Библиографическое описание:

Черкашина Л. И. Проектная исследовательская деятельность как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению химии // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 24-25.



«… Проектное обучение поощряет

и усиливает истинное учение

со стороны учеников, расширяет

сферу субъективности в процессе

самоопределения, творчества и

конкретного участия…»

В. Гузеев

В современной школе возникает необходимость уделять все больше и больше внимания развитию у учащихся способности к научно-исследовательской и проектной работе. Особо активные и одаренные дети могут вести научно-исследовательские работы по разным предметам. Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.Один из эффективных методов обучения — организация ученических проектов. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX в. В 1905г. была организована небольшая группа исследователей под руководством С. Т. Шацкого, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сегодня проектная и исследовательская деятельность, как педагога, так и учащегося, занимает особое место в процессе обучения. Проектная деятельность — это результат совместного научно-исследовательского труда учителя и учащегося. Она позволяет применить имеющиеся знания по теме и осуществить поиск новой информации [1].

Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача — мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия. Работу детей на протяжении всего учебного года должен контролировать квалифицированный руководитель, который выступает в роли консультанта и организатора.

В основе метода проектов лежит развитие навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. На протяжении всей работы ученик решает ряд поставленных перед собой задач, вначале выбирает тему, ставит перед собой цели, создает план и реализует их. Главная задача — это достигнуть какого-либо результата, т. е. свершение.Главные этапы проектирования:

  1. Определение направления и сферы исследования.
  2. Выбор темы исследования.
  3. Выявление объекта, предмета и проблемы исследования, постановка его целей и задач, определение теоретической и практической значимости.
  4. Сбор информации по теме исследования.
  5. Анализ полученной информации.
  6. Формулирование историографии изучаемой проблемы и определение основных теоретических положений исследования.
  7. Обсуждение плана теоретической главы исследования.
  8. Написание теоретической главы исследования.
  9. Обсуждение теоретической главы исследования.
  10. Обсуждение плана практической главы исследования.
  11. Проведение необходимых для исследования опытов и прохождение соответствующей практики.
  12. Написание практической главы исследования.
  13. Обсуждение практической главы исследования.
  14. Формулирование выводов исследования.
  15. Редактирование окончательного варианта работы и обсуждение ее результатов.
  16. Оформление работы, подготовка презентации, сопутствующих плакатов, иллюстрации, демонстрационного оборудования и т. д.
  17. Защита и презентация проекта [2].

Для учащихся 8 класса разработана программа прикладного курса «Я-исследователь». Главная цель курса — формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к исследовательской деятельности, развитие познавательных интересов и способностей, приобретение основных экспериментальных навыков работы с веществами, химическим оборудованием, которые необходимы для успешной работы в химической лаборатории над проектом.

Над одним проектом может работать несколько учащихся, чаще всего двое.Задача, которая ставится перед руководителем — это научить школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации. Учащиеся 8 и 9 классов с желанием занимаются проектной деятельностью, им нравится представлять опыт своей работы и делиться им. Такой вид работы повышает самооценку. Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места на научно-практических конференциях разного уровня. Участие в таких конференциях позволяет приобрести школьникам уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Проекты на тему «Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?», «Влияние алюминия на окружающую среду и организм человека», «Этиловый спирт в жизни человека» были представлены на школьных Научно — практических конференциях. Работа «Нанотехнологии в косметике», была представлена на региональной выставке — конференции студентов, магистрантов, учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений «Вклад молодых ученых Карагандинской области в Экспо 2017» на базе Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. Проект на тему «Определение качества сметаны. Какую сметану мы едим» получил высокую оценку и был представлен на VI городском фестивале творческих проектов «Алғырлар- 2016» и т. д.

Таким образом, в результате применения проектной деятельности на уроках химии: повышается интерес к предмету химии и смежных с ней дисциплин, улучшается качество знаний, развивается творческий потенциал и индивидуальные способности, самостоятельно приобретаются новые знания, развивается навык исследования. Технология проектного обучения — одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

Литература:

  1. Полат Е. С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2000
  2. Мирошниченко Т. А., Химия. Проектная деятельность, 11 класс, Волгоград, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle