Библиографическое описание:

Нуволи А. В., Гарданова Ж. Р., Бычкова В. Н., Бычков И. Н. Психолого-педагогическая коррекция познавательной деятельности детей с аутизмом с помощью дельфинотерапии // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 168-170.



Проблема образования детей с аутизмом в России сложна и многогранна. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей с данным заболеванием. Все чаще говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге аутистических расстройств, который объединяет в себе и классические варианты аутизма и более легкие аутистические нарушения. Специалисты как общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) школ сталкиваются с трудностями, обусловленными характером нарушения психического развития при аутизме. Основными из них в начале обучения являются проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения самого аутичного ребенка и его одноклассников.

Более половины всех детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) страдают от расстройств сна. Чаще всего встречается бессонница, которая влияет на поведение ребенка в течение всего дня и ухудшает другие симптомы заболевания, что приводит к дезадаптации в школьной среде. Расстройство сна обусловленно нарушением организации отношений между центральным пейсмекером циркадного ритма (супрахиазматическое ядро (СХЯ) гипоталамуса) и структурами, ответственными за адаптивное поведение. Эта система определяется богатым набором нейротрансмиттеров, таких как ГАМК, серотонин, дофамин, норадреналин и мелатонин.

На данный момент одним из популярных методов психо-коррекционой реабилитации детей с РАС является дельфинотерапия (ДТ). После проведения курса ДТ около 70 % родителей отмечают либо улучшение, либо нормализацию сна ребенка.

О лечебном воздействии дельфинов на организм человека впервые сообщили Б. Смит и Д. Натансон (B. Smith, 1971; J. Nathanson, 1980). Дельфинотерапия быстро шагнула за пределы Соединенных Штатов. К американским ученым присоединились специалисты в Израиле, Англии, Мексике и Японии [4].

Метод дельфинотерапии (ДТ) является системой физических и психических воздействий, направленных на пациента, с использованием дельфинов. У дельфинов есть природный аппарат, весьма эффективный для лечебных целей. Это сонар, расположенный в полушарии головного мозга. Он выполняет сразу несколько важнейших функций: это орган слуха, зрения, речи, обоняния. Упругие колебания ультразвукового диапазона, вызванные этим сонаром, вызывают сдвиговые напряжения в биологических тканях, амплитуда которых недостаточна для возбуждения механорецепторов кожи, однако способна изменить проницаемость каналов мембран клеток и вызвать поток метаболитов. Такие сдвиги метаболизма обусловливают лечебные эффекты ультразвука: противовоспалительный, анальгезирующий, спазмолитический, дефиброзирующий, бактерицидный.

Целью нашего исследования было изучение дельфинотерапии как метода психолого-педагогической коррекции познавательной деятельности детей с аутизмом.

В исследовании приняло участие 72 ребенка с РАС (F 84.0) в возрасте от 5 до 12 лет, находившихся на санаторно-курортном лечении (СКЛ) в детских санаториях г. Евпатории, которые составили 2 экпериментальные группы. I группа — 30 детей, получившие общее СКЛ; II группа — 42 ребенка, которые на фоне СКЛ получили курс ДТ. Контрольную группу (КГ) составили 28 здоровых детей.

Комплексное обследование детей включало: осмотр ребенка педиатром, неврологом, психиатром, психологом. Детям проводилось обследование по оценочной шкале раннего детского аутизма (CARS) и в исследование включались только дети с умеренной степенью аутизма. Биохимические исследования включали: определение в сыворотке крови серотонина и ГАМК, в моче в 8.00 ч. и 20.00 ч. 6-сульфатоксимелатонина, в суточной моче — норадреналина и дофамина. Обследование детей проводилось до курса и после курса СКЛ и ДТ. Общее СКЛ включало: сезонную климатотерапию, массаж классический ручной, лечебную гимнастику индивидуально, йодо-бромные ванны.

ДТ проводилась ежедневно в течение 20 минут, включая общения ребенка с дельфином с участием врача-специалиста в количестве 8 занятий на базе Евпаторийского дельфинария Донузлав в присутствии одного из родителей. Занятие проходили в несколько этапов: на 1-ом этапе дельфинотерапии за счет высокой мотивации пациента при начальных сеансах происходит активация головного мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию ото всех органов чувств, т. е. — тактильную, зрительную, слуховую. На 2-ом этапе дельфинотерапии после установления двухстороннего контакта между пациентом и дельфином и вхождения пациента в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования. Терапевт предлагает пациенту выполнить совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений. На 3-м этапе происходит развитие движений в воде при достижении у пациента антигравитационного («ощущение невесомости») эффекта.

У детей с РАС в исходном состоянии отмечено достоверное сниженние содержания в крови серотонина (256,48±36,7 нг/мл в сравнении с КГ — 421,52±25,65 нг/мл, р<0,01), который играет роль в обработке информации, моторной координации, регулирует такие важнейшие функции как прием пищи, сон, проявления гнева, агрессии. Содержание норадреналина в суточной моче также было достоверно снижено в сравнении со здоровыми детьми (87,73±15,4 нг/мл в сравнении с КГ — 184,37±16,3 нг/мл, р<0,01), который активирует кору головного мозга, стимулируя память, целесообразное поведение, мышление, эмоции. Экскреция дофамина в сутки была неоднозначна у детей с тяжелыми и средними клиническими проявлениями аутизма, что и повлияло исключить из данного исследования детей с тяжелой формой аутизма. Выделение дофамина с суточной мочой в исследуемой группе было достоверно ниже, чем у здоровых детей (324,47±32,18 нг/мл в сравнении с КГ — 673,75±46,28 нг/мл, р<0,01). Данный нейротрансмиттер действует как переключатель, позволяя другим нейротрансмиттерам блокировать или облегчать определенные эмоциональные или поведенческие проявления, учавствует с деятельностью, связанной с исследованием, любопытством, инициативой. Сниженным было и содержание ГАМК в сыворотке крови (0,016±0,02 ммоль/л в сравнении с КГ — 0,075±0,03 ммоль/л, р<0,05), которая уменьшает интенсивность эмоциональных реакций, таких как гнев, враждебность, агрессия и связана с чувствами тревоги и дискомфорта, что в большой представленности имеется при аутизме. Кроме этого, ГАМК многими учеными признается принципиальным нейротрансмиттером циркадианного ритма, так как именно ГАМК-ергические системы выступают основным регулятором механизма влияния гипоталамических структур на функцию эпифиза (секреция мелатонина).

При исследовании содержания мелатонина — одного из важнейших биологически активных веществ, который регулирует деятельность структур мозга, периферических эндокринных желез и внутренних органов, обеспечивая их гармоничную работу в суточном режиме и подчиняя сигналам, исходящим из гипоталамических ядер, получены следующие изменения у детей с аутизмом. Содержание мелатонина у детей с аутизмом в дневной порции мочи было достоверно выше, чем у здоровых (14,78±0,36 нг/мл в сравнении с КГ — 7,24±0,23 нг/мл, р<0,05), а в ночной порции достоверно ниже (22,61±0,42 нг/мл в сравнении с КГ — 51,28±0,25 нг/мл, р<0,01), а одно из важнейших соотношений мелатонина день/ночь у детей с аутизмом было 1:1,5, а в КГ — 1:7.

Таким образом, зная, что в световую фазу суточного цикла синтез ГАМК нейронами сердцевины СХЯ активируется не только импульсами ретино-гипоталамического тракта, но и повышенным уровнем моноаминов (норадреналин, серотонин, дофамин), мы установили, что сниженные уровни нейротрансмиттреров у детей с аутизмом не могут достаточно влиять на активацию и синтез ГАМК, а следовательно, адекватно не функционирует нейротрансмиттерный механизм угнетения синтеза мелатонина днем (и наоборот, ночью), что и приводит к развитию стойкого внутреннего десинхроноза и соответствующей клинической симптоматике при аутизме.

После проведенных комплексов лечения в I группе отмечено достоверное (р<0,05) повышение серотонина (с 238,27±25,4 нг/мл до 312,43±38,5) и норадреналина (с 81,25±17,3 нг/мл до 96,52±14,7), однако, достоверной динамики в содержании дофамина (с 318,26±22,75 нг/мл до 336, 52±39,8), ГАМК (с 0,026±0,03 ммоль/л до 0,047±0,05 ммоль/л) и мелатонина в дневное время (с 16,32±0,4 нг/мл до 13,62±0,5) и в ночное время (28,37±0,6 нг/мл до 33,74±0,3 нг/мл) не отмечалось, а соотношение мелатонина день/ночь составило 1:2,5, что значительно улучшило и самочувствие детей. Однако, после общего СКЛ дети стали много спать в дневное время, а ночной сон оставался прерывистым и непродолжительным.

Во II группе после курса ДТ отмечено достоверное (р<0,01) повышение серотонина (с 274,83±36,1 нг/мл до 389,26±46,0), норадреналина (с 93,89±15,8 нг/мл до 141,73±15,4), дофамина (с 329,19±35,3 нг/мл до 405,8±41,5, р<0,05), ГАМК (с 0,008±0,02 ммоль/л до 0,057±0,03 ммоль/л, р<0,001), и мелатонина в дневное время (с 11,75±0,5 нг/мл до 10,46±0,3) и в ночное время (с 15,12±0,4 нг/мл до 37,64±0,3 нг/мл, р<0,01), а соотношение мелатонина день/ночь составило 1:3,6. Родители отмечали, что дети много спали в дневное время, однако это не влияло на продолжительность и крепкость сна ночью.

Таким образом, выявлено, что ДТ влияет на нормализацию циркадного ритма, повышая уровень серотонина, норадреналина, ГАМК, дофамина и мелатонина, что в свою очередь, приводит к уменьшению десинхроноза и влияет не только на улучшение сна, но и уменьшает выраженность многих клинических симптомов РАС. Следовательно, дельфинотерапия может быть эффективным способом психолого-педагогической коррекции детей с аутизмом, так как повышение в крови данных нейротрансмиттеров приводит к улучшению кровоснабжения мозга, снижению возбуждения центральной нервной системы, снижению агрессии, тревоги и страхов, поддержке энергетических процессов мозга и к улучшению эмоционального фона. Дети становятся спокойнее и способны к лучшему восприятию информации, им лучше дается общение со сверстниками и педагогом, улучшается запоминание и усвоение полученного материала. Важно, что такие изменения заметны в течение трех месяцев после 5–7-ми дневного курса терапи, поэтому таким детям рекомендовано проходить курс ДТ за месяц до начала образовательного процесса.

Полученные данные позволяют нам утверждать, что метод дельфинотерапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей с аутизмом, благоприятствует образовательному процессу детей и облегчает адаптацию в коллективе сверстников. Это дает возможность многим детям с РАС обучаться в школах с инклюзивным образованием.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательной деятельности детей, курса ДТ, курс ДТ, соотношение мелатонина, головного мозга, здоровых детей, синтез ГАМК, важнейших соотношений мелатонина, проведения курса ДТ, крови серотонина, исследовании содержания мелатонина, угнетения синтеза мелатонина, ГАМК нейронами сердцевины, увеличению количества детей, секреция мелатонина, Содержание мелатонина, Проблема образования детей, психолого-педагогической коррекции детей, психо-коррекционой реабилитации детей, повышение серотонина.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle