Библиографическое описание:

Милославский В. Г., Алиева Н. Х., Соловьев С. М., Компилецкая О. Д., Казиев Т. Р. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 905-911.



В глобальных изменениях рыночной конъюнктуры, изменении социальной среды и социальных связей, а также нарастающим техническим прогрессом и глобализацией, возникает вопрос места человека и его труда в этих процессах. Труд человека и его эффективность зависит от многих составляющих факторов. Какое профессиональное будущее он видит перед собой, какой потенциал скрыт в человеке, каким образом его раскрыть, и эффективно применить в стремительно изменяющемся мире с пользой для себя, общества и государства. Таким вопрос с технической точки зрения занимаются кадровые службы, центры занятости, кадровые агентства и агентства подбора персонала.

Профориентацияэто комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию труда человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно, случайно и опирается на стереотипы, молодым людям оказывается недостаточная помощь и информация.

На каждом этапе человек делает выбор, на который оказывает влияние различные факторы, исходящие, как от социальной среды, так и от самого человека. Влияние имеет мотивационную и операционную сферу. Мотивационная сфера это склонности, интересы, намерения, цели. Операционная: знания, умения, опыт, способности. Профессиональное самоопределение, карьерный рост и развитие человека это непрерывная цепь профессионального выбора и процессов.

Профориентация тесно связана с понятиями «трудовые ресурсы», «кадровый потенциал», «материальная и нематериальная мотивация» [1].

Трудовые ресурсыявляются важнейший элементпроизводительных сил. Демографические факторы выступают функцией социально-экономического развития и оказывают большое влияние на экономический рост. К анализу трудовых ресурсов относят: возраст, здоровье, образование, доход, мобильность. В таком случае профориентация является важной частью качества трудовых ресурсов. Таким образом, все факторы влияют на конкурентоспособность страны на международной арене. Согласно статистическим данным Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия заняла 45 место, переместившись с 53 места [2]. Анализ таких данных проводится по ряду показателей, в том числе деловому климату и качеству трудовых ресурсов, развитие которых недостаточно развито. Именно в вопросах повышения качества трудовых ресурсов важна профориентация с ранних лет, и получением человеком максимальных возможностей для раскрытия и реализации потенциала.

Внутренняя и внешняя профориентация.

Существует также внешняя и внутренняя профориентация. Внешняя профориентация это, прежде всего, информирования о возможностях, выявление потребностей и способностей человека, развитие потенциальных навыков и умений, накопление опыта, выбор направления обучения. В выборе будущей профессии оказывает влияние все, что окружает человека: друзья, интересы, родители, выбор профиля школы, дальнейший выбор образования или работы.

Внутренняя профессиональная ориентация — это деятельность, по введению новых работников в курс их новых задач на новом месте работы, по ознакомлению их с руководителями и рабочими группами. Данный термин обычно используется при описании периода вхождения работника в должность. Такой работой, как правило, занимается отдельное лицо в небольшой компании, в крупных: отделы кадров, отдел обучения, или HR специалисты.

Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что любая организация — это, прежде всего общественная система, а каждый работник — это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки организационной культуры. Попадая на новое место работы, человек часто чувствует себя одиноко и дискомфортно. Требуется время, прежде чем новичок научится ориентироваться на работе, а выстроенная программа внутренней ориентации может помочь сэкономить время. Первые несколько дней являются решающими в направлении соискателя на верный путь, выявление его ожиданий и потребностей, и зависит от ориентированности на социализацию новых сотрудников и корпоративной политики компании.

Для понимания процессов социализации, а также ряд происходящих современных тенденций, стоит обозначить, что проблематика и вопросы профориентации не являются новыми, и интересуют любые государства и общественные системы в любой период истории. Рациональное и эффективное управление ресурсами, производствами и производящей эффективностью является не прихотью, а необходимостью.

Исторические примеры традиций профориентации.

Из истории также известны примеры профессиональной ориентации, практиковавшиеся испокон веков. В истории интеграция образования, заключалась в умении «показать и научить» через практику. Таким образом, техники инклюзивного образования (погружения в профессию) известны давно. Так знания передавались внутри семей, родов, или каст и постоянно совершенствовались и держались в строжайшем секрете. Существовала как преемственность традиции, так и преемственность знания и профессиональной деятельности. Такая преемственность носила как рациональный характер для выживания рода, специализировавшегося на уникальной профессии или продукте, чтобы не было конкуренции и аналогов, так и закреплялась различными традициями, верованиями, культурой, которые обосновывали такой порядок. Переходы же из профессии в профессию были единичны, и очень осознаны, так как порвав с своей профессией прерывались отношения с семьей, родом или кастой (в зависимости от общественно-государственного устройства). Такой осознанный и решительный шаг, также приносил плоды, потому что человек знал или он добьется успеха в новой профессии, или его постигнет полный провал, но вернутся в семью было уже нельзя. Таким образом, передавая и усваивая технологии, они совершенствовались, это можно назвать современным словом «узкопрофессиональная специализация». Это можно также назвать и профессиональной ориентацией (профориентацией), т. к. человек практически с рождения знал, чем будет заниматься всю жизнь. Также общественная система и наличие различных профессий являются отражением масштаба системы. В первобытных обществах имели место: вождь (управление), охотник (добыча пропитания и охрана), собиратель (пропитание), шаман (как правило, духовный лидер и лекарь). Таким образом, небольшой масштаб первобытнообщинных групп, дает не сложное с организационной точки зрения общества, с другой: небольшое количество социальных ролей, и соответственно профессий. Развитие общества, государства и личности приводит к усложнению и разнообразию социальных ролей, а также появление новых продуктов и услуг, что требует высококвалифицированные кадры.

Конечно, стоит признать роль прогресса, изменение технологической базы и информационных технологий, и возможность человека более свободно и мобильно выбирать профессию и искать себя, с максимальной эффективностью. Роль профориентации оценена и применяется как в странах Запада, так и Востока, с учетом национальных и исторических традиций и культур. На Западе в форме узкоспециализированных институтов, колледжей, с предварительной и постоянной системой тестирований. На Востоке, где сохраняется преемственность традиций, знаний и профессия передается из поколения в поколение (Индия) [3] или человек работает всю жизнь в одном коллективе в рамках корпорация и корпоративных связей (Япония) [4] и стремится достичь максимального уровня своей профессиональной компетенции с дальнейшей передачей в рамках корпорации: т. е. возникает преемственность профессиональных навыков, их накопление и совершенствование.

Профориентация была известна как на Руси: ремесленные рода, ремесленные мастерские, передача знаний «от отца к сыну» и закреплялась традициями, также профориентация была известна и в Российской империи. В России первые службы по «приисканию» работы появились в 1897 г. Это были «Городские посреднические бюро» Москвы, в которых можно было получить бесплатное указание работы. Несколько позднее подобные бюро, биржи труда были созданы практически во всех крупных промышленных центрах страны: Петербурге, Риге, Вильно, Уфе, Самаре, Тобольске, Томске и др. В годы первой мировой войны в России биржи труда получили статус государственных организаций. На этой организационной основе появилась возможность проведения работы по оказанию помощи в выборе профессии и «приискании труда» для подростков.

В работе, автор которой пожелал скрыться за псевдонимом «Кающийся энциклопедист» (1900), отмечено, что в дореформенной России вопрос о выборе профессии по настоящему волновал лишь молодежь из разночинцев, тогда как дворянские дети об этом серьезно не думали, ибо они могли в любой момент оставить традиционную для них службу (военную, государственную) и жить за счет имений. Исходя из этого, автор выделил четыре типичных варианта выбора:

  1. согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России);
  2. случайный, необдуманный выбор;
  3. выбор по призванию;
  4. выбор по расчету. [20]

Тенденции по профориентации в России совпадают с общемировыми тенденциями. Так В 1903 г в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в г. Бостоне (США) начали работу первые профориентационные службы. Их работа основывалась на «трехфакторной модели» Парсонса, т. е. была научно обоснованной. Именно поэтому моментом научного рождения профориентации принято считать начало XX века.

В СССР профориентация строилась исходя из возможностей человека, потребностей самореализации, потребностей общества и уровня образования. Возможно имеются расхождение теории и практики такой модели, но к её реализации стремились на государственном уровне. Если образование техническое — значит, человек шел дальше по технической профессии с четким планом дальнейшего развития, повышением квалификации, и дальнейшим карьерным ростом в зависимости от достижений. Т. е. образование определяло профессию и деятельность. Человек знал, куда идет работать, что делать, а на производстве лишь оттачивал навыки. Это давало возможность государству планировать и управлять процессами производствами через квоты образования. Для человека же это была уверенность в завтрашнем дне, сокращение времени на социализацию к производству, сокращение времени на поиск работы. Тем самым это давало возможность планировать семью, будущее, и иметь более устойчивое психологическое состояние. [21]

На данный момент образование, профориентация, трудоустройство подчинено спросу и предложению. Происходит отмиранию старых и появление новых профессий. Большая часть деятельности кадровых агентств выстраивается на собственных методиках, или сводится к получению данных от соискателя и передача работодателю, т. е. человек не получает в рамках профориентации в кадровых агентствах новых навыков и умений. Таким образом, система образования, стажировок, практики, дальнейшего трудоустройства — процессы крайне хаотичны. Любые кризисные явления лишь разогревают и ухудшают ситуацию с рынком труда и трудоустройством человека.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов — профориентаторов [22]

Не смотря на это существует большой набор тестов определения, предрасположенностей, навыков полученных и потенциальных: для того что бы человек максимально эффективно мог себя проявить.

Наиболее подходящим вариантом системного решения вопросов профориентации, по мнению ряда экспертов, является тестирование в школе на самоопределение. Такой подход разделяет и государство [5]. Где на протяжении обучения можно проводить ежегодные тестирования, отслеживать динамику навыков, интересов, желаний учащегося. Это требует также новых навыков, стандартов тестирования, стандарта образования профориентатора. Также необходимо объединять теорию, передовую практику, и передовые технологии в один органичный продукт, который приносит результат. Если характер тестирования будет носить, лишь бюрократический, декларативный характер, тем самым ситуацию можно лишь усугубить.

Человек после школы выбирает для себя место будущего образования или работы. Выбор этот зависит от многих как первостепенных так и второстепенных факторов: стереотипы, обстоятельства, экономическая ситуация как таковая, от части желания самого ребенка. Как правило, единицы родителей учитывают желания ребенка, а учитывают текущую ситуацию, а не последствия дальнейшего выбора, тем самым подавляя потенциал ребенка и его желания, делают выбор за него. Так, ранее был целый бум на юристов и экономистов: родители наблюдали красивые «картинки» в фильмах, сериалах, новостных передачах о том, что это высокооплачиваемые и востребованные профессии. В итоге рынок насыщался такими профессиями долгое время, а выпускники не могут найти работу, а если и находят, то в других областях [6]. К тому же стоит отметить негативные тенденции формальности образования, как со стороны студентов, так и преподавателей, а выбор вуза строиться на основании его имиджа [7]. Многие хотят получить диплом ради диплома, потому что это увеличивает возможности соискателя, хотя бы на стадии отсеивания, где требуется высшее образования. При этом требования работодателей также не обосновано завышены. На большинстве вакансий в практической области не требуется диплом, навыки и опыт, полученный по образовательным программам вузов, однако запрашивается, и является поводом для отказа в трудоустройстве. Отсутствует ориентированность на получение навыков и практических знаний для студентов. А ряд студентов, поступая в высшие учебные заведения, понимают? что «хотели не этого», но обучаются уже до конца. Тема является актуальной и на федеральной повестке, обсуждаемая как в высших эшелонах власти [8], так и самой молодежью [9]. К тому же характер высшего образования остается классическим и академическим: носит монументальный характер, обязательное доскональное знания теории, которая уже не применяется, но при этом не происходит закрепления навыков на практике. Полученную теоретическую базу невозможно отработать как таковую («Идеальные теории») на практике. Таким образом, мы получаем человека с завышенными ожиданиями, т. к. образование высшее, а конкуренция на трудовые вакансии большая, т. к. фактически многие его получили за деньги, а не за счет бюджетных квот.

Замкнутое кольцо «ожиданий — требований».

Работодателю нужен молодой человек, без детей, не женатый, с опытом работы 3–5 лет, с несколькими высшими образованиями на стартовые позиции, с минимальной заработанной платой — это рациональное поведение в бизнес процессах — свести затраты к минимуму.

Соискатель ищет работу с дипломом, максимально оплачиваемую, не имея опыта, с завышенными ожиданиями по отношению к себе и своему труду, и желанием заниматься, чем хочет. Получается, что работодатель не может найти такого человека, так как не может удовлетворить завышенные требования соискателя. Соискатель не идет на такую работу, так как это не оправдывает ожидания после получения диплома. Таким образом, человек не работает по специальность. Предприятие работает не эффективно и не на полную мощность, даже если потребность в кадрах имеется. В итоге работодатель набирает всех желающих на своих условиях, по непрофильному образованию и обучает с самого начала. Соискатель идет также не по профессиональному пути своей квалификации, и также начинает всё с нуля [10]. Таким образом, молодой выпускник не может найти работу, и применить свои навыки с высшего учебного заведения, который порой остаются теоретическим. Такая ситуация носит системный и комплексный характер, и негативна как для выпускников вызов, так и для работодателей, так и государства. Такую тему также поднимали еще в 2007 году на федеральной повестке, в рамках встречи В. В. Путина [11] и В. В. Володина. [12]

Профориентация на данном этапе общественного развития только набирает обороты, такие центры уже появляются [13], однако такие тенденции носят достаточно хаотичный и бессистемный характер, если рассматривать с точки зрения общества, государства, правовой системы в целом. Также стоит отметить тенденцию совмещение интернет технологий (тестирование, основные вопросы по трудоустройству и законодательству, советы) и реальных мероприятий. [14]

Если рассматривать современную теоретическую базу профориентации, можно отметить «что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» Так, еще в 1991 году Говард Гарднер отмечает, установил, что существует 8 типов интеллекта. Современная система образования делает упор на развитие двух из них, поэтому некоторые школьники остаются неуспешными и не могут впоследствии найти себя. Также существует «теория желудя», идея которой заключается в том, что природа заложила в каждого определенный потенциал. Понять предрасположенность детей, чтобы в будущем они могли успешно реализоваться, более эффективно, если определить их тип интеллекта. Рассмотрим обзорно 8 типов интеллекта по Говарду Гарднеру [23]. Лингвистический: проявляется в любви к слову — письменному или устному. Подходящие профессии: писатель, сценарист, драматург, журналист, политик, корректор, переводчик. Логико-математический: предрасположенность к числам и цифрам. Проявляют способности к анализу и синтезу, легко устанавливают причинно-следственные связи, стремятся к систематизации и порядку, легко оперируют абстракциями. Профессии: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, детектив, логист, медик. Визуально-пространственный: развито воображение, высокий навык рисовать. Профессии: все типы дизайнеров, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор. Телесно-кинестетический. Для этого типа тело — основной инструмент самовыражения. Профессии: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, клоун, инструктор по спорту, хирург, механик, скульптор, фотомодель. Музыкальный: развито чувство ритма, обладают хорошим слухом, тянутся к музыкальным инструментам. Профессии: музыкант-исполнитель, композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор. Натуралистический. Такие школьники тянутся ко всему живому, природа и животные — это их стихии. Профессии: эколог, ветеринар, геолог, исследователь морского дна, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер. Экзистенциональный. С детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Интересуются духовными учениями и трудами философов. Профессии: психолог, психиатр, профессор и преподаватель философии, аналитик, агитатор, политик. Межличностный: коммуникаторы, быстро устанавливают контакт с окружающими, активно в общении используют: яркие слова, жесты, тело, рисунки. Профессии: политик, педагог, оратор, переговорщик, дипломат, менеджер, директор, бизнес-тренер.

Существуют различные подходы в определении предрасположенности и дальнейшей реализации потенциала. Можно сделать вывод, что человек обретая себя, приносит пользу обществу больше, и работает эффективнее для себя. Максимальная эффективность достигается системностью профориентационных мероприятий, раннем обнаружении способностей, и возможности их раскрыть и реализовать у ребенка, и в дальнейшей жизни.

Не правильная система профессиональной ориентации приводят к тому, что человек работает не эффективно, подвержен внутренним стрессам и депрессиям, вследствие чего ухудшается психофизическое состоянием. Отсутствие профориентации приводит к потери времени на «поиск себя», которое могло бы быть потрачено в другой области с большей эффективностью, что выгодно человеку, обществу, государству. Таким образом, происходит растрата человеческого потенциала, которые при грамотной ориентации, системе образования, реализации и самореализации могли бы приводить к большим результатам, и быстрее в различных областях: спорте, науке, культуре, обществе и т. д.

Если взять роль некоммерческих организаций в процессах профориентации и государства то можно отметить, лишь информативный характер мероприятий. Реализуемая в предыдущее годы молодежная политика была во многом направлена на поддержание позитивных форм досуга, развитие организационной свободы общественных объединений, коррекцию девиантного поведения. В большинстве случаев это информирование о здоровом образе жизни и профилактике рискового поведения. Как правило, данные программы ограничиваются только информированием, не используют эмоциональное воздействие на подростков и молодежь для повышения уровня мотивации на здоровый образ жизни и привитие ответственного отношения к своему здоровью.

С другой стороны, имеет место также нарастающая тенденция инклюзивных школ как элемента профориентации. Когда рассматривается практический пример различных компаний и организаций, подростки и студенты имеют возможность познакомится с процессами изнутри предприятий, компаний или агентств, а также напрямую получить информацию от сотрудников в рамках обзорных мероприятий [15]

Смена ориентиров на примере Атласа профессий.

Не смотря на то что профориентация не выстроена на текущий момент как целостная государственная система составляющая политическую и общественную стратегию направленную на раскрытие и реализацию потенциала, стоит отметить что такие попытки начинают есть. Об успехах и системы подачи информации судить рано, но такие разработки уже есть. Так, Агентство стратегических инициатив по поддержки проектов (АСИ) в наблюдательном совете которого находится президент РФ В. В. Путин, представила Атлас профессий будущего, которые будут востребованы, по мнению экспертов и аналитиков. Такие данные являются публично-доступными с 17 февраля 2014 года [16].

Экспресс образование.

Экспресс образование играет важную роль в возможности получить навыки, опыт и компетенцию с необходимой теоретической базой для дальнейшей работы. К примеру, такие центры проводят курсы, обучающие программы, обзорные экскурсии, семинары, решают кейсы из реальных рабочих ситуаций. Курсы такого типа длятся от 1 месяца до 1 года [17]. Стоит отметить, что курсы ведут как правило, практики, передавая действующий опыт. Также на базе таких центров формируются площадки прямого взаимодействия работодатель — соискатель. Т. е. на обучения приходят соискатели по определенному, интересному им направлению, а обучение проводят работодатели по необходимым для них требования и критериям. Таким образом, человек в короткие сроки может получить специализированное профильное образование и устроиться на работу, не теряя время на получение высшего образования. Также по итогам таких курсов выдаются сертификаты, и если учебные центры имеют образовательную аккредитацию, такой сертификат цениться среди всего ряда работодателей по линии схожих профессии [18]. В рамках таких центров решается целый социально-значимых задач, не заметный на первый взгляд:

  1. Соискатель получает только необходимую информацию с практическим опытом.
  2. Соискатель более уверен в том, куда он пойдет работать.
  3. Работодатель видит соискателя или уровень подготовки по сертификатам после обучения, и может отобрать кадры с максимальной эффективностью для себя и производства (что ведет к развитии предприятия и росту экономики как таковой.
  4. Экономия времени как соискателя, так и работодателя.
  5. Адекватная оценка требований и ожиданий, так как соискатель показывает себя в рамках обучения, а работодатель видит показатели этого обучения и может выбирать подходящие кадры.

Стоит отметить что курсы в различных учебных центрах представлены абсолютно разные: бухгалтерия, профессиональная охрана, кондитеры, ИТ специалисты, сварщики и т. д.: т. е. профессии как производящие продукцию, так и создающие услуги, что крайне важно для экономического развития.

По итогам работы, можно сделать следующие выводы:

  1. На ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального сектора экономики и бюджетной сферыоказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение граждан, как базовый элемент формирования и реализации трудового потенциала населения в целом.
  2. Профориентация имеет глубокие исторические корни, подвержена изменениям и адаптации, имеет свою специфику в зависимости от истории и культуры. Адаптируется также к современным технологиям, повышая эффективность мероприятия по определению предрасположенности человека к различным видам деятельности.
  3. Профориентация является составляющей частью «трудового капитала» государства, основой развития и конкурентоспособности государства.
  4. Профориентация является не прихотью, а необходимостью государственной политики по причине комплексного эффекта на личность, эффективность и качество труда, здоровое развитие общества, развитие конкурентных преимуществ и навыков населения.

Среди проблематики профориентации можно выделить:

  1. Отсутствие практической части в области высшего и средне — специального образования, отсутствие целостности закрепления полученных теоретических знаний;
  2. Формальное отношение к образованию;
  3. Отсутствие законодательной базы;
  4. Отсутствие целостной системы профориентации и её механизмов на общегосударственном уровне;
  5. Недооцененность профориентации с точки зрения влияния государственной политики, экономических, социальных процессов;
  6. Хаотичность и несогласованность имеющихся процессов: образования, трудоустройства, профориентации.

Возможные механизмы улучшения профессиональной ориентации и её эффективности:

  1. Совершенствование законодательной базы;
  2. Развитие инфраструктуры для профориентации и самореализации населения;
  3. Использование действующей инфраструктуры для внедрения профориентации и апробации её эффекта на базе бизнес инкубаторов, центров инноваций социальной сферы, центров социальной защиты, ресурсных центров НКО, центров занятости населения;
  4. Совершенствование образовательных стандартов основного и дополнительного образования, высшего и среднего специального образования, с применением лучших образовательных и профориентационных практик;
  5. Создание профориентационных стандартов для определения потенциала человека, подбор максимально подходящей профессии исходя из предрасположенностей, необходимые как для раскрытия лучших личных и трудовых качеств, повышения качества жизни, развитие здоровой и качественной конкуренции рынка труда.

В итоге продуктом внедрения профориентации можно выделить комплексно следующий ряд потенциальных изменений:

 Для государства: повышение качества трудовых ресурсов, развитие экономической сферы, повышение конкурентных преимуществ на международной арене.

 Для экономики: с экономической точки зрения система сопровождения профессионального самоопределения должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, успешную профессионально-трудовую адаптацию. Также стоит отметить, что грамотная профориентация и анализ перспективных сфер, дает возможность снизить безработицу, что экономит бюджетные средства. В отношении бюджета высокооплачиваемые специалисты, выполняющие качественно работу, получающие большое денежное вознаграждения, увеличивают налоговые поступления. Суммарные положительный эффект от профориентационных мероприятий и правильно выстроенной модели может достигать до 1,6 трлн. руб. [19]

Для человека: выбор профессии исходя из своих желаний, с адекватным денежным вознаграждением, развитие гармоничной личности, и саморазвитием, является благом для всех элементов общества: социальных институтов, государства, экономики, развития личности.

Выводом исследования в таком случаи, можно обозначить, что построение системы профориентации требует осмысления как научным сообщество, так обществом и государством. Профориентацию нельзя пускать на самотек, так как процесс требует четкой и тонкой отладки, с понятными правилами, но необходим со школы и в дальнейшей жизненной стратегии человека. Необходимо постепенно готовиться к изменениям и воспринимать их, быть в рамках тенденции сейчас, но знать? что будет потом. Профориентация может стать точкой роста развития всех институтов государства и общества. Эта стратегическая задача будет достигнута при активном взаимодействии государственной власти, органов местного самоуправления, высшей школы, бизнес — сообщества и общественных организаций в рамках использования модели корпоративного партнерства создания социально значимых консорциумов в рамках связки общественность — государство — высшая школа — бизнес, с учетом интересов всех участников.

Литература:

  1. Официальный сайт: Интернет-проект «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru/ [Электронный ресурс]
  2. Официальный сайт: Центр Гуманитарных технологий http://gtmarket.ru/ [Электронный ресурс]
  3. Официальный сайт: Информационно-аналитический журнал «Эксперт» http://expert.ru/ [Электронный ресурс]
  4. Официальный сайт: информационно-аналитический портал «Экономический портал» http://economicportal.ru/index.html [Электронный ресурс]
  5. Официальный сайт: официальный сайт Министерства труда и социального развития Российской федерации http://www.rosmintrud.ru/ [Электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: информационно-аналитическое интернет издание «Газета.ру» http://www.gazeta.ru/ [Электронный ресурс]
  7. Официальный сайт: Всероссийский центр изучения общественного мнения http://wciom.ru/ [Электронный ресурс] в тексте http://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2011/2011–12–14-obrazovanie.pdf [документ с электронным доступом]
  8. Официальный сайт: сайт Президента Российской Федерации http://kremlin.ru/ [Электронный ресурс]
  9. Официальный сайт: Официальный сайт Молодежного Парламента при государственной думе федерального собрания Российской Федерации http://mprf.ru/ [Электронный ресурс]
  10. Официальный сайт: информационный портал издания «Тверская жизнь» http://www.tverlife.ru/ [Электронный ресурс]
  11. Официальный сайт: информационный портал издания «СарИнформ» http://www.sarinform.ru/ [Электронный ресурс]
  12. Официальный сайт: Электронное издание «Наука и технологии России» http://strf.ru/ [Электронный ресурс]
  13. Официальный сайт: центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru/ [Электронный ресурс]
  14. Официальный сайт: Профориентация и карьера для молодежи — Образовательная Интернет сеть «Траектория успеха» http://школа-профориентация.рф/ [Электронный ресурс]
  15. Официальный сайт: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации http://www.ranepa.ru/ [Электронный ресурс]
  16. Официальный сайт: Агентство Стратегических инициатив (АСИ) https://asi.ru/ [Электронный ресурс]
  17. Официальный сайт: Cisco Systems, Inc. В русскоязычном доступе: http://www.cisco.com/c/ru_ru/index.html [Электронный ресурс]
  18. Официальный сайт: учебный центр «Трайтек» http://tritec-education.ru/ [Электронный ресурс]
  19. Официальный сайт: Общественная палата Российской Федерации https://www.oprf.ru [Электронный ресурс]
  20. Официальный сайт: Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова «Психология труда»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с. [Электронный доступ: http://psychlib.ru/mgppu/PPt-2009/PPt-478.htm]
  21. Официальный сайт: Климов Е. А., Носкова О. Г. «История психологии труда в России». М.: МГУ, 1992. 221 с.
  22. Официальный сайт: Пиликян К. Г. «Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра» // Инновационные проекты и программы в образовании — 2009. — вып. № 1.
  23. Официальный сайт: Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер; [пер. с англ. А. Н. Свирид]. — М. [и др.]: Вильямс, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle