Библиографическое описание:

Козлов В. И., Блохина Н. В. Воспитание у учащихся познавательной потребности и ответственного отношения к учёбе на уроках изобразительного искусства в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 103-106.



Важным аспектом воспитания современного человека является трудовое воспитание. Оно предполагает развитие главной человеческой потребности — потребности в труде. Основной целью трудового воспитания является формирование готовности к труду, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, как важнейшей обязанности человека. В связи с этим человек осознает задачи труда, мотивы трудовой деятельности, необходимость овладеть трудовыми умениями и навыками, накопление опыта по самообслуживанию, а также опыта профессиональной деятельности.

Готовность к труду и трудолюбие требуют воспитания глубокого уважения к труду как основе жизни человека и общества; стремления учиться тому, чего не умеешь. Формирование этих качеств связано также с умением оказывать помощь своим товарищам, с умением учиться у старших и более опытных, с воспитанием уважения к людям труда.

Школа не ставит целью формирование тех или иных профессиональных умений и навыков. В процессе обучения школьники знакомятся с культурой труда и овладевают его определенными элементами, узнают некоторые способы трудовой деятельности, приобретают практические умения рациональной организации труда и знакомятся с некоторыми аспектами профильного обучения (в старшей школе).

Воспитание культуры труда предусматривается при выполнении различных учебных работ, начиная с самых простых. Большое внимание следует обращать на культуру выполнения индивидуальных работ, заданий на точную и аккуратную запись и тщательное оформление результатов работы. Навыки выполнения заданий следует систематически развивать в процессе обучения изобразительному искусству. Овладение культурой выполнения учебных заданий дает возможность учащимся младших классов справиться с более сложными работами в старших классах. Это особенно проявляется на конкурсах творческих работ, подготовленных школьниками к олимпиадам по изобразительному искусству.

В школьных условиях методами трудового воспитания являются повседневное наблюдение за поведением и деятельностью школьников на уроках, практических работах, разные виды бесед, убеждение, метод положительного примера и др. В качестве форм трудового воспитания выступают уроки, экскурсии в природу, внеклассная работа.

Школьное трудовое воспитание направлено на формирование психологической и практической готовности школьников к труду. Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы. Современный этап предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; уважение к труду и его результатам; постоянное проявление инициативы; активный творческий подход к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

Ответственное отношение к учению формируется у учащихся на основе воспитания у них интереса и стремления к приобретению знаний и умений, активности в учении, стремления применять знания и умения в жизни и труде, привития культуры умственного и физического труда.

Дальнейшее развитие этих качеств позволяет значительно поднять культуру умственного труда. Для этого воспитательная работа ведется в области осознания ими значения образования, воспитания, дисциплинированности, настойчивости, выдержки и инициативности в учении.

Воспитание дисциплинированности, настойчивости и выдержки включает осознание дисциплины как первого условия нормальной жизни коллектива и успеха любого дела, соблюдение правил для учащихся, добросовестное выполнение поручений учителя, разумное использование своего времени и выполнение правила «не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня».

Интерес и стремление к приобретению прочных знаний и умений складываются на основе понимания их значения для трудовой деятельности, на основе наблюдений и на основе рассказов знающих людей. В результате вырабатывается сознательное отношение к учебным обязанностям, стремление знать новое, передовое в области науки, техники, искусства. Стремление приобрести прочные знания и умения воспитывает в свою очередь умение пользоваться дополнительной литературой, умение самостоятельно делать правильные выводы из усвоенного, прочитанного, наблюдаемого.

Активность в учении требует понимания того, какого ученика можно считать прилежным. Им можно считать того, кто умеет дорожить каждой минутой урока, внимательно работает на всем его протяжении и не мешает товарищам усваивать знания, выясняет недостаточно понятое, старается прочно запоминать усвоенное, применить знания в практической работе, а также аккуратно и самостоятельно выполнять домашние задания.

Культура умственного и физического труда связана с пониманием зависимости результатов труда от правильной его организации, с воспитанием привычки вовремя выполнять все, что требуется от школьника. Ученик должен уметь планировать учебный труд, воспитывать в себе привычку готовить все необходимое, а потом приступать к делу.

Воспитание культуры труда связано также с развитием умения работать сосредоточенно, не отвлекаясь от дела, с привычкой выполнять работу тщательно и аккуратно. Сюда же относится стремление и привычка доводить начатое дело до конца, проявляя выдержку и терпение в преодолении трудностей. Не последнее место в этом занимает умение критически оценивать сделанное, проверять качество и результаты труда, привычка содержать в порядке рабочее место, учебные пособия, инструменты и принадлежности.

Воспитание настойчивости и инициативности в учении основывается на понимании школьниками зависимости успехов учебного труда от собственной настойчивости и активности, на развитии их требовательности к оценке своих знаний и умений, на способности самостоятельно намечать и решать задачи повышения успеваемости, а также на умении творчески использовать положительный опыт учебного труда товарищей и взрослых.

Ключом к воспитанию ответственного отношения к учению и склонности заниматься изобразительным творчеством является постоянная забота учителя о поднятии и поддержании устойчивого интереса к занятиям изобразительным искусством у учащихся. Не, менее важную роль играет понимание школьниками значения искусства в современной жизни.

Чувство удовлетворения учебной деятельностью и наиболее продуктивное нарастание знаний и умений, учащихся по изобразительному искусству возникает в условиях, когда посильность учебных заданий сочетается с их трудностью, доступной для преодоления учащимися.

Необходимым условием повышения культуры учебного труда учащихся является развитие их самостоятельности и активности в учении, а также введение в практику обучения работ, развивающих творческие способности школьников. Большое значение в этом имеет хорошо организованный показ рациональных приемов учебной деятельности.

Важнейшим условием, содействующим воспитанию у учащихся ответственного отношения к учению, является создание обстановки, при которой занятие изобразительным искусством вызывает у школьников чувство удовлетворения. Радость в труде достигается не только благожелательным отношением учителя, умелой похвалой и своевременной помощью, но и справедливой оценкой деятельности школьников и их усилий в учебной работе.

Воспитание культуры труда предусматривается при выполнении индивидуальных и коллективных учебных работ учащихся, начиная с самых простых. Особо надо остановиться на организации условий учебного труда. В первую очередь нужно воспитать отношение учащихся к школьному помещению и учебному оборудованию. Кабинет изобразительного искусства должен способствовать желанию и возможностям в нем учиться. Здесь предусматриваются приспособления для демонстрации наглядных пособий, оборудования для проведения практических работ, наличие справочной литературы. Отношение учащихся к учебному оборудованию следует вырабатывать приемами его использования. Дежурные учащиеся подготавливают его к уроку, разносят инструменты и материал для практических работ и затем собирают. Пособия располагают в определенной системе при помощи учащихся. Учащихся привлекают к ремонту пособий и изготовлению новых самодельных таблиц, различных моделей и макетов. Они должны храниться в порядке и при необходимости использоваться на уроках. Показ значимости работы учащихся имеет большое воспитательное значение.

Культура труда заключается не только в тщательном выполнении каждым учащимся порученной ему работы и умелом использовании знаний, но и в коллективной его организации. Как правило, индивидуально выполняемые задания являются частью коллективной работы. Воспитание коллективизма осуществляется путем обсуждения проектов организации, содержания, оборудования и оформления кабинета изобразительного искусства,организации кружка.

В процессе обучения изобразительному искусству имеется возможность воспитывать культуру умственного труда, формировать умение выступать с сообщениями, докладами, использовать наглядные пособия. При воспитании культуры умственного и физического труда средствами изобразительного искусства следует использовать все формы организации учебного процесса — уроки, экскурсии, внеурочную, внеклассную, домашнюю работу и массовые общественно полезные мероприятия. Все работы, выполняемые учащимися, должны быть не только точными, научно правильными, но и красиво выполненными и оформленными. В рамках внеклассной работы большим успехом пользуются в школах ученические предметные вечера с докладами учащихся, выставки, кампании — Неделя изобразительного искусства, на которые приглашаются родители. Эта форма работы, пропагандирующая изобразительное искусство, имеет большое значение, так как учащиеся приобретают убежденность, практикуя свое миропонимание, свои знания и умения.

Успех воспитательной работы многих учителей изобразительного искусства состоит в том, что они глубоко понимают, как важно сочетать высокую требовательность с глубоким уважением и верой в человека. Ребята очень чутко реагируют на доверчивое отношение к ним. Вера учителя в возможности своих учеников вселяет в них уверенность в работе, вызывает желание оправдать доверие. Достоинства воспитателя в том и состоят, что он видит положительные качества в характере или поведении детей, поддерживает их, развивает и поощряет все лучшее. Такая активизация хорошего в человеке сильнее приказа и наказания. Умелая похвала не только развивает у школьников чувство достоинства, но и возбуждает у них энергию и прилив бодрости, побуждает учащихся к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку учителя.

В работе учителя важно то, что он не ограничивается воспитательным воздействием на учащихся через содержание предмета, а ищет путей такого воздействия и через организацию урока и методы обучения. Глубоко продумывая все стороны учебного процесса, он старается не упустить ни одной возможности для воспитания своих учеников.

В процессе обучения изобразительному искусству учитель старается достигнуть продвижения в общем развитии учащихся, тщательно продумывая содержание и организацию урока и методы обучения, воспитывает культуру умственного труда школьников, ищет пути их активизации в учении и развития умения сочетать имеющиеся знания по изобразительному искусству со знаниями, полученными при изучении других предметов, создает условия, воспитывающие у учеников потребность в познании, стремление применять знания и умения в жизни.

Потребность в познании — одна из первоначальных потребностей человека. В отличие от способностей, которые возможно успешно развить из природных задатков, с потребностью в познании человек рождается. Тем не менее, и она нуждается в разумном воспитании. Познавательную потребность важно поддерживать и развивать с самого раннего детства.

Одним из способов развития познавательной потребности школьников является интеллектуальный труд, предполагающий развитие познания, а на его основе и научного мировоззрения. Мировоззрение формируется вместе с развитием мышления учащихся. Содержание занятий изобразительным искусством стимулирует мышление учащихся, заставляет их логически рассуждать, сопоставлять факты, формулировать выводы, успешно обобщать научные сведения и решать задачи практического характера. Оно приводит к сознательности в усвоении учащимися учебного материала, что способствует прочности его запоминания. Осознанные знания учащиеся получают лишь при активной мыслительной деятельности, а не в результате механического запоминания.

В психологии интеллектуальное воспитание связывается с обогащением интеллекта при стимулировании всех психических процессов — ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и речи; формировании механизмов самоорганизации умственной деятельности; приращении индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей.

Умственное воспитание осуществляется прежде всего через образование и обучение. Изучение учебного материала в целях приобретения сознательных и прочных знаний требует от учащихся самостоятельной умственной работы под систематическим руководством учителя. Их знания будут осознанными и прочными только при их активном самостоятельном мышлении.

Преподавание изобразительного искусства имеет достаточные потенциальные возможности для целенаправленного воспитания мышления учащихся. Школьный курс изобразительного искусства знакомит с конкретными фактами, позволяет устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости и формулировать умозаключения.

Развитие мышления у школьников требует от учителя тщательной разработки плана и содержания урока. В ходе урока должны четко прослеживаться его структура, логика подачи учебного материала. Многое зависит от того, как учитель представляет учебный материал, обращается к мысли учащихся и может активизировать умственную деятельность. Появление вопросов у учащихся — первый признак возникновения мысли. Далее следует стимулировать ее развитие, завершить обобщением и закрепить упражнениями или практической работой.

Мыслительная деятельность при обучении изобразительному искусству формируется с использованием таких логических путей, как индукция и дедукция. Они включают необходимые в процессе обучения изобразительному искусству мыслительные операции — сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизацию, классификацию и др.

Дедуктивный путь ведет от общих положений, принципов к разъяснению отдельных фактов или подтверждению общих положений фактами. Он применяется, прежде всего, для анализа учебного материала. Индукция связана с синтезом и способствует обобщающим умозаключениям.

В процессе преподавания изобразительного искусства необходимо развивать у учащихся способность к индуктивному и дедуктивному мышлению, развивать у них умение и анализировать и синтезировать при любом методе обучения. Любой мыслительный процесс завершается суждением. Суждение — это уже самостоятельное умственное действие. Обобщающая мысль движется от единичных фактов, отмечая особенное, сходство или различие между ними, к обобщающему умозаключению, которое становится суждением.

Учитель изобразительного искусства должен обращать внимание на логический ход своей мысли и суждений учащихся. Для развития мышления очень важны вопросы, требующие сравнения ранее пройденного материала с новым, применения знаний для объяснения фактов и явлений, настраивающие на размышление. Именно сравнение учит и заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность — анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, сравнивать, моделировать и др. Важно урок проводить так, чтобы постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся. Для этого необходимо использовать систему заданий и вопросов, развивающих монологическую и диалогическую речь.

Учитель изобразительного искусства имеет достаточные возможности для интеллектуального воспитания учащихся. Желающий развить мышление учащихся прежде всего должен обратить внимание на систему задач, вопросов и вообще на умение вести беседу на уроке. Содержательность, логичность, продуманность ответов учащихся зависят, конечно, не только от постановки вопросов, но и самостоятельной подготовки учащихся. Поэтому развитие самостоятельного мышления тесно связано с их работой по выполнению домашних заданий.

На уроках изобразительного искусства возникает объективная возможность для развития интеллектуальных способностей школьников. Важно постоянно обращать внимание на логику построения урока, постановку проблемы, совместное ее решение учащимися и учителем. Вопросы, задаваемые учителем, должны ориентировать учащихся на разные виды сравнения, установление связей между формируемыми и имеющимися знаниями, формулирование выводов, доказательства или опровержения гипотез, выражение собственных суждений. Также необходимо использовать разнообразные методы и приемы, активизирующие учебную деятельность.

Используемые на уроках методы обязательно связываются с активизацией умственной деятельности. Для этого учитель предусматривает включение теоретических знаний для решения практических вопросов, что способствует воспитанию самостоятельности и осмысленного применения изучаемого материала в повседневной жизни. Стимулирование психических процессов при обучении изобразительному искусству способствует развитию у учащихся познавательного интереса. Такой интерес может оказать положительное влияние на эффективное усвоение учебного материала при целенаправленном поиске источников информации как на бумажном, так и на электронном носителях. Только при этом интеллектуальные возможности учащихся могут в достаточной мере проявляться, развиваться и закрепляться.

Литература:

  1. Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
  2. Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
  3. Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.
  4. Веретенникова Л. К. Подготовка студентов к развитию творческого потенциала школьников. Монография. М.: «Альфа», 2008. — 276 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle