Библиографическое описание:

Мамаев А. А. Исламские финансы // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 895-897.



По исламским законам, деньги нельзя использовать, чтобы «делать» еще больше денег. Вместо этого, банк должен предоставлять услуги «зарабатывания» прибыли.

Таким образом, вместо традиционных счетов с заданными процентными ставками, исламские банки предоставляют счета, которые предлагают прибыль или убыток. Банк, в свою очередь, приобретает активы вашими деньгами, которые генерируют доходы банка. В частности, взимание высоких процентных ставок с нуждающихся считается недобросовестным и запретным. Во-вторых, не допускается гарар — рискованные или опасные продажи и сделки. Гарар, как правило, запрещен исламом, который запрещает сделки, имеющие чрезмерный риск в связи с неопределенностью. Все возможные риски должны быть идентифицированы инвесторами, а вся соответствующая информация — раскрыта. Исламские финансы запрещают продажу чего-то, чем человек не владеет, так как это представляет риск его отсутствия в дальнейшем. Это исключает инвестиции в обычных производных, которые требуют спекуляции в будущем в зависимости от чрезмерных рисков. Это также является основной причиной, почему исламские банки остались невредимыми в 2007 году (слабый контроль риска означает, что они остались подвержены снижению реальных цен на активы). В-третьих, исламские финансы требует инвестировать средства только в проекты с благими намерениями. Недозволены инвестиции во что-либо неэтичное или социально безответственное, от оружия до развлечений и азартных игр.

С акцентом на капитал и инвестиции в сектор экономики, принципы исламского финансирования обеспечивают стабильный и продуктивный банковский сектор. Вместо того, чтобы предоставить выгодные финансовые альтернативы инвестирования в реальный сектор экономики, исламский банкинг дополняет и усиливает последнее. Это гарантирует, что финансовый капитал не приводит к искусственно раздутым ценам на активы. Наоборот, это приводит к работе в реальном секторе экономики, на реальных проектах.

Существует целый ряд факторов, которые могут затруднить процесс развития исламских финансов в России:

– исламофобия — несмотря на отсутствие достоверной статистики, этот фактор, возможно, является важнейшим из политических;

– низкая финансовая грамотность населения, в том числе потенциальных отечественных потребителей исламских финансовых услуг;

– полное отсутствие специалистов по исламским финансам среди как профучастников, так и финансовых властей;

– отсутствие в Российской Федерации собственных шариатских экспертов мирового уровня, что вынудит россиян обращаться к иностранным специалистам;

– отсутствие осознанного спроса на исламские финансовые продукты даже со стороны исламской части населения Российской Федерации.

Вместе с тем эти проблемы решаемы. Вопрос только в том, какими должны быть структура индустрии и форма управления ею. Но вначале следует ответить на вопрос, что именно мы хотим:

– создать российским мусульманам соответствующие их религии условия? Вряд ли. В России есть ряд традиционных конфессий, и у государства нет оснований для преференций одной из них;

– принять законодательство, позволяющее открывать исламские банки как один из вариантов ведения бизнеса? Возможно. Но в условиях минимального спроса на исламские финансовые услуги кто возьмёт на себя крупные финансовые затраты без обозримых сроков их возврата? В Казахстане, например, финансирует арабский учредитель местного исламского банка «Аль Хиляль». За решением создания этого банка стоял расчёт, не столько финансовый, сколько политический: по некоторым данным, решение об открытии банка принималось по личной просьбе президента республики Нурсултана Назарбаева;

– привлечь инвестиции для поддержания федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, крупных компаний, банков и госкорпораций? Несомненно, да. Из-за западных санкций доступ на финансовые рынки Запада приостановлен, и российской финансовой системе предстоит переориентироваться на Восток.

Таким образом, создание этой сложной, дорогостоящей индустрии необходимо в первую очередь для замещения западных денег. Этот факт — лучший аргумент для всех сомневающихся и тех, кто, возможно, будет против. Ещё год назад исламские финансы были не актуальны для российской финансовой системы. Сейчас индустрия исламских финансов может частично решить эту крупную народнохозяйственную проблему.

Прежде всего следует выбрать модель исламских финансов. В настоящее время в мире сложились две модели: «консервативная» — ориентированная на строгое соблюдение требований шариата (Саудовская Аравия, Бахрейн и др.) и «облегчённая» — ограничивающаяся использованием внешних, формальных признаков исламских финансов (Малайзия, Великобритания и др.).

Проще всего выбрать второй путь: дешевле, быстрее, проще как в политическом, так и в организационном плане. Однако по мере роста своего образовательного уровня в области финансов граждане всё чаще и чаще задаются вопросами внутреннего содержания предлагаемых им финансовых продуктов. Осознание того, что исламские продукты мало чем отличаются от традиционных, вызовет у них ощущение обмана и, соответственно, отторжение.

Исламские банковские споры возникают как следствие новизны системы, которая не является совершенной. В шариате есть две модели урегулирования экономических споров, а именно через судебный процесс в судах и без судебного разбирательства. Для финансовых учреждений, которые основаны на исламских принципах, и Суд, и альтернативные институты, такие как арбитраж и медиация, обязаны использовать исламские принципы в качестве основного правила в решении исламских банковских и финансовых споров.

Развитие исламского банкинга происходит весьма интенсивно и по качеству, и по количеству. Этот быстрый рост поддерживается тремя факторами.

Во-первых, мусульмане априори являются потенциальными пользователями исламского банкинга.

Во-вторых, исламский банкинг дает хорошие условия для всех клиентов. Одна из таких услуг представляет собой применение стандартных информационных технологий, таких как мобильный банкинг, исламские кредитные карты и другие системы интернет-банкинга.

В-третьих, отсутствие конфликтов в исламском банкинге. Исламские экономические споры разрешаются религиозными судами по-прежнему очень редко [4].

В шариате есть две модели урегулирования экономических споров, а именно через судебный процесс в судах и без судебного разбирательства.

Обязанностью религиозного суда является рассмотрение:

а. Споров в области исламской экономики между финансовыми учреждениями и исламскими финансовыми институтами со своими клиентами.

б. Споров в области исламских финансов между финансовыми учреждениями и исламскими финансовыми институтами.

в. Споров в области исламских финансов среди граждан (мусульман).

BASYARNAS считается подходящим форумом для разрешения споров Исламского банкинга и финансовых споров, потому что его основная цель заключается в обеспечении быстрого и качественного правосудия.

BASYARNAS стоит особняком в осуществлении своих обязанностей. Это весьма полезно для решения споров исламского банкинга и финансовых споров. Не мусульмане могут также обратиться в BASYARNAS, который обязан принять и решить свои споры справедливым образом без исключения.

Процедуры BASYARNAS для разрешения споров четко описаны процессуальными нормами, которые выступают в качестве руководящих принципов, которыми должны следовать арбитры и стороны в споре. Если потребуется, содержание этих правил может быть пересмотрено в сторону улучшения и совершенствования. Что касается юрисдикции BASYARNAS, раздел 1 его Регламента четко говорит:

BASYARNAS играет важную роль в сфере торговли, промышленности, финансов, обслуживания, и т. д. Когда стороны в споре согласны урегулировать свой спор с помощью BASYARNAS, они должны заключить договор и указать, что они согласны на это, а также следить за его процедурными правилами.

BASYARNAS не начинает действовать самостоятельно, а ждет жалобу от пострадавшей стороны. Таким образом, он начинает работать, когда он получает запрос по оспариванию сделки. Разбирательство проводится в конфиденциальном порядке, в соответствии с исламскими учениями где мусульманам предписано устранить ошибки других. Небольшие споры разрешаются мирным путем и не длятся не более шести месяцев. Решения BASYARNAS являются окончательными и обязательными [3].

Для финансовых учреждений, которые основаны на исламских принципах, и Суд, и альтернативные институты, такие как арбитраж и медиация, обязаны использовать исламские принципы в качестве основного правила в решении исламских банковских и финансовых споров. Использование этих принципов необходимо. Однако, на основе опыта установлено, что суды не относятся строго к исламским принципам в разрешении споров исламского банкинга и финансов споров. Вместо этого, они используют другие законы.

Следовательно, решения, приведенные ими не всегда соответствуют законам шариата.

Основные недостатки современной Российской Федерации с точки зрения индустрии исламских финансов можно сформулировать следующим образом:

– отсутствие института защиты прав исламских инвесторов — специфика исламских финансов предполагает и специфику в части юридической защиты таких инвестиций. Необходимо юридическое признание факта существования исламских финансов, т. е. допустимость непроцентного финансирования (запрет на дачу денег в долг под проценты), а также определить место и роль шариатских советов в инвестиционном процессе;

– двойное налогообложение исламских финансовых продуктов и необходимость уточнения бухгалтерского учёта;

– мифы и предубеждения. Эта проблема может быть решена в рамках программ повышения финансовой грамотности населения, а также официального включения в образовательные стандарты учебных заведений учебных программ по исламским финансам;

– отсутствие личной поддержки первого лица страны. Мировая практика показывает, что кардинальное преобразование части финансовой системы страны возможно только вследствие регулярного участия в этом процессе главы государства. Для России это особенно актуально.

Несмотря на отсутствие благоприятных условий для развития в России исламских финансов, и в первую очередь законодательных, усилиями небезразличных к этой теме лиц накоплен существенный опыт предоставления исламских финансовых услуг. Причём строго в рамках действующего законодательства. Речь идёт о привлечении средств населения на вклады, предоставлении потребительских кредитов, выпуске дебетовых банковских карт, об эмиссии паёв паевых инвестиционных фондов, оказании страховых услуг.

География — Москва, Нижний Новгород, Казань, Махачкала и др. Есть опыт позитивный, есть — негативный, но ни одного случая административного запрета или преследования со стороны государства не зафиксировано. Кроме того, экономичес­кая база исламских финансов — индустрия халяльных продуктов — в России уже сформировалась и весьма успешно развивается.

Особо следует выделить уникальный для условий России опыт Национального рейтингового агентства (НРА), которое при поддержке Совета муфтиев России и Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ) запустило в прошлом году проект по оценке соответствия компаний требованиям шариата и присвоению им соответствующих рейтингов. Это, безусловно, большой шаг вперёд в деле формирования инфраструктуры исламских финансов.

Логическим продолжением этого проекта стало подписание НРА Меморандума о взаимопонимании с Исламским международным рейтинговым агентством (Islamic International Rating Agency — IIRA) со штаб-квартирой в Бахрейне. Это первый в современной истории России договор с рейтинговым агентством арабского мира, который наглядно подтверждает интерес арабских инвесторов к России, а также их уверенность в перспективах развития в России индустрии исламских финансов. Целью подписанного документа является совместное предоставление в странах СНГ услуг по присвоению рейтингов как отдельным исламским финансовым продуктам, например, выпускам суверенных облигаций, так и исламским финансовым институтам в целом.

Литература:

  1. Текст Закона Индонезии об арбитраже и альтернативных способах разрешения споров № 30 от 1999г. на англ.яз. // Arbitration in Indonesia. Law No. 30 of 1999 // Hadiputranto,Hadinoto&Partners.URL:http://www.hhp.co.id/files/Uploads/Documents/Type %202/HHP/br_hhp_arbitrationindonesia.pdf (дата обращения: 20.03.2016).
  2. Сайт Индонезийского национального арбитражного совета // Badan Arbitrase Nasional Indonesian. URL: http://www.bani-arb.org/ (дата обращения: 20.03.2016)./
  3. СайтАрбитражногосоветаиндонезийскогорынкакапиталов // The Indonesian Capital Market Arbitration Board (BAPMI). URL: http://www.bapmi.org (дата обращения: 20.03.2016).
  4. http://imamyahya.blogspot.ru/2012/07/islamic-banking-dispute-resolution-in.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle