Библиографическое описание:

Анькина А. А., Бойко И. О. Анализ финансовой системы России // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 603-607.



Динамика роста экономики России в 2014 году существенно отличалась от остальных стран. Сокращение денежной массы, слабый внутренний спрос, удорожание заимствований (особенно внешних), девальвация национальной валюты, жесткая денежно-кредитная политика, сокращение цен на российский акции и другие активы, а также ввод санкций со стороны Запада — все это существенно отразилось на экономики нашей страны, еще сильнее обозначив проблемы, существующие и экономики и финансовом секторе Российской Федерации. Экономический рост России напрямую зависит от того, как наша страна способна адаптироваться к внешним шокам, таким как колебания цен на нефть. Дефицит доступных кредитных ресурсов и низкий инвестиционный спрос все еще остаются одними из главных рисков. Создание финансовой системы, соразмерной масштабам экономики России, обеспечит нашей стран экономический суверенитет, а также сделает ее более конкурентоспособной на международной арене.

Ключевые слова: геополитика, девальвация, денежная масса, санкции, финансовая система, экономика.

В 2014 году отмечался нулевой рост[1] экономики России, а в 2015 зафиксирован спад[2], что существенно отличается от экономик других стран с высокими доходами и развитыми рынками.

На фоне геополитической напряженности и неопределенности в отношении будущей политики ощутимое снижение внутреннего спроса наблюдалось на протяжении 2014–2015 годов; при этом наблюдался отрицательный рост инвестиций[3], а прирост потребления значительно замедлился (График 1)[4].

Рис. 1. Потребительские расходы всего (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей [4]

Из графика видно, что темп роста потребительских расходов домохозяйств, которые в последние годы являлись основной движущей силой экономического роста, во всех кварталах 2015 года значительно снизился по отношению к соответствующему периоду 2014 года. Между тем, резко повысилась инфляция, обесценив реальные зарплаты и доходы населения.

В периоды кризисных явлений происходило замедление в темпах прироста денежной массы (График 2). Так, в 2000 году денежная масса росла быстрыми темпами и рост ВВП составил 10 % в год. В 2002 году темпы замедлились и ВВП вырос всего на 4,7 %. В 2006–2007 годах денежная масса опять росла быстрыми темпами. И рост ВВП в эти годы составил 8,2 % и 8,5 % соответственно. График наглядно указывает на зависимость объема денежной массы и ВВП РФ за период с 1997 по 2014 гг. При инфляции в 2014 году в 11,4 % прирост денежной массы за период с января по декабрь этого же года составил всего 5 %, то есть даже инфляция не была компенсирована ростом М 2. В таких условиях нет оснований опасаться роста инфляции. Связь денежной массы и ВВП не чисто российский феномен. Точно так же реагируют на денежные сокращения и замедления экономики других стран[5].

Кризис 2014 года (как и в 1998 и 2008 годах) зарождался с замедления темпов роста рублевой денежной массы еще с конца 2010 года (голубая линия на графике 2). Затем это замедление переросло в падение. «Спусковым крючком» (триггером) на этот раз послужило изменение политики Минфина в конце 2010 — начале 2011 годов [18].

Замедление роста ВВП и даже его снижение, а также, падение цен на российские акции (и другие активы). В связи с этим зарубежные инвесторы начали продавать российские акции и конвертировать полученные средства в валюту. Это усилило падение цен акций, то есть процесс падения стал самоподдерживающимся. Все это привело к значительному ослаблению курса рубля.

На графике 2 четко прослеживается влияние темпов изменения рублевой денежной массы на развитие кризисных явлений в экономике России. Положительная динамика роста предшествует периоду стабильности и росту ВВП, а отрицательная — кризису в экономике.

http://expert.ru/data/public/484530/484542/untitled-6.jpg

Рис. 2. Прирост реальной денежной массы М2 с 1991 года*АППГ — аналогичный период прошлого года [19, 10]

Министерство финансов России с октября 2010 года изменил свою политику и начал концентрировать всё больше рублевых средств на счетах (расширенного) правительства в Центральном Банке [18].

Последние три года инвестиционный спрос в России показывал отрицательную динамику роста. Слабый внутренний спрос и удорожание заимствований, которые были связанны с последствиями финансовых санкций, сказались на уменьшении объемов инвестиций.

За первые семь месяцев 2015 года активы российского банковского сектора сократились на 4 %, что связано с укреплением российского рубля относительно валютного курса на начало 2015 года и, соответственно, отрицательной переоценкой валютных активов [9].

Девальвация национальной валюты и жесткая денежно-кредитной политика вылились в значительный рост стоимости фондирования для банков. Как следствие, рост объемов кредитования снизился[6], а процентные ставки выросли (График 3) [19]. У банков, имевших валютную задолженность, повысилась стоимость обслуживания долга, что, в свою очередь, привело к понижению NCFs (чистого денежного потока) и прибыли.

Рис. 3. Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций: *-по кредитам и депозитам в рублях (% годовых)*без учета ПАО Сбербанк [19]

Из графика 3 видно, что резкое повышение ставки рефинансирования ЦБ РФ в декабре 2014 года повлекло за собой значительное повышение средних процентных ставок по кредитам, что в свою очередь повлияло на объемы кредитования. Помимо этого международные санкции, частично перекрывшие доступ российских кредитных организаций к среднесрочному финансированию, и последствия денежно-кредитной политики ЦБ в связи с девальвацией рубля, стали ощутимым стрессом для отечественной банковской системы.

Условия на внешних рынках в настоящий момент складываются для России не самым благоприятным образом. Рынки вносят надбавку на риск, и соответственно, если риск высок, то приходится платить за это увеличением процентной ставки.

Делая вывод можно отметить, что в последние годы на фоне напряженной геополитической обстановки и сохранения международных санкций экономика России продолжила адаптироваться к шоку, связанному с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и низкими мировыми ценами на нефть.

Инвестиционный спрос в России продолжает сокращаться, сопровождаясь рекордным спадом потребительского спроса, который вызван резким падением реальных зарплат и доходов населения в связи с высокой инфляцией и девальвацией национальной валюты.

Меры, предпринятые правительством до настоящего времени, способствовали адаптации российской экономики к произошедшим изменениям. Благодаря проводимой Банком России политике гибкого валютного курса, обменный курс рубля выровнялся, что поддержало переход экономики к новым условиям. В условиях гибкого валютного курса негативные последствия для российского бюджета оказались не столь болезненными, как в других странах-экспортерах нефти.

Несмотря на это международные санкции и последствия денежно-кредитной политики ЦБ в связи с девальвацией рубля, стали ощутимым стрессом для отечественной банковской системы. А сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация может обусловить дальнейшее ухудшение и без того непростых условий ведения бизнеса для банков, что приведет к замедлению темпов роста кредитования, более значительным потерям по кредитам, снижению показателей прибыльности и капитализации банков.

Для решения создавшихся проблем необходимо создание финансовой системы, отвечающей требованиям современной экономики и способной обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Для этого требуется, на наш взгляд, решить следующие основные задачи:

  1. Повысить уровень капитализации экономики. Капитализация, то есть вовлечение активов в финансовый оборот, позволяет кратно увеличить мощность финансового сектора без чрезмерного роста кредитных рисков. Значительная часть российских активов (например, основные фонды, земля, недра, естественные биологические и подземные водные ресурсы, нематериальные активы (патенты, авторские права) и пр.) пока не имеет адекватной оценки и поэтому не может выступать в качестве капитала в финансовой системе. Рубли, эмитированные под трансакционный спрос для сделок с капитализированными активами, смогут выступать как источники пассивов кредитных организаций, а сами активы — как часть собственного капитала кредитных организаций и их заемщиков. Это существенно снизит потребность в притоке иностранных сбережений и обеспечит быстрый рост пассивов без потери финансового суверенитета.
  2. Повысить независимость финансовой инфраструктуры и институтов. В марте 2014 года, после того как США ввели санкции против России в связи с присоединением Крыма, международные платежные системы Visa и MasterCard остановили обслуживание карт нескольких российских банков в торговых точках и банкоматах международной сети, что привело к значительным финансовым потерям как для участников рынка, так и для потребителей их услуг. Данный прецедент наглядно показал высокую важность независимости финансовой инфраструктуры России от зарубежных институтов для обеспечения стабильного развития. С целью повышения финансовой независимости российской финансовой системы в 2014 году началось активное создание национальной системы платежных карт, которая в настоящее время продолжает активно развиваться.
  3. Повысить долю сбережений, аккумулируемых национальной финансовой системой. В России сохраняется приемлемый уровень сбережений, но значительная их часть не проходит через российские банки, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионную систему или иные финансовые компании. Для привлечения сбережений в финансовую систему необходимо повысить уверенность граждан в ее долгосрочной макроэкономической устойчивости, что может быть достигнуть снижением инфляции, стабилизацией финансовой ситуацией, повышением прозрачности бюджетной и налоговой систем.
  4. Обеспечить поддержку и стимулировать развитие пенсионного сегмента и страхования жизни как источников долгосрочного финансового ресурса.

Если говорить о перспективах развития финансовой системы России, то необходимо отметить, что сегодня ее развитие является одним из приоритетных направлений, т. к. эффективная работа финансового рынка способствует экономическому росту страны и повышению качества жизни граждан. На сегодняшний день в отношении некоторых секторов финансового рынка Российской Федерации утверждены и действуют самостоятельные стратегии развития. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [12, 13, 14]. Банком России принята Стратегия развития национальной платежной системы и определены основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов [15, 16]. Внедрение данных стратегий в жизнь будет способствовать стабилизации и дальнейшему ускоренному развитию финансовой системы страны, преодолению кризисных явлений в экономике, обеспечению экономического суверенитета и конкурентоспособности России на международной арене.

Литература:

  1. Официальный сайт ЦБ РФ http://www.cbr.ru/publ/Stability/
  2. Официальный сайт Министерства финансов http://info.minfin.ru/
  3. Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/
  4. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
  5. Официальный сайт Итар Тасс http://tass.ru/ekonomika/1463540
  6. Официальный сайт Финам http://www.finam.ru/
  7. Доклад Всемирного банка об экономике России № 33 апрель 2015 г. http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer33-rus.pdf
  8. Банки России: экономический риск или устойчивость? http://www.vestifinance.ru/articles/44087
  9. Обзор банковского сектора Российской Федерации http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst
  10. С. Блинов // Экономический барометр для президента http://expert.ru/2015/01/3/ekonomicheskij-barometr-dlya-prezidenta/
  11. Доклад Всемирного банка об экономике России № 35 апрель 2016 г. http://www.worldbank.org/ru/news/press-release/2016/04/06/russia-economic-report-35
  12. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/archive_ffms/ru/press/russia2020/strategy2020/index.html
  13. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года http://zakonbase.ru/content/part/1400970
  14. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации http://base.garant.ru/70290226/
  15. Стратегия развития национальной платежной системы http://www.cbr.ru/PSystem/P-sys/strategy_psys.pdf
  16. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016–18.pdf
  17. https://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/06/05/595465-obem-pryamih-inostrannih-investitsii-v-rossiyu-upal-v-33-raza-v-2014-god
  18. http://expert.ru/2015/02/6/tekuschij-krizis-ego-prichinyi-i-neobhodimyie-meryi/
  19. Данные Банка России http://www.cbr.ru/statistics/

[1] Острый спад нефтяных цен вкупе с рыночной неопределенностью, обусловленной геополитической напряженностью и рядом санкций, вылились в ряд шоков на экономику, которая и так отличалась низкой инвестиционной активностью и уже существовавшими структурными проблемами. // Доклад Всемирного Банка [7]

[2] Россия продолжает адаптироваться к неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, связанной с низкими мировыми ценами на нефть и экономическими санкциями. В 2015 году в результате такого двойного шока реальный ВВП сократился на 3,7% [11]

[3] Объем прямых иностранных инвестиций в Россию, рассчитываемый по методологии Банка России, упал в 2014 г. в 3,3 раза по сравнению с 2013 г. - до $ 20,9 млрд с $ 69,2 млрд в 2013 г. Объем прямых иностранных инвестиций в Россию по итогам первого полугодия 2015 года сократился на 46,1%, до $ 2,81 млрд. За первые шесть месяцев прошлого года размер инвестиций составлял $ 5,21 млрд. [17]

[4] Составлено на основе данных Федеральной службы государственной статистики [4]

[5]Так причиной Великой депрессии в США было сокращение денежной массы на 38% из-за неверной политики ФРС, что официально признано самим Федеральным резервом в 2002 году. [18]

[6] По состоянию на 01.10.2015 общие объем кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в национальной валюте снизился на 11,25% по сравнению с аналогичным показателем годом ранее. Вместе с тем следует отметить, что после зафиксированного объема кредитования в размере 33 241 362,0 млн руб. на 01.01.2015, произошло резкое сокращение до 1 530 671,0 млн руб., что было связано с ухудшившейся экономической конъюнктурой, а также ростом процентной ставки. При этомпозже объемы кредитования начали увеличиваться, достигнув на 01.09.2015 – 18 447 217,0 млн руб. [19]

Основные термины (генерируются автоматически): денежной массы, Российской Федерации, финансовой системы, экономики России, рублевой денежной массы, финансового рынка Российской, рынка Российской Федерации, рост ВВП, роста экономики России, Банком России, кредитных организаций, национальной валюты, масштабам экономики России, денежная масса, финансовой системы России, Экономический рост России, кризисных явлений, финансовой инфраструктуры России, прирост денежной массы, Сокращение денежной массы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос