Библиографическое описание:

Азимова Н. Ф. Основные характеристики технологии ДО // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 580-582.



Дистанционное обучение (от англ. distance — «дистанционное», «на расстоянии») — форма обучения на расстоянии, когда «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и учащегося обеспечивается с помощью современных технологических электронных средств.

Создание системы ДО представляет собой комплексную проблему, объединяющую в своем составе вопросы методического, технического и организационно-экономического характера. При этом на первый план ставится не внедрение техники, а соответствующее системе ДО содержательное наполнение тех учебных курсов и образовательных услуг, которые имеются в настоящий момент. Вся учебная продукция, которая должна быть создана в больших масштабах и в больших объемах, требует особого внимания. Это подтверждает опыт использования средств телекоммуникаций, однако гораздо большее значение имеет смысловое наполнение этих телекоммуникационных сетей образовательно-информационными ресурсами. Это сложная содержательная задача, которая на стартовом этапе должна быть решена совместными усилиями многих творческих коллективов. При решении этой задачи следует четко ориентироваться на запросы потребителя.

Технология дистанционного обучения в системе профессиональной школы адресована таким категориям учащихся: самостоятельно изучающим какой-либо курс учебной программы, не преподававшийся в их высшем учебном заведении; желающим углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы (например, тем, кто готовится поступать в вуз или не удовлетворен уровнем преподавания в своем профессиональном учебном заведении); желающим получить дополнительное образование по полному учебному курсу в зарубежном профессиональном заведении или желающим изучать какой-то конкретный курс зарубежной профессиональной программы; желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях, возникшие из-за значительного пропуска занятий по болезни; инвалидам, не имеющим возможности посещать профессиональное учебное заведение.

К концептуальным характеристикам технологии ДО относятся следующие положения:

  1. Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные информационные технологии и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).
  2. Высокая интерактивность дистанционного обучения обеспечивается широким использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий: электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т. д. Курсы ДО обеспечивают максимально возможную интерактивность между учащимся и преподавателем, обратную связь между учащимся и учебным материалом, предоставляют возможность группового обучения.
  3. Технология дистанционного обучения создает условия для организации современного процесса обучения со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный:

 возможность при необходимости разъяснения учебного материала преподавателем;

 оперативное и систематическое взаимодействие в течение всего периода обучения с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами и учащимися — между собой;

 групповая работа по типу «обучения в сотрудничестве» с участниками данного курса при использовании всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, а также применение новейших педагогических технологий: метода проектов, разноуровнего обучения, модульного обучения и пр.;

 оперативный и итоговый контроль успешности обучения со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, рефератов, электронных презентаций, творческих работ и др.

  1. В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность учащегося: он должен прежде всего научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для этого средства и источники информации, уметь работать с этой информацией, владеть способами познавательной деятельности, которые могут применяться в дальнейшем, при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т. д.
  2. Курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности учащегося, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов. Таким образом, именно технологии ДО дают возможность учащимся строить собственную траекторию обучения, независимо от места проживания, создавать новое информационно-аналитическое и учебно-методическое обеспечение, пополнять и модернизировать учебные модули, индивидуализировать и оптимизировать обучение. К особенностям технологии дистанционного обучения авторы исследования относят:

 возможность проходить обучение, не покидая место проживания и не прерывая процесс производственной деятельности;

 возможность широкого доступа к отечественным и мировым образовательным ресурсам;

 возможность получить образование для решения разнообразных жизненных вопросов при любом уровне начального образования и подготовки;

 возможность организовать процесс самообучения наиболее эффективным для себя образом и получить все необходимые средства для самообразования;

 возможность прерывать и продолжать образование в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;

 снижение стоимости обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;

 формирование уникальных образовательных программ за счет комбинирования курсов, которые предлагаются образовательными учреждениями;

 повышение уровня образовательного потенциала общества и качества образования;

 повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, расширение кругозора и уровня самосознания;

 превращение обучения в более мотивированное, интерактивное, технологическое и индивидуализированное;

 создание более комфортных, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологических для самовыражения, снятия психологических барьеров и проблем, устранение ошибок устного общения;

 сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциала, накопленного отечественной образовательной системой;

 сохранение и развитие единого образовательного пространства.

С этой точки зрения система ДО органично вписывается в систему беспрерывного образования и отвечает принципу гуманистичности, согласно с которым никто не может быть лишен возможности учиться из-за бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения из-за физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Принципы технологии дистанционного обучения представляют собой определенную систему общедидактических и других требований, предъявляемых к процессу проектирования и обучения в системе ДО.

К общедидактическим принципам относятся:

 соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

 ведущая роль теоретических знаний;

 единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

 стимуляция и мотивация положительного отношения учащихся к учебе;

 соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

 сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

 сознательность, активность и самостоятельность учащихся при руководящей роли преподавателя;

 системность и последовательность в обучении;

 доступность;

 прочность овладения содержанием обучения.

Мы считаем, что создание единых дидактических принципов дистанционного обучения на базе принятого стандарта качества образования позволит унифицировать программы и этой перспективной педагогической технологии, а, значит упростит процесс обмена и обогащения опытом. Новые электронные технологии, такие, как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет, могут не только обеспечить активное вовлечение обучаемых в учебный процесс, но и позволяют эффективно управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Кроме того, обучающиеся сами становятся открытыми для всевозможных инновационных моделей обучения. Несмотря на отмеченные преимущества, открытое обучение имеет и ряд недостатков. Так, например, у некоторых из них проявляется нежелание принимать участие в открытом обсуждении в интернете, хотя такое сопротивление со временем проходит, у других существует, так называемый, «страх образа партнера» и т. д. Роль преподавателя имеет важное значение в процессе обеспечения взаимодействия, в обмене информацией и ресурсами, он обязательно должен принимать участие в дискуссии, что, безусловно, способствует приобретению знаний обучаемыми.

Литература:

  1. Андреев А. А., Солдаткин В. И.. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. Минобразования РФ, МЭСИ, М., 1999
  2. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — Санкт-Петербург, 1997.
  3. Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. вузов. — М.:Академия,2005.-336 с.
  4. Киреева, Е. Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании.-2002.-№ 4. — С. 38–40.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle