Библиографическое описание:

Степкина К. В. Радиационная безопасность в российском законодательстве // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 106-107.



Радиационная безопасность в российском законодательстве

В статье рассмотрена деятельность по обеспечению радиационной безопасности населения в процессе использования ядерных материалов и радиоактивных веществ и обращения с радиоактивными, поскольку они являются источниками ионизирующего излучения и оказывают влияние на реализацию права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.На основе проведенного анализа автором предлагается совершенствование действующего российского законодательства о радиационной безопасности.

Ключевые слова: радиационная безопасность, государственный надзор, окружающая среда, экологическая безопасность.

Все возрастающая роль глобальной атомной проблемы и необходимость создания эффективной системы обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды определяет актуальность данной статьи. При этом важно учитывать, что решение проблемы обеспечения радиационной безопасности человека и окружающей среды затрагивает интересы человечества в целом, а от эффективности принимаемых мер зависит будущее мирового сообщества. Ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах радиационной деятельности. История Чернобыля, Фукусимы, десятков других радиационных аварий, сотен и тысяч техногенных «инцидентов» свидетельствуют о том, что мир вступил в эпоху катастроф. Это суровая реальность, и она требует фундаментального научного исследования для разработки практических мер безопасности [1].

Федеральный Закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения" Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности дает исчерпывающий перечень того, как должно действовать российское законодательство, какие меры должны приниматься в отношении радиоактивных веществ, находящихся на территории Российской Федерации [2].

Государственные органы управления и контроля, надзора и государственного регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения достаточно структурированы и обладают необходимой компетенцией и полномочиями по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии. В связи с этим они должны быть выделены на государственные органы управления и контроля общей и специальной компетенции и органы государственного регулирования и надзора. На сегодняшний день на основании проведенного анализа законодательства регулирующего полномочия и ответственность государственных органов, можно выделить проблемы их взаимодействия в области обеспечения радиационной безопасности и недостаточную эффективность их деятельности [3]. Проблемы взаимодействия можно разрешить путем устранения в законах и подзаконных актах дублирующих функций, компетенцию и полномочия, а также четкого указания кому они подотчетны и с кем они обязаны координировать свою деятельность. Компетенция и полномочия всех государственных органов управления, контроля и надзора установлены в законах и конкретизированы в подзаконных актах. Здесь следует заметить, что органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, независимы от других государственных органов управления и контроля, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии, что соответствует установленному международному принципу [4].

Высокие темпы развития ядерной энергетики определяют особое внимание к проблеме обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды. В 2011 году была принята программа преодоления последствий радиационных аварий на период до 2015 года, которая предусматривала реализацию проекта по созданию единой межведомственной информационной системы по проблемам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Основной задачей этой программы является консолидация деятельности федеральных органов исполнительной власти по информированию населения о проблемах радиационной безопасности и действиях государственных органов по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, в том числе: о режимах природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; пропаганда в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; популяризация знаний в области обеспечения радиационной безопасности.

В научных работах высказываются мнения о том, что экологическая безопасность–явление всеобъемлющее. Так, некоторые авторы отмечают, что экологическая безопасность есть «основа безопасности конкретного здорового общества. Именно здоровое общество, эволюционно на протяжении всей доисторической и исторической эпохи последовательно проходя все формы развития этноса, поднялось в своем развитии до стадии «народ» и обрело способность к формированию национального концептуально независимого суверенного государства.

Подводя итоги нашего исследования, нужно отметить, что радиационная безопасность, как составная часть экологической безопасности России, нуждается в едином подходе на государственном уровне, и оценки объектов радиационной опасности и разработки мер по обеспечению их безопасного функционирования для человека. В современных условиях целью государственной политики должна стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами [5].

Литература:

  1. Макарова И.С. Особенности системы государственного управления радиационной безопасностью в России и основы ее совершенствования // Проблемы региональной экологии. 2011. - № 4. - С. 296-299.

2. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"// Информационно-правовая система Консультант плюс./http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8797/.

3. Глушко О. А. Административно-правовой режим экологической безопасности: понятие и содержание/ О. А. Глушко //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 1545-1574.

4. Агибалов А.Н. Правовое регулирование радиационной безопасности населения при использовании атомной энергии: дис. ... канд. юр. наук. Поволжская академия гос. службы, Саратов, 2001.

5. Стариков В.И. Организационно-правовые и финансовые проблемы обеспечения радиационной безопасности населения в Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук. Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): радиационной безопасности, обеспечения радиационной безопасности, радиационной безопасности населения, области обеспечения радиационной, обеспечению радиационной безопасности, проблемы обеспечения радиационной, радиационной безопасности человека, использовании атомной энергии, радиационных аварий, последствий радиационных аварий, проблемах радиационной безопасности, регулирование радиационной безопасности, государственных органов, системы обеспечения радиационной, проблеме обеспечения радиационной, сферах радиационной деятельности, экологической безопасности, государственного управления радиационной, радиационной обстановке, объектов радиационной опасности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle