Библиографическое описание:

Лупандина М. В. Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования» // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 671-674.



Значение профессии педагога в процессе развития всех сфер человеческой жизни общества достаточно высока. Президентом страны отмечено: «От того, встретит ли ученик талантливого, увлеченного своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьбы молодого человека. Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя». [14].

Понятие «профессия» в буквальном переводе с французского (profession) означает «публичное заявление о роде своей деятельности», данное слово является результатом заимствования от латинского (profiteer) — «объявляю своим делом». Экономический словарь определяет «профессию» как «род трудовой деятельности, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и трудового опыта» [20]. Профессия, как сложившееся социально–культурное явление, обладает сложной структурой, включающей объект, предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, образцы, идеалы, нормы, методы и методики [16]». Профессия выступает формой реализации жизненного призвания человека. Она понимается как совокупность специальных качеств личности». [3].

Возникающие задачи современного технологичного мира заставляют сегодня обращаться к образованию, выходящему за рамки основной образовательной программы — дополнительному образованию детей. «В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя». [6].

В российской образовательной системе структура дополнительное образование детей в 1992 году заменило «внешкольное воспитание». Закон «Об образовании» изменил положение работников внешкольных учреждений, их деятельность стала определяться профессиональными требованиями к педагогу дополнительного образования.

До 1917 года благодаря многообразию форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики в России, внешкольная работа имела определенный педагогический статус. Одним из первых организаторов подготовки педагогов внешкольников, в дореволюционное время, исследователями признан Е. Н. Медынский, который в 1912–1915 годах разработал и прочитал курс лекций по внешкольному образованию в Санкт-Петербургской педагогической академии [7]. Е. Н. Медынским, проведена работа по глубокому анализу и обобщению практики общественно — просветительской деятельности в России. «Большинство идей Е. Н. Медынского, сформулированных им в теории внешкольного образования, были применены к внешкольной работе с детьми, а затем — к дополнительному образованию детей». [10]. Добавим, что сегодня в развитии педагогической теории и практики дополнительного образования детей идеи народной педагогики (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой) используются шире и глубже.

В 1918 году создается первая организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями — специальный отдел внешкольного образования Народного Комиссариата по просвещению. Одной из задач данного отдела «было создание курсов инструкторов по внешкольному образованию» [11]. «Увлеченные романтики социалистического переустройства» [4], педагоги того времени — многие общественные, политические деятели. В качестве руководителей кружков привлекаются самые разные люди: от рабочих до ученых. В соответствии с Постановлением «Об организации дела внешкольного образования в Р. С. Ф.С.Р» (от 4 июня 1919 года) организуются «постоянные и временные учебные заведения, и курсы Всероссийского и Областного значения для подготовки персонала разных специальностей по Внешкольному Образованию» [15]. В губернских, уездных отделах образования предпринимаются курсы для работников внешкольного образования, съезды, совещания по внешкольному образованию, создаются учебные пособия, педагогические музеи [7]. В это время появляются новые типы учреждений внешкольной работы. В стране создаются первые пионерские отряды, формируются специализированные станции детского творчества и др. Для определения содержания и развития методов внешкольной работы и работы пионерской организации создается Научно-педагогический институт методов внешкольной работы (1923 г.), при Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской создается внешкольное отделение для подготовки кадров внешкольных работников (1928 г.), «проходят проверку различные организационные формы повышения квалификации: курсы, семинары, конференции, практикумы, методические объединения» [9].

Исторический опыт создания при педагогических институтах и техникумах внешкольных отделений оказался неудовлетворительным. Точка зрения Н. К. Крупской: «Очень важно, чтобы школа за всем смотрела, что бы внешкольное дело не шло каким-то самотеком» [11] на многие годы определила вспомогательную роль внешкольного образования по отношению к школе. Содержание обучения на внешкольных отделениях не отличалось от других факультетов, и данные отделения были реорганизованы в отделения детского коммунистического движения, которые готовили уже кадры для пионерских организаций, одновременно считавшихся и специалистами по внешкольной работе с детьми [8]. Подводя итог данной исторической части необходимо согласиться с исследователями, что содержание внешкольной деятельности «обогащается делами пионерской и комсомольской организации, как неотъемлемых частей воспитания личности социалистического государства» [2], и внешкольная работа начинает рассматриваться «как значимая составляющая общего образования» [9]. Исторические справки подтверждают, что часть педагогических кадров составляли профессионалы — специалисты, кто в силу различных причин проявлял интерес к детям, понимал их проблемы.

В начале 1960 годов на базе сельскохозяйственных и педагогических вузов активно создаются факультеты общественных профессий. Отметим, что первый опыт создания факультетов общественных профессий исследователями определен еще в предвоенные годы. Выпускники сельскохозяйственных и педагогических вузов при направлении в сельскую местность должны были стать организаторами внешкольной работы с детьми в области пионерской, пропагандистской, массово-политической и культурно-просветительской, спортивной и туристско-экскурсионной деятельности, руководителями коллективов художественной самодеятельности, техническими, краеведческими и другими кружками. Однако в основе деятельности факультетов общественных профессий преобладает идейно-политическая направленность. В ряде институтов происходил поиск собственного пути развития факультета общественных профессий. В нашем исследовании отметим, что в спектре разработанных программ для факультета общественных профессий представлена программа подготовки руководителей технических кружков младших школьников.

«С 1989 года на основании приказа № 75 Министерства народного образования РСФСР от 21.10.1988 г. факультет общественных профессий был реорганизован в факультет дополнительных педагогических профессий. Реорганизованные...в педвузах факультеты дополнительных педагогических профессий, опираясь на Типовое положение о факультете дополнительных педагогических профессий в пединститутах, переориентировали свою деятельность». [12]. Студенты получили возможность выбрать близкие к профилю будущей специальности направления воспитательной работы, ориентированные на интересы и увлечения школьников, и овладеть умением руководить творческой деятельностью детей. Перечень видов детских творческих объединений, рекомендованный в начале 1990 годов, позволяет говорить о достаточно широком спектре предлагаемых дополнительных педагогических специальностей.

Подводя итог отметим, что исторически апробированы различные формы подготовки педагогов к организации дополнительным образованием детей. В разные периоды истории это были: практические занятия и лекции на курсах повышения квалификации; подготовка внешкольных работников в народных университетах; внешкольные факультеты в Академии коммунистического воспитания и педтехникумах, школы общественных профессий — факультеты общественных профессий в вузах различных профилей; факультеты дополнительных педагогических профессий в педагогических вузах. Получили распространение: школа передового опыта, педагогические чтения. В новое качество перешли методические объединения внутри учреждений, в городе, в районе. За период с 1976 по 1986 год ленинградским НИИ общего образования взрослых были разработаны три поколения учебно-тематических планов и программ курсов повышения квалификации для организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы, старших вожатых, воспитателей групп продленного дня. В 1988 году учеными Центрального института усовершенствования учителей созданы учебно-тематические планы и программы для категории внешкольных педагогических работников.

Однако исследователи указывают, что «исторический опыт подготовки кадров для системы внешкольного образования, внешкольной работы, имевший в советское время устойчивый положительный результат, не сложился в современную государственную систему подготовки данной категории кадров в высшем или среднем педагогическом образовании» [8].

Возвращаясь к истории, отметим, что Законом «Об образовании» (1992 г.) в истории российского образования впервые введено само понятие «дополнительное образование». Однако, нормативное поле для деятельности системы дополнительного образования в Законе (1992 г.)«обозначено не совсем точно» [17]. Отсутствие нормативной четкости и корректности понятий определило процесс теоретического осмысления, социально-культурного самоопределения и нормативно-правового утверждения дополнительного образования детей (В. А. Березина, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, В. П. Голованов, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, С. В. Сальцева, И. И. Фришман, А. И. Щетинская и др.). Одновременно были выполнены педагогические и психологические исследования по различным вопросам профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования (М. А. Валеева, В. А. Гуров, И. В. Калиш, З. А. Каргина, Л. Ю. Круглова, С. Б. Серякова, А. И. Щетинская и др.). Все исследования опирались на факт изменений требований к программному обеспечению, результативности образовательного процесса.

В перечне педагогических профессий до 1998 года отсутствовал государственный стандарт подготовки специальных кадров для системы дополнительного образования детей, что позволяло работать в данной системе любому человеку, имеющему специальное образование и некоторые педагогические способности. Новые требования к организации образовательного процесса, повышение уровня задач потребовали соответственного уровня образования от его работников. В 1998 году Министерством общего и профессионального образования РФ была введена специальность «педагогика дополнительного образования» [13], которая могла быть получена в учреждениях среднего профессионального образования.

В качестве итога можно определить следующее. После выхода Закона «Об образовании» (1992 г.) идет становление новой специальности «педагог дополнительного образования» в рамках педагогической профессии. Одновременно проходит целевая переориентация системы повышения квалификации этой категории педагогических кадров: основное внимание сосредотачивается уже не на подготовке «специалиста — профильника», а на формировании грамотного и думающего педагога. В системе дополнительного образования уже недостаточно быть хорошим специалистом в той или иной сфере творческой деятельности, важно сформировать личность ребенка, вовлекая его в совместное творчество.

В новом законе «Об образовании в РФ» (2012 год) дополнительное образование признано уже неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)" [19]. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [18]. Деятельность педагогов дополнительного образования приобретает особое значение, так как она направлена не только на помощь в освоении определенного объема знаний или узкопредметных навыков, но и на удовлетворение таких важных социальных потребностей человека как потребность в собственном развитии, признании, общении. Наш практический опыт позволяет согласиться с А. В. Золотаревой: «Психолого-педагогическая характеристика педагога дополнительного образования является довольно сложной, т. к. по сути дела означает свойства педагога-универсала». [5].

Особую роль педагога дополнительного образования определил Ш. А. Амонашвили: «Педагог-внешкольник — это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения» [1].

Новая сущность и процесс формирования профессиональной деятельности педагога дополнительного образования становится предметом исследователей и практиков.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А., Гуманно-личностный подход к детям/ Ш. А. Амонашвили//Акад. пед. и соц. наук; Моск. Психолого-соц. ин-т. — М.: Институт практич. психологии, 1998. — 544 с. С. 3.
  2. Асмолов А. Г., Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогике к педагогике развития /А. Г. Асмолов//Внешкольник. -1997, № 9, с.3–9.
  3. Александрова Т. Л., Методологические проблемы социологии профессий/ Т. Л. Александрова // Социологические исследования. -2000, № 8, с. 11–18
  4. Горский В. А., Живое образование (без стандартов и ЕГЭ)/ В. А. Горский. — М. — 2005. — 341с.- с. 141
  5. Золотарева А. В., Перспективы профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей / А. В. Золотарева // Вестник КГУ им Н. А. Некрасова.-2012, Том 18, с.153–157
  6. Концепция развития дополнительного образования детей. — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г., № 1726-Р//URL:http://минобрнауки.рф/документы/4429
  7. Каргина З. А., Из истории подготовки педагогов-внешкольников в системе высшего и среднего образования / З. А. Каргина // Высшее образование сегодня: Рецензируемое издание ВАК России в области психологии, педагогики и социологии. — 2012, — № 5, — С. 70–74.
  8. Каргина З. А., История становления системы дополнительного образования в России: начало пути./З. А. Каргина//Историко-педагогический журнал. -2012, № 4, — С 96–106.
  9. Калиш И. В., Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: автореферат дис…канд.пед.наук., М., АПКиПРО.- М., 2000.- 22 с.
  10. Логинова Л. Г., Историческая ретроспектива теории и практики внешкольного образования//URL:http://dopedu.ru/metodopit/104–2012–03–07–20–39–49.html
  11. Крупская Н. К., Избранные педагогические сочинения. М., 1948. С.346
  12. Коллегов А. К., Развитие факультета дополнительных педагогических профессий как структуры учебно-воспитательной системы вуза (1960-е 2000 -е годы): автореферат дис….канд.пед. наук., Томск. — 2009. 24 с.
  13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10 апреля 1998, № 997 О дополнении классификатора специальностей среднего профессионального образования Портал Законы России http://www.lawrussia.ru/texts/legal_689/doc689a825x930.htm
  14. Путин В. В., Послание Президента Федеральному Собранию, 2012 Источник: http://www.kremlin.ru/news/17118
  15. Постановлении «Об организации дела внешкольного образования в Р. С. Ф.С.Р» от 4 июня 1919 года /Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических республик //URL:http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_463.htmwww.libussr.ru
  16. Сластенин В. А., Профессионализм учителя как явление педагогической культуры/ В. А. Сластенин// Педагогическое образование и наука, 2008, № 12, с. 4
  17. Чендева И. В., Педагоги дополнительного образования — как социально-профессиональная группа: дис. … канд. социол.наук., Екатеринбург, -2001.19 с.
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- Ростов н/Д: Легион, 2013. — ст. 75 «Дополнительное образование детей и взрослых». — п.1.
  19. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- Ростов н/Д: Легион, 2013. — ст. 10 «Структура системы образования». — п.2.
  20. Экономический словарь / Под ред А. И. Архипова. –М.: 2001- С. 458

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle