Библиографическое описание:

Митюшникова Е. В. Хоровое искусство Беларуси эпохи Возрождения: Европейский художественный контекст и местная творческая практика // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1235-1238.



В истории европейской культуры и искусства эпоха Ренессанса оставила свой след в многочисленных памятниках, в которых гениально воплотились основополагающие принципы возрожденческого художественного мышления. Это был период революционных исследований природы, расцвет изобразительных искусств. Возродилась вера в человеческие силы, отсюда оптимистический и жизнеутверждающий характер культуры XVI века. Хронологические рамки развития искусства Ренессанса в разных странах отличаются, но в целом можно выделить предвозрождение, раннее, высокое и позднее Возрождение.

Известно, что наивысшего расцвета ренессансное искусство достигло в Италии. Именно там наследие античности возродилось в изобразительном творчестве и обогатилось христианской одухотворенностью и гуманистическим пафосом. Шедевры Леонардо до Винчи, Рафаэля и Микеланджело воплотили основные принципы художественного мышления эпохи Ренессанса, оставив мировой культуре великое наследие.

Отличительными чертами ренессансного художественного мышления являются:

– Гуманистическое мировоззрение (внимание деятелей культуры привлекал человек и его дела);

– Связь искусства и науки (правдивое изображение мира и человека). Изобразительное искусство перестаёт быть ремеслом и приравнивается к наукам, а сами произведения рассматриваются как результат духовной творческой деятельности;

– Расширился круг заказчиков (раньше в основном заказывала церковь) возрастает спрос на произведения искусства;

– Усиление светской ветви в искусстве;

– Повышается статус художника в социальной структуре общества и появляется персонификация авторов/11,31/;

В центре искусства Возрождения — человек с его радостями и печалями, волей и умом. В сравнении со средневековым искусством в XVI веке выработался новый художественный язык, который сохранил своё значение и до настоящего времени.

Несмотря на то, что в искусстве разных стран художественные принципы воплощения авторского замысла различались, однако всех их объединяла гуманистическая направленность и органичное сочетание духовного и светского начал. И хотя в иерархии искусств, музыка уступила главенствующую роль живописи и литературе, значение музыкального творчества этой эпохи особенно важно для понимания всего процесса дальнейшего развития художественной культуры Европы.

В музыке Возрождения также произошло много изменений. Прежде всего, это относится к появлению многоголосия и расцвету полифонии, которая господствовала не только в профессиональной церковной и светской музыке, но и проникла в народное музыкальное творчество. В связи с развитием полифонии возникает имитация — повторение мелодии в каждом голосе друг за другом. Исполнение полифонических сочинений требовало высокого профессионального уровня.

Многоголосные духовные произведения XVI века — мессы и мотеты. В этот период отмечается расцвет и светской многоголосной песни (канцона в Италии, шансон во Франции, лид в Германии), но наиболее изящной формой светского музыкального искусства эпохи Возрождения считается пятиголосный мадригал (вокальная поэма с утончённым поэтическим содержанием). В конце XVI века появляется «мадригальная комедия», где драматический текст исполняется хором, а реплики диалогов — тремя, а иногда и пятью голосами. В дальнейшем появление оперы вытеснило этот жанр. В это же время, на смену церковным нотным ладам пришли мажорная и минорная тональности, а нотное письмо приблизилось к современному/11,46/.

В XVI веке в музыкальном искусстве сформировался строгий стиль полифонического письма, в котором воплотились композиционные приёмы, направленные на достижение художественной целостности произведения. Необходимость соблюдения музыкальными мастерами определённых закономерностей в построении горизонтальных линий хоровых партий была продиктована правилами композиторской техники строгого стиля, что требовало глубоких познаний художественных возможностей певческого голоса и тонкого чутья к естественной напевности мелодической линии.

Композиторы эпохи Возрождения в рамках строгого стиля удивительным образом совмещали импровизационную лёгкость секвенций, имитационные диалоги голосов с выдержанными интервалами и отдалённостью их вступления со многими контрапунктическими комбинациями. Объединяющим фактором в развитии мелодии выступает cantus firmus.

Творчество таких композиторов, как И.Габриэли, Г.Дюфаи, И.Окегем, Ж.Депре, Дж.Палестрина и многих других, представляет не только основные черты ведущих композиторских школ (нидерландской, итальянской, несколько позже английской и польской), но и выражает основные музыкально-эстетические тенденции своего времени.

Хоровая музыка a’capella XVI века отражала стилизованное и возвышенное представление о реальности, о неизменных высших ценностях, что проявлялось в статике и замкнутости движения, придававшим произведениям строгого стиля монументальность и величие изваянного памятника/6,36/.

Тембральная палитра произведений, написанных для мужского хора, выстраивались по линии высветления голосов, что придавало звуку устремлённость вверх, подобно готическому архитектурному пространству. Тонкость в подходе к тембрам певческого голоса объяснялась и тем, что это был единственный контрастный элемент, вписанный композиторами в музыкальную ткань, практически лишённую других вариантов контраста.

Музыкальная культура Беларуси эпохи Ренессанса развивалась в тесной связи с основными направлениями общеевропейской культуры. Социально-политические реалии ВКЛ, как самого восточного ареала европейских художественных традиций, позволили сосуществовать наряду с православной конфессией, утвердившейся на протяжении X — XVI веков, также католической и протестантской, которые постепенно приобретали доминирующее значение в музыкальной сфере.

Издавна, с момента крещения, и примерно до середины XVI века население Беларуси исповедовало в основном православную веру и обрядовость, в которой переплелись византийские и славянские черты. О развитой христианской культуре того времени говорят сведения о большом количестве храмов и существовавших при них школах, однако, к сожалению, авторские сочинения хорового искусства православной традиции того времени немногочисленны — это Супрасльский ирмологион, произвения Онофрия Александровича/5,34/.

Среди известных ныне авторских произведений преобладают образцы духовных жанров католической конфессии. Наибольшее распространение получили мессы и мотеты (по аналогии с западноевропейской традицией), а также довольно устойчивые и показательные для своего времени псальмы, молитвы, «песнi пра…», которые нашли претворение в хоровом творчестве композиторов Беларуси XVI века/16/.

В хоровом искусстве Беларуси эпохи Возрождения отразились те же процессы, которые определили специфику европейского полифонического мышления. Среди широкого круга авторов, работавших в Беларуси, выделяются личности композиторов Я.Бранта (1554–1602 — композитор, богослов и философ, родился в Познани учился в Браневе, Риме, Вильно, в 1593–1597г. работал в Виленской академии), К.Клабона

(1550–1616г. родился в Крулевце, после 1565г. служил при дворе Стефана Батория в Гродно, где руководил капеллой и писал для нее музыку) и Ф.Маффона (как известно из сохранившихся финансовых документов также работал при дворе Стефана Батория в Гродно в 1580, 1585, 1586 гг.), которые создали на славянской земле свои неповторимые образцы хорового творчества, представляющие стиль нидерландских мастеров/5,44/.

Произведения композиторов, которые в XVI веке работали в Беларуси, свидетельствуют об индивидуальном преобразовании канонов западноевропейского строгого стиля. Если в европейской католической музыкальной культуре вокально-ансамблевое и хоровое пение последовательно сменяли одно другое, отечественной практике они существовали параллельно. Примером тому может послужить хоровое творчество К.Клабона, Я.Бранта и Ф.Маффона/5,43/.

Следует отметить и два существенных различия между произведениями западных авторов и композиторов Беларуси, которые демонстрируют культурные различия в творчестве представителей разных стран одной эпохи. Так, хоровые партитуры зарубежных композиторов насыщены регулярными сменами метрических схем, что совсем не свойственно произведениям К.Клабона, Я.Бранта и Ф.Маффона. При этом, временная продолжительность сочинений композиторов, работавших в Беларуси в XVI веке, небольшая и приближается к камерным протестантским псальмам/5,44/.

Известно, что расцвет протестантизма в Беларуси в эпоху Ренессанса сопровождался широкой пропагандой реформаторских идей, и протестанты внесли существенный вклад в развитие и популяризацию музыкального искусства в Беларуси. Влияние протестантизма наиболее ярко отразилось в хоровом творчестве Ц.Базылика и В. из Шамотул, композиторов, которые занимали должности придворных музыкантов в капелле М. Р. Чёрного, одного из крупных представителей реформаторского движения в Беларуси. А также в канционалах, представляющих в основном монодическую традицию, авторство которых на сегодняшний день пока не установлено/5,38/.

Творчество Ц.Базылика и В. из Шамотул отличается жанровым разнообразием: музыка к псальмам Давида, молитвы и разные религиозные песни («Новая песня з падзякаю», «Песня пра небяспечнасць чалавечага жыцця «и др.). Как видно из названий, большую роль в их образно-смысловом плане играют поучительные и морализаторские элементы, что в целом характерно для протестантской традиции.

Хоровые произведения композиторов капеллы М. Р. Чёрного небольшие по объёму, что вызвано сдержанностью и лаконизмом их текстов. Камерный характер произведений композиторов Беларуси XVI века обусловлен тяготением к поучению, которое закрепилось в лаконичных формах обращения к слушателям. Тексты многих псальмов или же «песен про…», как правило, содержат какое-нибудь поучение или притчу, которые не требуют развёрнутых и масштабных форм воплощения в силу своих специфических особенностей/5,44/.

Музыкальный язык псальм и «песен про…» Ц.Базылика и В. из Шамотул имеет свои отличительные черты, которые выделяются среди широко распространённых в XVI веке музыкальных канонов мессы и мотета. Песнопения композиторов Беларуси демонстрируют приоритет гомофонного склада изложения с органичным включением в хоровую фактуру полифонических элементов письма (мелодизированные ходы баса, временное несовпадение окончаний голосов, по-разному ритмически оформленное произношение слов).

В гармоническом плане вызывают интерес типично ренессансные по духу последовательности созвучий: t-S-D-t; I-II-III и др. Показательными для гармонического стиля эпохи являются и мажорные окончания минорных произведений, доминантовые окончания, что придаёт форме разомкнутость. В этом очевидны проявления принципа inventio, показательного для католической музыкальной традиции.

Среди найденных нотных образцов, представляющих светское направление в музыкальном искусстве Беларуси XVI века имеется партитура мадригала Ф.Маффона “Ogn’un s’inganna”, которая представляет собой типичный образец данного жанра. Он обладает характерными особенностями, присущими мадригалам его итальянских современников: возвышенностью характера, неспешностью звучания, частыми сменами гармонии и терпкостью созвучий, разнообразным ритмическим рисунком и мелизматикой.

Итак, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что в хоровой музыке Беларуси XVI века воплотились основные черты ренессансного художественного мышления:

– Гуманистическая направленность;

– Связь искусства и науки (правила строгого стиля письма);

– Расширение круга заказчиков в лице великокняжеских магнатов и польского королевского двора;

– Развитие светского направления в хоровой музыке;

– Появляется персонификация авторства;

Таким образом, хоровое искусство Беларуси, испытывая на себе воздействие европейских музыкальных традиций, имело и свои особенные черты в жанрово-стилевом и композиционном плане, которые нашли своё выражение в творчестве Я.Бранта, К.Клабана, Ц.Базылика, В. из Шамотул и Ф.Маффона.

Литература:

  1. Адраджэнне: Гiстарычны альманах / Склад. i навук. рэд. А. П. Грыцкевiч. — Мінск: Унiверсiтэцкае, 1995. — Вып. I. — 259 с.
  2. Асафьев Б. О хоровом искусстве: Сб ст./ Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. — Л.: Музыка, 1980. — 216 с.
  3. Бэлза И. Ф. История польской музыкальной культуры: В 2 т. — T.1. — М.: Музгиз, 1954. — 336 с.
  4. Дадзiёмава В. У. Кампазiтары Беларусi XVI–XVII стагоддзяў // Асновы мастацтва. — 1996. — Вып. 3. — С. 103–110.
  5. Дадиомова, О.В.Музыкальная культура Беларуси Х–ХІХ вв. / О. В. Дадиомова. — Минск: Ковчег, 2015. — 246 c.
  6. Дадзіёмава В. У. Музычнае мастацтва Беларусi ў эпохi Рэнесансу i Барока // Мастацтва. — 1997. — № 5. — С. 35–38.
  7. Дубравская Т. История полифонии в её важнейших проявлениях: Музыка эпохи Возрождения. XVI век. — М.: Музыка, 1996. — 411 с.
  8. Касцюкавец Л. П. «Стiхiра Богородiцi на проклятiе геретыков» // Пытаннi культуры i мастацтва Беларусi: Рэсп. межведамасн. зб. — Мінск: Вышэйшая школа, 1994. — Вып. 13. — С. 54–58.
  9. Конон В. М. От ренессанса к классицизму: Становление эстетической мысли в Белоруссии в XVI–XVIII вв. — Минск: Наука и техника, 1978. — 150 с.
  10. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. В 2Т. Т. 1. М.: Музыка. — 1982. — 333 с.
  11. Пракапцова В. П. Спасціжэнне майстэрства.-Мн.:МФЦП.-2006.-288с.
  12. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения: Учебное пособие.- М.: Музыка, 1985.- 360 с.
  13. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей.- М.: Музыка, 1973.- 448 с.
  14. Чередниченко Т. Ценностный подход к искусству и музыкальная критика // Эстетические очерки: Сб. ст./ Сост. И. А. Константинов, С. Х. Раппопорт; Ред. С. Х. Раппопорт.- М.: Музыка, 1979.- Вып. 5.- С. 65–101.
  15. TrilupaitieneJ. Rękopis Sapiehów — obraz muzyki barokowej w środowisku wileńskich bernardynów w XVIIw.// Affetti musicologici. «Musica Jagiellonica». — 1999. — S.203–209.
  16. МузыкаБеларусi эпохСярэдневякоуя i Рэнесанса / Склад. i уступ. арт. Дадзiёмавай В. У. Мн., 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle