К вопросу формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера среды в проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Халиуллина О. Р., Тарасова О. П. К вопросу формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера среды в проектной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №21.1. — С. 161-163. — URL https://moluch.ru/archive/155/44231/ (дата обращения: 18.06.2019).



Специфика учебного проекта заключается в синтезе теоретической и профессионально-трудовой (практической) деятельности. Практическая деятельность обладает определенной ценностью для студента, поскольку имеет личную и общественную значимость и способствует успешному входу в профессию. В этой связи формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров среды в изучении дисциплины «Проектирование в дизайне среды» осуществляется в рамках выполнения проблемных заданий.

Примером процесса формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров может служить проблемное задание на тему «Дизайн-проект многофункционально трансформируемой мебели». Содержание проекта включает разработку объекта трансформируемой мебели с предельной функциональностью и экономией пространства. При этом студенту требуется представить исходную позицию объекта (исходная форма), промежуточный результат процесса трансформации и окончательную трансформу. Для достижения этого результата студент решает ряд задач:

1. Осуществляет анализ аналога.

2. Разрабатывает концепцию дизайн-объекта, в которой прорабатываются тип и принцип трансформации, использованные в проекте. При этом студенту следует указать тип трансформации, лежащий в основе конструкции (трансформируемо-пакетируемая или штабелируемая формы) и принцип трансформации («ширма», «матрешка», «книжка», «зонтик» и т.д.).

3. Выполняет взрыв-схему объекта с креплениями и деталями.

4. Представляет характеристику использованных материалов, креплений и технологии изготовлении макета с пояснениями и поправками для промышленного производства.

5. Выполняет эргономическое обоснование проекта.

Итог работы студента представляется на планшете в виде визуализации (виды с размерами исходной трансформы в собранном состоянии, и новая трансформа в разобранном состоянии) и сопровождается объемным макетом. На планшете выполняются взрыв-схема, вставка в среду, этапы изготовления макета, фоторяд особенностей эксплуатации. При необходимости – выноски фрагментов трансформы (рисунок 1).

Решение данных задач охватывает вопросы формирования следующих способностей студентов: учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-3); обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2); анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта (ПК-4); применять современные технологии, требуемые при реализации дизайн-проекта на практике (ПК-6) и пр. [1].

C:\Users\dell\Desktop\планшеты.jpg

Рис. 1 – Варианты проектных решений трансформируемой мебели на планшетах студентами кафедры дизайна ОГУ гр. 14(Д)ДС Землянской А. и Калинкиной М.

Следует отметить, что работа над проектом охватывает учебные задачи нескольких дисциплин, изучение которых согласно учебному плану происходит параллельно. Такой междисциплинарный подход способствует более детальному исследованию проблемы проектного задания и детальной проработке всех аспектов проекта (концептуального, конструкторско-технологического, эргономического и пр.).

Так, к примеру, эргономическое обоснование проекта способствует формированию следующих компетенций:

- ПК-4 – способность анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта

- ПК-12 – способность применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений, поскольку предполагает осуществление критического анализа проектируемого изделия в контексте социально-психологических, антропометрических, психологических, психофизиологических, гигиенических, физиологических требований для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности человека (пользователя). Данная характеристика необходима для выявления специфических требований к проектируемой мебели исходя из условий ее эксплуатации и особенностей пользователя для обеспечения максимального приближения параметров продукта к возможностям человека. В результате такого анализа достигается соответствие мебели целевому назначению, что обеспечивает эффективность от ее эксплуатации.

Также требуется выполнения следующих задач: выполнить расчёт оптимальных значений параметров проектируемой мебели; разработать чертежи проектируемой мебели со схемами нормальных и максимальных рабочих зон в разных плоскостях; охарактеризовать и обосновать выбор используемых для производства и функционирования мебели материалов и приспособлений; охарактеризовать психофизиологические и эмоционально-эстетические данные выбранной цветовой гаммы мебели [2].

Карпов В

Рис. 2 – Рабочий эскиз трансформируемой мебели студента кафедры дизайна ОГУ гр. 12(Д)ДС Карпова В. С элементами эргономического анализа.

Таким образом тематика учебного проекта, его задачи, возможность междисциплинарный подход к организации учебной работы на каждом этапе проектирования способствует формированию профессиональных компетенций у будущих дизайнеров среды и, как следствие, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Литература:

  1. ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата, (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004).
  2. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды. / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. – М.: «Архитектура – С», 2007. – 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектируемая мебель, трансформируемая мебель, возможное решение задачи, выполнение дизайн-проекта, междисциплинарный подход, принцип трансформации, учебный проект, эргономическое обоснование проекта.


Похожие статьи

Алгоритмы и методы трансформации промышленных изделий...

Функционально-морфологическая трансформация является основной при решении многих задач экономии материала, пространства

Рис. 5. Пространственное преобразование. Рис. 6. Гладильная доска, трансформируемая по эргономическому принципу.

Алгоритм эргономической разработки проекта кухни для...

Алгоритм предварительного обсуждения с заказчиком дизайн-проекта кухни с учетом эргономических требований можно представить

Именно этот пункт будет основополагающим. То, к чему должны прийти в итоге, является ведущей задачей всего проекта.

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих...

Объекты труда:туристическая мебель-трансформер. Межпредметные связи:Биология, география, физика, химия, история.

Ввод учащихся в мастерскую. Проверка пройденного материала.  Какие этапы выполнения проекта вы знаете?

Проектирование 3D-дизайна интерьера | Статья в журнале...

Проектирование 3D-дизайна интерьера.

Результатом работы над проектом явилась высокая оценка искусства, определявшая то, что

В процессе выполнения работы продемонстировано правильное использование цветов в интерьере, стили интерьера и влияние цветов на человека.

Метод проектов в обучении художественному конструированию...

В проектной деятельности в области художественного конструирования можно выделить: информационный проект (максимальный сбор информации о проектируемом изделии)

Метод учебных проектов является одним из множеств методов обучения.

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

...современных принципов, методов и приемов работы над дизайн-проектом, в том числе, особенностей аппаратных и программных средств

Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза. Дизайн-проектирование освещения жилых помещений.

Специфика проектирования дизайна интерьера салона красоты

При разработке дизайн-проекта салона необходимо учитывать в обязательном порядке

Были решены поставленные перед проектом цели и задачи. А именно

Важный аспект, на котором базируется дизайнерское решениеэргономический, привязывающий это решение к...

Применение концепции модельно-ориентированного...

Сформировать единую междисциплинарную систему представления проектов и решений, которая была бы понятна всем.

Построим модель в среде Simulink (рисунок 4) и поясним ключевые её моменты и принцип работы

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Поиск оптимального решения задачи проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта. 3. Изучение возможностей использования результатов проектирования.

- 2015. - № 4. - с.50-54. Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов...

Похожие статьи

Алгоритмы и методы трансформации промышленных изделий...

Функционально-морфологическая трансформация является основной при решении многих задач экономии материала, пространства

Рис. 5. Пространственное преобразование. Рис. 6. Гладильная доска, трансформируемая по эргономическому принципу.

Алгоритм эргономической разработки проекта кухни для...

Алгоритм предварительного обсуждения с заказчиком дизайн-проекта кухни с учетом эргономических требований можно представить

Именно этот пункт будет основополагающим. То, к чему должны прийти в итоге, является ведущей задачей всего проекта.

Реализация межпредметных связей при выполнении творческих...

Объекты труда:туристическая мебель-трансформер. Межпредметные связи:Биология, география, физика, химия, история.

Ввод учащихся в мастерскую. Проверка пройденного материала.  Какие этапы выполнения проекта вы знаете?

Проектирование 3D-дизайна интерьера | Статья в журнале...

Проектирование 3D-дизайна интерьера.

Результатом работы над проектом явилась высокая оценка искусства, определявшая то, что

В процессе выполнения работы продемонстировано правильное использование цветов в интерьере, стили интерьера и влияние цветов на человека.

Метод проектов в обучении художественному конструированию...

В проектной деятельности в области художественного конструирования можно выделить: информационный проект (максимальный сбор информации о проектируемом изделии)

Метод учебных проектов является одним из множеств методов обучения.

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

...современных принципов, методов и приемов работы над дизайн-проектом, в том числе, особенностей аппаратных и программных средств

Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза. Дизайн-проектирование освещения жилых помещений.

Специфика проектирования дизайна интерьера салона красоты

При разработке дизайн-проекта салона необходимо учитывать в обязательном порядке

Были решены поставленные перед проектом цели и задачи. А именно

Важный аспект, на котором базируется дизайнерское решениеэргономический, привязывающий это решение к...

Применение концепции модельно-ориентированного...

Сформировать единую междисциплинарную систему представления проектов и решений, которая была бы понятна всем.

Построим модель в среде Simulink (рисунок 4) и поясним ключевые её моменты и принцип работы

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Поиск оптимального решения задачи проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта. 3. Изучение возможностей использования результатов проектирования.

- 2015. - № 4. - с.50-54. Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов...

Задать вопрос