Библиографическое описание:

Лобанова Т. И., Лоншакова Н. Ю. Телесные инструменты в помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 987-991.



Настоящий педагог обычно озабочен поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребёнком праздником? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать детям о самом главном — о том, как прекрасен мир, как интересно в нём жить? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этом сложном современном мире? Как развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать, придумывать?

Об одном из «рецептов» творческого сотрудничества с детьми и пойдёт речь.

Чтобы занятия, уроки превратились в маленькие спектакли, фантастические путешествия и увлекательные исследования, нужен творческий подход педагога, который готов вовлечь своих маленьких любознаек. Подготовка к этим волшебным спектаклям и путешествиям не требует много материальных затрат, времени. Главное условие — способность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть с детьми. Обычно учитель-логопед набирает группу детей на два года обучения и два года увлекательно путешествует в удивительном мире букв и звуков.

Наша душевная — биологическая жизнь направлена на то, чтобы получить удовольствие и избегать неудовольствия.

Психолог А. Лоуэн утверждает, что ребёнок живёт телесной жизнью и действует, если ему не мешают, на основе принципа удовольствия. Он делает то, что чувствует, как «хорошо»!

Практика показывает, что успех для ребёнка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение как радость, а не как необходимость выполнять упражнение или неизвестно откуда «свалившуюся» на него обязанность каждый день повторять артикуляционную гимнастику или речевую разминку и т. д.

Поэтому нужно помочь каждому ребёнку найти свои доступные формы общения и заложить удовольствие в фундамент обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Педагог-философ Ш. Амонашвили в книге «Размышления о гуманной педагогике» написал о попытках взрослых идти против природы детей прямо и жёстко: «Ребёнок наследует от Природы не только задатки, но и мудрого «Человека-наставника», которому поручено руководить его деятельностью и развитием. Природа не доверяла, не доверяет и не может доверить своё уникальное творение только заботам взрослых, будь они родители, учителя или другие люди».

Однако, чтобы отдать предпочтение новому и радостному, ребёнок не должен бояться. У него должен быть выбор! А выберет он опыт, связанный с переживанием радости. Ну, а все выборы и предпочтения реализуются детьми в игре. В ней ребёнок свободен, спонтанен, в ней он развивается. Игра равносильна удовольствию!

Представьте, когда мы идём наперекор интересам и взаимодействиям детей, они разными способами сопротивляются: шалят; скучают; делают вид, что слушают; притворяются, что им интересно; угождают взрослым.

Попробуйте уже при первой встрече своих весёлых, шустрых или наоборот невесёлых деток пригласить поиграть необычным способом — наверняка им это понравится.

Нам потребуются телесные инструменты. Это первые инструменты, которые появляются у каждого человека при рождении. И будет целесообразно использовать их. Сама природа преподнесла их нам. И мы должны быть ей благодарны за этот совершенно уникальный подарок. А дальше мастерство и творчество самого педагога.

Наше тело помнит прикосновения — будут ли они приятные, или не очень. Это наиболее долговременная память организма. При необходимости тело будет помогать вам выполнять те или иные задания, если мышцы, кожа были участниками какой-то манипуляции.

Каков же телесный инструментарий? Ладошки, ладушки; хлопок; шлепок; щелчок; удар по грудной косточке и т. д.

Мы посылаем в тело импульсы, оно запоминает. Развиваем моторную память. А дальше можно подкреплять речевой поддержкой Ну, а музыкальное сопровождение сделает нашу работу просто идеальной. Ведь ребёнок получит необходимый материал эмоционально окрашенным, доступным, развивая все психические процессы. Такая работа, конечно, оставит у ребёнка самые положительные впечатления. Таким образом, педагог решает свои задачи, используя разнообразные методы во благо ребёнка.

Дети пришли в детский сад. Начался новый учебный год. Начинаем знакомить их друг с другом.

1 игра «Как тебя зовут?»

Дети стоят в кругу. Педагог задаёт вопрос: «Как тебя зовут?», обращается к ребёнку. Дети обычно сразу называют свои имена. А затем логопед предлагает сесть на стульчики и назвать свои имена необычно. Как? Нужно при помощи рук преподнести своё имя. Логопед начинает: «Когда я была маленькая, мама называла меня Таня. Посмотрите, как я могу при помощи ладошек произнести своё имя! Хлопаю на каждый слог (Та — ня)».

Затем предлагаю каждому ребёнку прохлопать своё имя. «Как интересно мы с вами познакомились!» Всех поблагодарить.

2 игра «Как тебя зовут?»

Усложняем игру. Просим назвать своё имя ласково. Но теперь будем сидя на стульчиках шлёпать себя по коленям.

3 игра «Как тебя зовут?»

Усложняем игру. Необходимо прохлопать своё имя, затем прошлёпать (Та — ня, Та — не — чка). Всех похвалить.

4 игра «Как тебя зовут?»

Необходимо презентовать своё имя. Украшаем его голосом, движением, мимикой.

5 игра. Творческая работа «Представь своё имя».

В стихотворении, песенке, танце, отрывке м/ф и т. д. Например: «А я по лугу…»

«А я Танечка, я ромашечка…»

«Тара-ра, начинается игра…»

«На золотом крыльце сидели…»

6 игра. Речевая игра «Меня зовут»

Меня зовут: Ма — (хлоп)

Меня зовут: ша — (шлёп)

Меня зовут: Ма — (хлоп) Ша — (шлёп)

7 игра «Назови своё имя»

Игра в парах. Правила предыдущей игры.

Может появиться проект. В данную игру можно играть довольно долго. Варианты могут дополняться. В подготовительной группе акцент сделать на то, что появляются слоги.

8 игра

Собирайтесь, собирайтесь (щелчки пальцами обеих рук;

Все в круг, все в круг (хлопки);

Весело и дружно, весело и дружно (топаем ногами);

Хэй, хоп (шаги вперёд, назад).

Повторяем с 2–3 детьми, затем со всей группой. Таким образом организуем детей в игру и решаем свои задачи: соединяем ритм, речь, артикуляцию! Уверяю — детям это понравится!

9 игра «Привет»

Хэй, хэй, привет носам (указываем данную част тела у себя)

Хэй, хэй, привет ушам (показываем у себя)

Хэй, хэй, привет носам (указательным пальцем показываем у друга: дети стоят напротив друг друга).

Повторяя, изучаем себя и друзей: привет щекам, привет глазам (бровям, рукам, плечам, ногам).

10 игра

Телесные инструменты помогают запомнить текст, разыгрывать потешки с детьми, доставить удовольствие, радость, эмоции.

Сначала дети учат потешку:

Тра-та-та, тра-та-та,

Тра-та-та, тра-та-та.

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича,

За Петра Петровича.

Он усат, полосат,

В ушах кисточки висят.

Затем на каждую фразу отрабатывают звучащий жест.

Ребёнок рассказывает, соединяя текст и инструменты.

После этого отрабатывают в паре.

11 игра. Потешка «Как у деда Ермолая»

Как у деда Ермолая — (стучим в пол ладошки)

Вся семейка небольшая. — (стучим всей ладошкой)

Только сам, да сама, — (хлопаем плоской ладошкой)

Только кум, да кума, — (хлопаем объёмной ладошкой)

Да два сына с усами, — (щелчки пальцами)

Да две дочки с косами, (шлёпаем по коленкам)

Две внучки на печи — (топаем ногами)

Уплетают калачи. — (стучим по грудной косточке поочерёдно левой, правой рукой).

Первый раз потешку произносим медленно, во второй раз ускоряем темп. Затем предложить ребёнку пофантазировать с телесными инструментами, подключить ритм: ногти, кулачки. Используем руки (ногти, кисти, предплечье, плечо).

Детям нравятся такие ритмические зарисовки!

12 игра «Барабанщик»

Пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле — пра, пра — ле — пра, пра — пра — ле — пра, пра — ле — пра, ле — пра («пра» — правая рука, ладошка, отбиваем ритм; «ле» — левая рука).

Если нам нужно активизировать оба полушария головного мозга, можно подключить методы кинезиологии:

13 игра «Шагаем дружно»

Обычный марш — счёт до 20 (дети маршируют на месте)

Маршируем, перекрёстно дотрагиваясь руками: правой рукой — левого колена, левой — правого (логопед показывает движения)

Маршируем, дотрагиваясь левой рукой левого колена, и наоборот.

14 игра «Тишина»

Если дети расшалились, можно взять в руки карандаш и отбивать ритм, при этом приговаривая: «Лена и Миша, и, и, и Николай! И никакого, никакого шума! Никакого, никакого шума!

Затем можно подключить всех детей и увидите, как дети успокоятся и будут готовы выполнять следующие задания.

15 игра «Гимнастика с пользой»

Детям сложно запомнить, сколько гласных и какие они. Когда согласный твёрдый, когда мягкий?

Гимнастика как раз и помогает запомнить первый ряд гласных.

А — прямые руки вверх.

О — руки в стороны.

У — руки вперёд.

Ы — руки вниз.

Э — делаем руками полукруг.

Я, Ё, Ю, И, Е — движения повторяются, но это уже второй ряд гласных.

На родительских собраниях и родители с удовольствием и пользой выполняют эту зарядку!

16 игра «Закрепляем тему «Осень. Фрукты»

Помочь детям запомнить фруктовый ряд, оживляя его телесными жестами, эмоциональными переживаниями.

Ребята, вы знаете, что осень пришла и в сад. И, конечно, там созрели фрукты.

Какие?

Да. Яблоки, груши, сливы, бананы, абрикосы, персики.

Пожалуйста, назовите цитрусовые фрукты.

Лимон, апельсин, мандарин.

А теперь будем играть и запоминать.

1 — лимон — прохлопываю слоговой ритм (ли — мон)

2 — апельсин — шлепки по коленям (а — пель — син)

3 — мандарин — топаю ногами по очереди (ман — да — рин)

Дети играют сидя на стульчиках. Так лучше воспринимать учебную задачу, лучше работает головной мозг, проще концентрироваться, использовать инструменты.

Второй вариант игры с усложнением, где дети все вместе выполняют рефрен. Подгруппа может выполнять импровизацию.

Далее можно добавлять фрукты по одному и соответственно телесный инструмент. В результате дети закрепляют словарь, активизируют память, активно пользуются телесными инструментами.

Итак, общение с детьми проходит в игровой, нетрадиционной форме. Ребёнок познаёт себя, пропускает информацию через себя. Проживая её, он чувствует себя значимым, необходимым в этом сложном мире. Понимая себя, он открывает возможности общаться с собой и окружающими. А «Самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения» — А. Сент-Экзюпери.

Литература:

  1. Т. Э. Тютюнникова «Видеть музыку и танцевать стихи» Издательство «Книжный дом ЛИБРОКОМ 2014 год».
  2. Т. Э. Тютюнникова «Учусь говорить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», Москва 2009.
  3. Сайт «Школьные материалы» http//odtdoks.ru. 2013. «Звучащие жесты».
  4. http://www.o-detstve.ru (Портал «О детстве»).
  5. Семинар-практикум Т. Э. Тютюнниковой «Психология коррекционной работы с детьми: недирективные игровые технологии (терапия). Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, как условие реализации требований ФГОС ДО» сентябрь 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): левого колена, сложном современном мире, ребёнок живёт телесной, озабочен поиском нетрадиционных, творческий подход педагога, левой рукой левого, «рецептов» творческого сотрудничества, удивительном мире букв, ограниченными возможностями здоровья, долговременная память организма, Игра равносильна удовольствию, идём наперекор интересам, Творческая работа «Представь, необходимый материал эмоционально, основе принципа удовольствия, Педагог задаёт вопрос, роскошь человеческого общения», доступные формы общения, ФГОС ДО» сентябрь, Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle