Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 16.12.2016

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Панфилова Е. М. Отражение проблем двойного налогообложения в налоговых спорах: актуализация и направления совершенствования // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 508-511. — URL https://moluch.ru/archive/132/36898/ (дата обращения: 19.04.2018).



На современном этапе развития мирового хозяйства наблюдается глобализация бизнес-процессов. Хозяйствующие субъекты получили возможность осуществлять свою деятельность и получать доход в любой стране мира, в результате чего происходит размытие государственных границ для бизнеса. Однако все это до момента налогообложения, так как каждое государство стремится максимизировать сумму налогов, взимаемых с резидентов и нерезидентов. Таким образом, организации, действующие на территории нескольких стран, сталкиваются с проблемой двойного налогообложения.

Применяемый в Российской Федерации в настоящее время механизм устранения двойного налогообложения имеет множество недостатков. Современная налоговая политика основана на практической необходимости, в связи со сравнительно недавним переходом нашей стране к рыночной экономике. Поэтому нововведения не всегда целесообразны и/или адекватны сложившейся ситуации и требуются дополнительные научные исследования и обоснования реформ.

Двойное или многократное налогообложение в общем значении понимается как комплекс экономических, финансовых, правовых отношений, возникающих вследствие единовременного наличия следующих условий:

– один и тот же налог (либо сопоставимый налог, т. е. налог, который может отличаться отдельными элементами, но имеет один и тот же объект) уплачивается два или более раза;

– налог взимается идентичным способом более одного раза с одного и того же объекта;

– налог взимается более одного раза одновременно;

– налоги уплачиваются более одного раза одним и тем же лицом либо разными плательщиками. [5]

В зависимости от формы выражения двойное (многократное) налогообложение подразделяется на экономическое и юридическое двойное (многократное) налогообложение.

Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. [3]

Двойное экономическое налогообложение может возникать как в пределах налоговой юрисдикции одного государства, так и на международном уровне.

ОЭСР определяет международное юридическое двойное налогообложение как обложение сравнимыми налогами в двух (или более) государствах одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за одинаковые периоды. Это неблагоприятное воздействие на товарообмен, движение капитала, экспорт технологий и миграцию, так что едва ли необходимо акцентировать внимание на устранении препятствий, которые создает систему двойного налогообложения для развития экономических отношений между странами. [7]

Фактически международное двойное налогообложение возникает там и тогда, где и когда затрагиваются фискальные интересы нескольких государств. С правовой точки зрения это объясняется наличием конкуренции у двух и более налоговых юрисдикций, обладающих одновременно властными полномочиями в отношении одного и того же налогоплательщика или правом облагать налогами один и тот же объект налогообложения [2].

Данная проблема требует установления дополнительных надгосударственных принципов налогообложения. В мировой практике применяется метод подписания международных соглашений об избежании двойного налогообложения между государствами. В настоящий момент данные соглашения подписаны Российской Федерацией с 80 станами мира. Целесообразны такие соглашения и как средство борьбы с уклонениями от налогов и с нежелательным бегством капитала за рубеж. Основная же цель подписания таких договоров — это развитие международной торговли и развитие рынка капиталов, благодаря уменьшению налоговых барьеров. Облегчение налогового бремени стимулирует развитие бизнес-процессов и как следствие увеличению налоговых поступлений.

Таким образом, международные соглашения об избежании двойного налогообложения предоставляют преимущества по налогообложению доходов налогоплательщиков странам резидентства (постоянного местопребывания) юридических и физических лиц. Увеличение налоговых доходов страны постоянного местопребывания налогоплательщика осуществляется за счет доходов страны — источника дохода. Поэтому международные соглашения об избежании двойного налогообложения всегда содержат определенный механизм налогообложения, который применяется в одинаковом порядке в отношении всех сторон, подписавших соглашение. [4]

Устранение международного двойного налогообложения иностранных компаний осуществляется на основе следующих методов: метод признания делового учреждения (постоянного представительства); метода «причисления» прибылей такому деловому учреждению (постоянному представительству) как если бы оно было отдельным независимым предприятием; метода обложения у источника выплаты доходов от инвестиций по специальным пониженным ставкам налога.

Устранение двойного налогообложения своих резидентных организаций осуществляется с помощью специальных методов, к которым в теории международного налогообложения относят метод освобождения, метод зачета иностранного налога и метод вычета (рис.1).

Рис. 1. Методы устранения международного двойного налогообложения

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен зачет налогов, уплаченных за рубежом. Однако у организаций, получающих доход из-за границы встают перед рядом вопросов: каков предел суммы такого вычета, необходимый перечень документов для оформления, что делать с налогом, который был уплачен агентом?

Практика налоговых споров показывает, что значительная часть связана с зачетом иностранных налогов. Это связано с тем, что зачет налога имеет разрешительный характер. Для получения зачета по налогу необходимо предоставить в инспекцию вместе с декларацией по налогу на прибыль специальную налоговую декларацию по налогу на прибыль о доходах, полученных от источников за пределами территории РФ.

На практике компания может уплатить зарубежный налог по ошибке — из-за неверной трактовки иностранного законодательства или ошибочного применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Неправомерно удержать налог с доходов российской компании может и налоговый агент.

В этом случае и контролеры, и арбитры указывают на неправомерность зачета и рекомендуют обращаться с заявлением о зачете в иностранные налоговые органы (письма УФНС России по г. Москве от 05.03.10 № 16–15/023294 и от 05.03.10№ 16–15/023299, постановления ФАС Северо-Кавказского от 29.04.10 № А32–17925/2009–3/286 и Поволжского от 21.05.08 № А12–14840/07 округов).

В соответствии с п.3 ст.311НК РФ налог на прибыль, уплаченный за границей, может быть засчитан только в счет уплаты налога на прибыль на территории РФ. А по общему правилу «упрощенцы» освобождены от уплаты налога на прибыль (п.2 ст.346.11 НК РФ).

В то же время в ряде ситуаций плательщики «упрощенного» налога уплачивают налог на прибыль по ставкам, предусмотренным п.3 и 4 ст.284 НК РФ (п.2 ст.346.11 НК РФ). В частности, в отношении доходов в виде дивидендов, а также отдельных долговых обязательств — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

А как правило, соглашениями об избежании двойного налогообложения допускается обложение налогом дивидендов в иностранном государстве по месту их выплаты. Следовательно, плательщик на УСН вправе зачесть уплаченный в иностранном государстве налог в отношении доходов от дивидендов, по которым он будет платить налог на прибыль в РФ. Однако официальных разъяснений и судебной практики по этому вопросу найти не удалось.

Также остается открытым вопрос учета в качестве расходов организации налогов, которые не могут быть зачтены, так как они отличны от налога на прибыль. По данному вопросу мнение ФНС, Минфина и Арбитражных судов расходятся.

Так ФНС России в письме от 01.08.11 N ЕД-20–3/1087 ссылается на подп.49 п.1 ст.264 НК и утверждает возможность учета иностранного налога, отличного от налога на прибыль в составе налоговых расходов, в качестве экономически обоснованных и документально подтвержденных затрат.

Однако Минфин придерживается другой позиции, о чем неоднократно было сказано в письмах за период 2010–2012 годов. Аргументом выступает тот факт, что в состав налоговых расходов должны входить исключительно налоги, начисленные согласно российскому законодательству со ссылкой на подп.1 п.1 ст.264 НК РФ. Данная позиция не коснулась только НДС по командировочным расходам.

Правомерность включения в налоговые расходы иностранных налогов компаниям зачастую удается отстоять в суде. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 29.05.12 N А40–112211/11–90–466 посчитал правомерным учет в составе расходов иностранного НДС. А ФАС Уральского округа в постановлении от 22.09.09 N Ф09–7048/09-С2 согласился с учетом при налогообложении прибыли сумм обязательного социального страхования, уплаченных в иностранном государстве за работников филиала.

Согласно статистики, представленной Арбитражными судами Российской Федерации с 2010 по 2013 годы возросло количество судебных дел с участием иностранных лиц как в абсолютном (с 1 792 до 2 449), так и в процентном соотношении к общему числу дел (с 0,15 % до 0,2 %). К сожалению, отдельной статистки по делам с участием иностранных лиц в части урегулирования налоговых споров не ведется.

Следует понимать, что разбирательства по вопросам двойного налогообложения возникают и у российских организаций. Арбитражными судами ведется только общая статистика по количеству дел, связанных с применением налогового законодательства.

Так с введением обязательного досудебного рассмотрения споров снизилось количество дел по налоговым спорам с 104 035 в 2011г. до 94 976 в 2012, то есть снижение на 8,7 %. Также возрос процент удовлетворения требований, предъявленных в делах по налоговым спорам. Что свидетельствует о грамотном и своевременном урегулировании в досудебном порядке, а также о повышении качества работы налоговых органов и доступности информации для налогоплательщиков.К сожалению, данная статистика публиковалась обособленно по делам с участием иностранных организаций до 2013 года включительно.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями). Часть вторая
  2. Кучеров И. И. Международное налоговое право (Академический курс): Учебник. М.: ЮрИнфо, 2007. — 352 с.
  3. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. — 939 с
  4. Полежарова Л. В., Международное двойное налогообложение: механизм устранения в Российской Федерации — М.: Магистр: ИНФА-М, 2014–314с.
  5. Шахмаметьев А. А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. — 824 с.
  6. «Какие налоговые вопросы возникают у российских компаний при зачете налогов, уплаченных за рубежом»/ Колесников Д. М. — «Российский налоговый курьер», № 10, май 2013г.
  7. OECD Model Tax Convention on Income and on Capital, condensed version — 2014 and Key Tax Features of Member countries 2011 // Amsterdam, IBFD, 2011. — 496 p
  8. Официальный сайт Федеральных Арбитражных судов — www.arbitr.ru
Основные термины (генерируются автоматически): двойного налогообложения, избежании двойного налогообложения, НК РФ, Российской Федерации, международного двойного налогообложения, двойное налогообложение, устранения двойного налогообложения, двойного налогообложения иностранных, проблемой двойного налогообложения, проблем двойного налогообложения, ст.346.11 НК РФ, систему двойного налогообложения, Устранение двойного налогообложения, вопросам двойного налогообложения, п.2 ст.346.11 НК, иностранном государстве, иностранного налога, п.1 ст.264 НК, момента налогообложения, определенный механизм налогообложения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос