Библиографическое описание:

Артемьева А. В. Проектный метод в профессиональном воспитании студентов // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 587-590.



Профессиональное образование приобретает деятельностную направленность и нацелено на конкретную профессиональную деятельность согласно запросам работодателей, на обеспечение конкурентоспособности специалистов, соответственно переходит на качественно новый уровень инновационной деятельности.

Профессиональное воспитание студента — специфическое характеристика воспитания многозначного реального процесса совершенствования человека в конкретной деятельности, конкретном социуме: это педагогически организованный процесс становления человека в образовательной деятельности, в основе которого — общепрофессионально-личностные, гражданские ценности — компетентности и «частные», отражающие особенности осваиваемой профессии и профессиональной области и качество человека данной профессии. [3]

Профессиональное воспитание становится главным средством развития личности — профессионала, одним из направлений которого является формирование профессиональных (универсальных) качеств — компетенций, компетентностей. Эти качества являются определяющими в трудовой и общественной жизни человека, основной профессиональной культуры. [1]

Компетентность в обобщенной характеристике: новообразование личности, качество гражданина — профессионала, формируемое в образовательной и самостоятельной профессиональной, общественной деятельности путем индивидуального освоения и творческого овладения конкретными компетенциями. [5]

Это качество профессионала творчески действовать в новых условиях (профессиональных, общественных) на основе индивидуально освоенных компетенций в реальном опыте образовательной практики. Творчество, творческое мышление, их сформированность — показатель компетентности, это важно для будущих технологов-конструкторов и поэтому в целях повышения учебной мотивации студентов и эффективного усвоения профессиональных компетенций необходимо использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности в ЯКТиД.

Если обратиться к конкретному педагогическому опыту, то считаем актуальным, дающим стабильно положительные результаты являются методы практико-ориентированного обучения.

В данной технологии привлекает то, что в условиях игры, усвоение новых знаний накладывается на имитационную модель реальной ситуации, обучение приобретает коллективный характер, развивается компетентность предметных действий и социальных отношений. Также проигрывание ролей помогает студенту обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в профессионально значимых ситуациях, определить линию своего поведения в создавшейся ситуации. Игра дает возможность воссоздать ситуацию, требующую от участников проявления профессиональной компетентности.

Например: урок-игра по дисциплине: «Методы конструктивного моделирования» на тему «Разработка новых моделей одежды на основе базовой конструкции на индивидуальную фигуру». Студенты делятся на группы: первая группа выступает в роли заказчика, вторая — в роли исполнителя, и третья в роли — экспертов. Затем меняются ролями. Знания и умения усваиваются не абстрактно, а в контексте специальности. В процессе игры осваиваются как нормы профессиональных действий, так и нормы социальных действий. Такие занятия проходят нетрадиционно, у студентов появляется интерес к своей специальности.

Также в нашей педагогической деятельности ведущее место занимает метод проектов. Метод проектов — один из приоритетных в формировании профессиональных компетенций, обеспечивает личностно-центрированный подход в образовании: во первых, при определении темы проекта учитывается интерес студента, его возможности; во вторых в ходе работы над проектом формируется команда и студент чувствует ответственность за результат; в третьих метод проектов направлен на разработку нового и более эффективного продукта и студент является автором, он чувствует социальную значимость. [2] В проектной деятельности от педагога требуется большая подготовительная работа: выбор актуальной темы или постановка проблемы, ее сочетание с образовательными целями дисциплины, определение межпредметных связей, поиск источников информации т. е. планирование работы над проектом.

Темы курсовых и выпускных квалификационных работ также учитывают реальные требования времени, производства, запросы работодателей, покупательский интерес и. т.п.

Учитывая возросший покупательский интерес к национальной одежде, одновременно изучая и сохраняя народные традиции, в соответствии запросами работодателей, открытием ателье, мастерских по пошиву национальной одежды студенты по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» разработали следующие темы: студентка гр. МКО-10 Нохсорова Н. А. «Разработка коллекции мужской одежды в якутском стиле», студентки гр. МКО-09 Николаева Нина “Разработка женской одежды в якутском стиле”, Никитина Екатерина “Разработка мужской одежды в якутском стиле ”, студентка гр. МКО-10 Гаврильева Александра “Разработка женской одежды по мотивам якутского орнамента”.

Источником вдохновения данных коллекций стала якутская традиционная мужская и женская одежда. На основе анализа проведенного исследования традиционной якутской одежды, современных направлений моды, работ якутских модельеров, покупательского спроса разработаны современные коллекции мужской и женской одежды, предназначенные для национального праздника «ысыах» и для различных мероприятий.

В связи с проведением Международных спортивных игр «Дети Азии» в нашей Республике, также актуальна тема студента Иванова Евсея «Разработка коллекции мужской форменной одежды для руководителей спортивных команд Якутии». Источником творческого вдохновения для создания коллекции стал флаг Республики Саха (Якутии).

Коллекция молодежной одежды «Эпическое наследие» студентки Соловьевой Людмилы основана на героях эпоса Олонхо — Ньургун Боотур и Кыыс Ньургун в современной интерпретации. Актуальностью темы является создание новых современных образов и эксклюзивных моделей коллекции одежды. В данной коллекции автор создает новые образы современных героев, которые были бы понятны молодым людям, созвучны с их героями из кино и компьютерных игр. Творческий процесс работы над проектом — это практическая часть работы, когда педагога и студента объединяет одна цель — достижение конечного проектного продукта. Например, разработка творческих коллекций студентов ежегодно принимает участие в различных конкурсах. Коллекция Соловьевой Людмилы удостоена дипломом III степени «Шаг в будущую профессию — 2013», также дипломант всероссийского конкурса молодых дизайнеров одежды “Магия моды- 2014” г. Благовещенск, студенты Кондакова Айыына и Михайлов Афанасий стали лауреатами IX республиканской нпк “Шаг в будущую профессию — 2015” за творческую коллекцию “Птицы”.

Таким образом, при выполнении проекта студент попадает ситуацию необходимости поиска дополнительной информации, ее обработка и передача полученной информации, а также умение работать в сотрудничестве.

По итогам проектной деятельности студент получает внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, и внутренний результат — опыт деятельности, — соединяющий в себе знание и умение, компетенции и ценности, повышение самооценки. [4]

Исходя из этого, следует, что применение метода проектов, деловых и ролевых игр, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач при подготовке специалистов помогает понять им сущность и социальную значимость своей будущей профессии, освоить теоретический материал, уметь применять на практике полученные знания в конкретных ситуациях; овладеть методами организации труда, принятия решений в различных ситуациях, проведение аналитической и исследовательской работы, обучает владению профессиональными компетенциями.

Одним из перспективных направлений проектной деятельности является конкурсы профессионального мастерства, направленные на освоение апробированных инструментов WSR для развития профессии и повышения социального статуса. Движение WSR набирает все большую силу и популярность в нашей стране. И воздействие на институты профессионального образования все более усиливается. Стандарты WSR активно внедряются в учебные программы. Также государственная итоговая аттестация будет проводится по методике WSR.

Мы успешно приняли участие в Региональных открытых Чемпионатах профессиональному мастерству WSR в г.Комсомольск-на — Амуре и г. Москвы. В этом году в Региональный чемпионат профессионального мастерства WSR Республике РС (Я) включили соревнования по компетенции “Дизайн одежды” и организатором является наш колледж.Учитывая специальные стандарты WSR в компетенции “Дизайн одежды”, проводится корректировка учебных программ и изменение методов обучения студентов, так ввели дополнительно в ПМ 2 метод наколки, который широко применяется в конкурсных технических заданиях.

Также ежегодно колледж проводит Региональный конкурс молодых дизайнеров

“Fashinboom” для продвижения талантливых творческих студентов, реализующих свои способности в области дизайна, моделирования одежды, аксессуаров, прически и макияжа.

Таким образом, овладение технологами-конструкторами комплексом общих и профессиональных компетенций способствует уважительному отношению к выбранной профессии, готовности к творческой самостоятельной профессиональной деятельности, профессиональному самосовершенствованию. Педагогическая деятельность, основанная на проектном методе, является качественным показателем профессионального воспитания в среднем образовательном учреждении.

Литература:

  1. Баранова Н. А. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза. Монография./Н. А. Баранова. А. Е. Баранов — Тверь: ООО“ИПФВиарт”-2012.
  2. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования /М, Н.Гуслова.—4- е изд.испр.- М.:Издательский центр “Академия”, 2013.-288с.
  3. Э. Ф. Зеер Психология профессионального образования: практикум: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Э. Ф. Зеер А. М. Павлова.-М.: Издательский центр «Академия»,2011.-144 с.
  4. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие/В. А. Скакун.-2-е изд.- М.: ФОРУМ: инфра-М, 2014.-208 с- (профессиональное образование)
  5. Смирнов И. П. Человек — образование — профессия- личность / И. П. Смирнов Монография-М.: УМИЦ”Граф-Пресс”.-2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle