Библиографическое описание:

Говорова О. В. Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории) // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 911-914.



Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла.

Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.

Альберт Эйнштейн

С 2011 года наша гимназия наравне с другими школами начала внедрение ФГОС. Это был достаточно сложный период и для детей, и для родителей, и, конечно, для учителей. Коллектив гимназии был готов к этому, так как мы уже давно почувствовали, что государственный заказ школе изменился.

А уже в 2015 году с введением ФГОС столкнулись и мы, учителя среднего звена. Как же должен работать учитель истории в современной школе? На мой взгляд, именно на уроках истории формируется личность гражданина, располагающая ценностями и убеждениями.

Действительно, в воспитании россиянина — гражданина и патриота важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, в сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни. И особое место здесь занимают уроки истории. Поэтому перед нами стоит серьёзная задача: активизировать обучающихся для изучения истории, воспитать достойного гражданина Российской Федерации.

Активизация познавательной деятельности обучающихся — актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. С чего же начать?

  1. Выбор УМК.

Я работаю по образовательной системе «Школа 2100». Данная система имеет сформулированные цели, отвечающие современным тенденциям развития образования во всем мире. Во всех учебниках и учебных пособиях Образовательной системы «Школа 2100» используются единые технологии, которые внедрены с учетом специфики возраста учащихся и соответствующей предметной области.

В УМК входят:

 Учебник Данилов Д. Д. Всеобщая история. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. — М.: Баласс, 2013.

 Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов [и др.]. — М.: Баласс, 2013.

 Данилов Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов, С. В. Паршина. — М.: Баласс, 2010.

Используемый учебно-методический комплекс позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений истории Древнего мира, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, фрагменты документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся. На каждом уроке используются презентации, мультимедийные учебники и другие ресурсы.

Преподавание основано на проблемно-диалогической технологии, разработанной коллективом авторов под рук. Данилова Д. Д., изложенная в «Всеобщая история. 5 класс. Методические рекомендации для учителя» М. Е. Турчина, Д. Д. Данилов, Л. Н. Монченко, Москва, Баласс, 2009. Использование этой технологии приводит к полному изменению структуры урока. Учитель вместо объявления темы начинает урок с создания проблемной ситуации — предъявляя, например, ученикам два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы — основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. Это первый и важнейший этап урока — постановка проблемы самими учениками.

  1. Деятельность учителя, направленная на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Учить школьников учиться — важнейшая задача каждого педагога. Таков принцип работы каждого педагога нашей гимназии. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании истории, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения — это развитие обучающегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя — создать условия, при которых обучающиеся вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека — деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы. Задачей современной школы является формирование гармонически развитой личности.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности — наличие высокого уровня мыслительных способностей. Так, деля обучающихся для работы на уроке по группам, я называю их команды: «Философы», «Эллины», «Ораторы». И это очень мотивирует и стимулирует их к познанию, к учению.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

Так, например, на уроке по теме «Великая греческая колонизация» создается проблемная ситуация: мы с вами знаем, что в VIII веке до н. э. в Греции возникали города-государства. Скажите, они процветали? У них успешно развивалось хозяйство? Ученики отвечают и приводят факты:

 1-й факт: Греческие города-государства успешно развивались.

 2-й факт: Греки покидали свои полисы и переселялись на новые земли.

Ученики, сравнив эти факты, формулируют проблему: оказывается, почему-то многие греки покидали родину?

В результате у обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Проблемное преподавание — деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью обучающихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное учение — это учебно-познавательная деятельность обучающихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. В моей практике эта работа неразрывно связана с работой гимназистов в школьном музее Боевой Славы. Основная экспозиция музея посвящена боевому пути 11 гвардейского танкового корпуса, который принимал участие во всех решающих сражениях ВОВ. Совет музея тесно взаимодействует с Советом ветеранов танкового корпуса. Накануне 70-летия Победы активисты музея под моим руководством встречались с секретарем Совета ветеранов Кривегой И. Я. в Москве в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе. Ребята поздравили ветеранов с юбилеем Победы, вручили подарки, поблагодарили за помощь в пополнении фонда музея фотоматериалами и историческими документами. Музей Боевой славы активно сотрудничает с государственными и общественными организациями.

Вместе с учениками мы готовим проекты, исследования на темы:

 Куряне — участники войн 20 века.

 «Бойцы невидимого фронта» (разведчики в годы Великой Отечественной войны).

 Фронтовые подруги (о женщинах — мед. работниках на фронте).

 Животные в годы Великой Отечественной войны.

 Песни Победы.

 Письма с фронта.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является взаимодействие моих учеников с Советом ветеранов ВОВ и труда, проживающими в городе. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. Считаю, что именно так активизируется познавательная деятельность детей, их сознание и патриотизм.

На сегодняшний день я веду уроки в 5-х и 6-х классах, но, конечно, заранее планирую работу по проблемному обучению и в старших классах. Успешно использую наиболее известную номенклатуру методов, предлагаемую М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером:

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Репродуктивный;
  3. Проблемное изложение;
  4. Частично-поисковый;
  5. Исследовательский метод.

На моих уроках большое значение отводится исследовательской работе обучающихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной, документальной литературы.

Создавая проблемную ситуацию на уроке, я определяю пути выхода из нее: проблемное изложение (выдвигаю проблему и, разъясняя материал, с помощью логической цепочки решаю проблему по ходу урока, обучая учащихся логике мышления). При изучении темы «Цивилизация Древнего Рима» создается проблемная ситуация в ходе которой ученики строят предположения. 1-е: Римляне и греки похожи! 2-е: Римляне и греки отличаются! Ученики формулируют проблему: Древний Рим — это особая цивилизация или часть древнегреческой? Для проверки версии предлагаю ученикам вспомнить понятие цивилизация, затем сравниваем признаки древнегреческой цивилизации с признаками Древнего Рима по четырем сферам общества и смотрим чего больше: общих признаков или различных. Ученики делают соответствующий вывод: Древний Рим это цивилизация, которая во многом похожа на древнегреческую, но имеет свои отличительные черты.

Создавая проблемную ситуацию, я высказываю противоположные, полярные мнения ученых, очевидцев, современников исторических событий и предлагаю обучающимся принять ту или иную точку зрения и объяснить свою позицию.

Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю обучающихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Литература:

  1. Г. К. Селевко. «Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств», М., НИИ школьных технологий, 2005 г.
  2. Г. К. Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006 г.
  3. Г. Д. Шкарлупина. «Преподавание истории и обществознания», Ростов-на Дону «Феникс», 2005 г.
  4. Г. В. Партицкая. «Игровые формы на уроке истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», № 10, 2005 г.
  5. Л. Н. Алексашкина. «Учебные лекции по истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания», № 8, 2006 г.
  6. Интернет. Сеть творческих учителей.
  7. http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn
  8. http://balyksy-scool.edusite.ru/p67aa1.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle