронной почты, указанному на сайте компании в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». При невозможности направления документов указанными выше способами, документы направляются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты указанной организации.

Согласно изменениям, предлагаемым в ст. 82 НК РФ иностранная организация подлежит постановке на налоговый учет в налоговых органах Российской Федерации в целях уплаты налога на добавленную стоимость и проведения налогового контроля.

Постановка на налоговый учет осуществляется на основании заявления с приложением необходимых документов, перечень которых устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Заявление о постановке на учет и необходимые документы предоставляются в налоговый орган в электронной форме с использованием электронного сервиса, размещенного на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов в сети «Интернет». Постановка на учет иностранной организации должна быть осуществлена налоговыми органами в течении 30 дней. Налоговый орган также вправе осуществить снятие с учета иностранной организации — налогоплательщика с учетом оснований предусмотренных в п. 5.4 ст. 84 НК РФ законопроекта. Снятие с учета возможно только после окончания мероприятий по взысканию сумм НДС, пеней и штрафа. Такие взыскания возможны, включая обращение взыскания на имущество налогоплательщика, только при наличии у иностранных компаний счетов в банках, находящихся, а территории РФ, и (или) имущества на территории РФ, на которое можно обратить взыскание.

Законопроект предусматривает возврат излишне уплаченного налога на счет иностранной компании в банке, находящимся на территории РФ.

Согласно поправкам, предлагаемым в ст. 88 НК РФ камеральная проверка, декларации иностранной компании будет проводиться в течении 6 месяцев. На предоставление документов у иностранной компании будет срок 30 календарных дней. При непредставлении иностранной организацией — налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, налоговый орган в течении 30 календарных дней со дня истечения срока предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость направляет этой организации требование о предоставлении налоговой декларации. Законопроект предусматривает право налоговых органов истребовать документы (информацию) относительно операций иностранных компаний, оказывающих электронные услуги российским покупателям, у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.

Согласно версии законопроекта Министерство Финансов РФ разрабатывает механизм определения фактического местонахождения покупателей, совместно с перечнем документов (информации) подтверждающих место оказания услуг.

К ряду сложностей, возникающих при налогообложении электронных услуг можно отнести как установление самих контрагентов, так и их местонахождение. С использованием современных технологий идентификация сторон представляет значительную сложность. Сложность идентификации продавца может быть обусловлена фактом, что веб-сайты могут быть размещены в оффшорных юрисдикциях, что может вызвать значительные трудности при обеспечении соблюдения требований налогового законодательства той или иной страны. Трудности идентификации покупателя могут возникать при использовании лицом прокси-сервера, который может замаскировать идентификационные данные пользователя [2].

Повышенная мобильность сторон также не может не отражаться на рассматриваемых отношениях. Компании и физические лица имеют возможность создавать веб-сайт в любой налоговой юрисдикции вне зависимости от рода деятельности и того, где фактически происходит транзакция.

Законопроектом предлагается отменить освобождение от НДС в отношении прав на ПО и базы данных, предоставляемых на основании лицензионных договоров.

Законопроектом также предусмотрен ряд преференций для российских поставщиков электронных услуг.

Российские компании оказывающие электронные услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, могут принимать к вычету НДС, предъявленный поставщиками по расходам, относящимся к таким услугам, в общем порядке.

Согласно изменениям, предлагаемым в ст. 229.6 НК РФ компании предоставляющие права на использование программ для электронных вычислительных машин и (или) баз данных на основании лицензионного договора, включая права доступа и дополнительные возможности к ним вправе уменьшить налоговую базу на по налогу на прибыль на 80 %.

Следует констатировать, что анализируемый законопроект является наглядным примером гибкости налоговой системы, проявлением способности российской налоговой системы приспосабливаться к новым явлениям экономической жизни.

Литература:

  1. Исполнительный регламент Совета (ЕС) № 1042/2013// URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/taxation/vat/how_vat_works/telecom/explanatory_notes_2015_ru.pdf (дата обращения 18.04.2016).
  2. Зарубежный опыт косвенного налогообложения электронных услуг. Некоммерческое партнерство «Российская Ассоциация Электронных Коммуникаций» // URL: http://raec.ru/upload/files/160217_ey_raec.pdf (дата обращения 18.04.2016).
  3. Текст законопроекта// URL: http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/42CC083C0FB6846343257F650054A66D/$File/фз.rtf?OpenElement (дата обращения 27.02.2016)
  4. Заключение правового управления// URL: http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/BBE673AD4F6BB1F243257F5B0047EAB4/$File/0129962487–6.148.rtf?OpenElement (дата обращения 27.02.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle