Библиографическое описание:

Керимова С. С., Мустафаева З. И. Особенности работы воспитателя по формированию представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 968-970.



Thе аrticlе dеscribеsthе mаinfоrms, mеthоds аndmеаns оf еcоlоgicаl еducаtiоn оfchildrеn.

Kеуwоrds:nаturаl аrеаs оf thе Crimеа, fоrms, mеthоds аnd mеаns оf еcоlоgicаl еducаtiоn оf childrеn.

Постановка проблемы. Актуальность формирования представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста определяется отбором новых методов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде.

Сегодня большое значение приобретает развитие бережного отношения к природе как к субъекту в процессе взаимодействия человека и природы. В «Национальной доктрине образования РФ», «Федеральной программе развития образования», «Экологической доктрине РФ» и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется экологическое мировоззрение, сознание и мышление личности.

Эти понятия и есть составляющие экологического образования и воспитания личности.

Многие авторы работали над созданием региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму: Араджиони М. А., Горькая А. А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Мухоморина Л. Г., Пичугина Т. А., Тригуб Л. М., Феклистова Е. В. [3].

Цель работы: формирование представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста.

Изложение основного материала.Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для формирования представлений о природе родного края. На основе представлений у детей предшкольного возраста происходит формирование знаний о природе и отношения к ней.

Ознакомление детей с природой Крыма осуществляется в рамках задач, определенных государственной программой образования детей дошкольного возраста. В связи с тем, что природные и климатические условия Крыма значительно отличаются от остальных регионов России, есть необходимость познакомить детей с особенностями природных зон Крыма.

В каждом районе Крыма есть свои достопримечательности: на Керченском полуострове — грязевые вулканыи цепочки курганов, в Бахчисарайском районе — пещерные города, в Ленинском районе — полуостров Казантип, в Симферопольском — Партизанское водохранилище и т. д. В первую очередь детей надо знакомить с интересными объектами ближайшего окружения [5, c. 21–22].

Чтобы сформировать представления о природе Крыма у детей предшкольного возраста необходимо, в первую очередь, понимание воспитателя психофизиологических особенностей будущих школьников. Ребята этого возраста легко вступают в совместную с взрослым практическую деятельность, воодушевленно реагируют на его приветливый неторопливый тон, с удовольствием повторяют за ним слова и действия.

Прививать любовь к природе можно только на основе знаний о растениях и животных Крыма, условиях их жизни, основных потребностях, а еще навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и её эстетическое воспитание. У детей уже дошкольного возраста необходимо воспитывать познавательный интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше [3].

Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях закрепляются в повседневной жизни.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

а) массовые,

б) групповые,

в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым — кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку [1, с. 12–13].

Наряду с определением конкретных задач работы с детьми, решаемых в процессе ознакомления их с миром природы, определением системы знаний о природе, ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным окружением. Определены следующие методы:

а) наблюдение;

б) игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, интеллектуальная);

в) экспериментирование;

г) моделирование.

Одним из ведущих методов определено наблюдение (Б. Г. Ананьев, В. Т. Логинова, А. А. Люблинская, П. Г. Саморукова).

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы.

В практике работы ДОУ широко используется игра. По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие:

а) сюжетно-ролевые игры;

б) дидактические игры;

в) интеллектуальные игры.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы [4, c. 32–34].

Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Экспериментальная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе.

Ещё одним методомознакомления дошкольников с природой Крыма является моделирование.

Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы. Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно — обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности [2, С. 45–49].

Средства ознакомления дошкольников с природными зонами Крыма: кубики, мозаики, конструкторы применяются для моделирования объектов, игрушка — материал (глина, песок, картон, бумага, природный материал), карта Крыма, макеты (овраги, реки, горы Крыма), иллюстрации (растительный и животный мир Крыма), мнемотаблицы, мнемосхемы и т. д. [3].

Выводы.Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о природных зонах Крыма необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Педагогу следует применять такие методы, как наблюдение, игру, моделирование и экспериментирование, а также различные формы и средства. Нужно правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома, чтобы знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закреплялись в повседневной жизни.

Литература:

  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — 23 с.
  2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004.– № 7. — С. 45–49.
  3. Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А. Региональная программа крымский веночек. — Симферополь, КРИППО, 23 с. [Электронный ресурс] /Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А. — Режим доступа: httр://rеfdb.ru/lооk/1910305-раll.html
  4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 336 с.
  5. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму — С. Крымучпедгиз, 1995. — 126 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle