Библиографическое описание:

Виноградова М. В. Критерии подготовки конкурентоспособного специалиста в сфере экономической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 601-603.



Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Сегодня, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос, только конкурентоспособный специалист востребован на рынке труда. Рыночные условия, а также — расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требует от учебного заведения значительного повышения качества его образования, выводя на первый план такую характеристику выпускника, как «конкурентоспособность». Поэтому целью данного эксперимента является изучение состояния учебно-воспитательного процесса, степени соответствия его результатов требованиям стандартов образования и обоснование целесообразности совершенствования содержания и организации процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в сфере экономической деятельности.

На основе поставленной цели, перед нами стоит задача: выявить степень достаточности овладения студентами социально-экономическими знаниями, умениями, владения основными понятиями [1].

Для реализации поставленной задачи нам потребовалось разработать критерии, показатели степени сформированности изучаемых параметров, спроектировать диагностическую программу изучения социально значимых и профессионально важных качеств студентов. В нашем эксперименте приняли участие студенты-старшекурсники Государственного Аграрного Университета Северного Зауралья, обучающихся по направлениям подготовки: «Менеджмент», «Экономика», «Товароведение» (всего 280 человек). Обследование проводилось в период с 2011 по 2015 год.

Для оценки степени сформированности знаний и умений, личных качеств, участия в деятельности применялись когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный критерии. В соответствии с критериально-уровневым подходом дифференцировались низкий, средний и высокий уровни сформированности измеряемых параметров.

Когнитивный критерий включает предметные знания, владение понятиями, терминами, методами маркетингового исследования — то, что составляет ядро профессиональной компетентности специалиста.

Мотивационно-ценностный критерий определяет профессиональные интересы, мотивы, направленность личности, ценностные ориентации.

Для измерения уровня знаний применялись контрольные срезы, тестирование, опросы, терминологические диктанты.

Результаты выражались по пятибалльной шкале, а также с помощью коэффициента успешности (количество правильных ответов). Высокий уровень — 1,0–0,8; средний — 0,7–0,5; низкий — 0,4–0,3.

Мотивы, интересы, ценностные ориентации измерялись через отношение к объектам.

Диагностика саморегуляции личности осуществлялась по методике Ю. А. Миславского [2].

В ходе эксперимента изучались уровни усвоения знаний, владения понятиями в области дисциплин общекультурного блока, экономики.

Выбор диагностируемых разделов знаний осуществлялся на основе положений междисциплинарного подхода, определяющего единство общей и профессиональной культуры, являющихся основой для овладения специальными знаниями, умениями.

Результаты диагностики уровня специальных знаний — о сущности, функциях маркетинга представлены в таблице 1.

Таблица 1

Степень осведомлённости студентов осущности, функциях маркетинга

Содержание знаний

Уровни знаний, в%

Низкий

Средний

Высокий

Сущность, содержание маркетинга

20

46

34

Отличие маркетинга от обычной производственно-сбытовой деятельности

60

31

9

Маркетинговые методы управления

58

33

9

Окружающая среда маркетинга, контролирующие факторы

45

40

15

Организационные формы, структура маркетинга

60

21

19

Система стратегического планирования маркетинга

65

36

18

Сущность, этапы, методы маркетинговых исследований

32

40

28

Цель, задачи, организация службы маркетинга

25

41

34

Политика ценообразования

23

42

35

Методы исследования конкурентного преимущества фирмы

42

50

8

Оценка конкурентоспособности специалиста-экономиста

23

58

19

Система знаний в области маркетинга — одна из наиболее сложных в блоке специальной подготовки, так как требует не только широкого кругозора, но и овладения соответствующим понятийным аппаратом, знаниями терминологии, алгоритмов расчетов, порядка применения специальных методик, умений применять теоретические знания на практике, еще более глубокой, интенсивной самостоятельной работы, высоко развитого экономического мышления. Именно в этой области студенты испытывают наибольшие затруднения. И в то же время студенты, уже имеющие опыт работы в организациях, где применяется маркетинг, обнаруживают более развитые умения и навыки, более точно приводят примеры из практики [5].

Трудности студенты испытывают в установлении отличий маркетинга от производства и сбыта (60 %); в знаниях маркетинговых методов управления (58 %), в знаниях организационных форм маркетинга (60 %).

Таблица 2

Степень сформированности у студентов знаний, умений вобласти менеджмента

Содержание знаний

Уровни знаний, в%

Низкий

Средний

Высокий

Менеджмент как система управления

30

53

17

Экономические аспекты менеджмента

38

54

8

Методы менеджмента

36

44

20

Организационный менеджмент

38

54

8

Менеджмент качества и ресурсоемкости товара

32

52

16

Управление персоналом

24

69

7

Инновационный менеджмент

35

60

5

Методы анализа и прогнозирования управленческого решения

45

50

5

Финансовый менеджмент

32

50

18

Психология и социология менеджмента

46

44

10

Менеджмент как элемент культуры

42

45

13

Система ценностей и убеждений

45

40

15

Подготовка студентов по менеджменту включает наиболее сложный комплекс теоретических и практических дисциплин, способных «обеспечить профессиональную деятельность людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора» [3]. Именно деятельность менеджера направлена на принятие и реализацию конкурентоспособных решений.

В области менеджмента студенты испытывают наибольшие трудности в усвоении теоретических знаний по таким разделам как: «инновационный менеджмент» (45 %), «психология и социология менеджмента» (46 %), «Система ценностей и убеждений» (45 %), «Методы анализа и прогнозирования управленческого решения» (45 %).

В среднем около четверти опрошенных обнаружили низкий уровень знаний (микроэкономика) по таким разделам, как «факторы спроса: индивидуальный и рыночный» (30 %), «рынок капитала» (26 %), «монополистическая конкуренция» (25 %) «экономические циклы» (29 %). Качественный анализ показал, что слабость обнаруживается там, где материал предлагался для самостоятельного изучения. Это позволяет сделать вывод о том, что у студентов недостаточно развиты умения и навыки самостоятельной работы, несформировано категориальное мышление. В то же время знания таких тем, как «располагаемый личный доход» (60 %), «потребление и сбережение»(56 %), «совокупный спрос и предложение» (58 %), «безработица и ее формы» (49 %), у половины опрошенных имеют достаточно высокий уровень, что позволяет говорить о высокой личной мотивации при их изучении, осведомленности об указанных явлениях, полученных вне формального образования.

Таблица 3

Степень сформированности у студентов экономических знаний

Содержание знаний

Уровни знаний, в%

Низкий

Средний

Высокий

Микроэкономика

Закон конкуренции и экономии времени

15

40

45

Факторы спроса: индивидуальный и рыночный

30

50

20

Эффективность конкурентных рынков

22

53

25

Рыночная власть

20

54

26

Монополистическая конкуренция

25

52

23

Рынок труда

19

52

29

Рынок капитала

26

46

28

Неравенство

18

48

34

Внешние эффекты и общественные блага

23

50

27

Макроэкономика

Национальная экономика и ВВП

15

55

30

Национальный доход

13

44

43

Располагаемый личный доход

13

27

60

Безработица и ее формы

16

35

49

Экономические циклы

29

41

30

Совокупный спрос и предложение

10

32

58

Потребление и сбережение

15

29

56

Бюджетно-налоговая политика

16

56

28

Экономический рост и развитие

13

44

43

Банковская система

26

52

22

Таким образом, получаемые студентами экономические знания несут преимущественно абстрактный характер, недостаточно связаны с реальными проблемами, которые придется решать в будущей профессиональной деятельности.

Для достижения целостности подготовки, развития экономического мышления и поведения целесообразно ориентироваться не столько на полноту изучаемой дисциплины, сколько, на междисциплинарный подход. Проблемное обучение должно строиться в контексте будущей профессиональной деятельности, что требует поиска усиления практической составляющей в структуре подготовки специалистов.

Успешность экономической подготовки зависит от эффективности экономического воспитания, повышения мотивации к учебно-профессиональной деятельности, применения специального комплекса мер по повышению профессиональной направленности [4].

Литература:

  1. Виноградова М. В. Педагогические условия и факторы совершенствования процесса подготовки конкурентоспособного специалиста // Агропродовольственная политика России, 2012.- № 9.- с 31.
  2. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. — М.: Педагогика, 1991. –152 с
  3. Фатхутдинов, Р. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высш. образование в России. — 1999. — № 2. — с. 18–22.
  4. Якобюк Л. И., Виноградова М. В. Основные тенденции развития высшего профессионального образования в контексте глобализации. Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно — практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» / Одесса: КУПРИЕНКО, 2013 — № 3. Т. 20 — С. 55–59
  5. http://bib.convdocs.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle