Библиографическое описание:

Борисова Е. М. Раннее экспериментирование детей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 748-751.



По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основными принципами дошкольного образования являются

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Для реализации принципов дошкольного образования лучше всего подходить экспериментирование, так как детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (воспитателя, родителя). В детском саду экспериментирование позволяет детям научиться логически мыслить, строить причинно-следственные связи, делать выводы самим и при этом всё что видят дети они запоминают лучше чем при беседе с взрослым, потому что это сопровождается деятельностью самих детей. Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их сами.

Начиная с 6 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по дому. До года ребенок начинает пытаться разговаривать, именно в это время мамы слышат из уст ребенка долгожданные «мама» и «папа». Малыш учится сообщать о своих желаниях. И именно с этого времени ребенок начинает изучать окружающий мир с помощью слов. Очень важно, чтобы родители в это время начали разговаривать с ребенком как можно больше, накапливая словарный запас ребенка и его знания об окружающем мире.

К двум годам ребенок, как правило, накопив словарный запас в 200–300 слов и ознакомившись с названиями предметов, начинает исследовать физические свойства этих предметов, проводя первые опыты с предметами. Опыты — это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях взрослых. При этом взрослым необходимо в доступной для ребенка форме удовлетворить возникший у ребенка интерес.

Получив от взрослых понятные ответы на свои вопросы, ребенок затем в игре отображает полученные сведения и тем самым закрепляет их в своей памяти. Если наблюдения ребенком окружающей действительности сопровождаются умелыми, правильными объяснениями старших, развивают его представления, он начинает лучше ориентироваться в окружающем, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т. д.

Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений, развивают у него пытливость ума, еще большее стремление узнать, понять. Привыкая всему искать объяснения, он потом сам старается найти причину того или другого факта. Это очень ценно для развития мышления ребенка.

В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать.

Поэтому главными задачами экспериментирования

  1. Создать условия для получения детьми реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  2. Способствовать обогащению памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
  3. Способствовать развитию речи детей посредством обогащения активного словаря детей или желания детей отвечать на вопросы воспитателя.
  4. Способствовать накопления фонда умственных умений детей.
  5. Способствовать формированию у детей самостоятельности, целеполагания, способности преобразования каких-либо предметов и явлений для достижения определенного результата.
  6. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, формирования трудовых навыков, укреплять здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

  1. Постановка проблемы (задачи).
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе проведения экспериментирования.
  4. Проведение опытов соблюдая технику безопасности.
  5. Фиксация наблюдений с помощью рисунков, фотографий, схем.
  6. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Оборудованием для экспериментирования дома являются все безопасные для детей предметы.

В детском саду с начала первой младшей группы центр экспериментирования довольно беден. Центр экспериментирования в первой младшей группе должен в себе иметь все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.

Во второй младшей группе состав оборудования центра экспериментирования значительно расширяются материалами по экспериментированию с солнечным светом, с предметами, по изучению органов чувств человека и жизнью растений: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и т. д.) воздушный змей и т. д.

Рис. 1. Оборудование для экспериментирования

При проведении экспериментирования следует помнить, что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком, эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей.

Проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка.

Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенком слов.

Рис. 2. Экспериментирование детей с водой в первой младшей группе

Во время экспериментирования взрослый не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка и т. д. Малыши очень любят такие игры и очень важно не ограничивать их во времени при проведении опыта, но и стараться не переутомлять его.

Фиксация опытов для детей данного возраста еще сложна, однако только при фиксации увиденного эксперимент приобретает завершённость. Однако данная работа может быть для ребенка только сугубо добровольной. И взрослый не имеет права заставлять ребенка экспериментировать и фиксировать полученный результат. Инициатива должна идти только от самого ребенка.

Изобразительный способ фиксации (рисование) наблюдений самый распространенный. Однако при низком уровне изобразительных навыков, дети не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали.

Второй способ — фотографирование наиболее ценный, т. к. имеет ряд преимуществ- передает точно особенности объекта и фотографии впоследствии можно использовать вторично при проведении беседы с детьми, кроме того дети рассматривая фотографии вспоминают увиденное и еще раз запоминают проведенный опыт, фотографии можно использовать в игре «сначала-потом».

Другие способы фиксации опытов еще очень сложны для детей младшего дошкольного возраста (письменные (запись рассказа ребенка и т. д.), планы-схемы и т. д.).

В результате экспериментирования у детей формируется представления:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
  3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
  4. О способах исследования объекта.
  5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.). У детей формируется умения строить причино-следственные связи. Дети всесторонне развиваются. Экспериментирование в младшем дошкольном возросте позволяет детям легко подойти к возрасту «Почемучек».

Литература:

  1. Зенина, Т. Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой / Т. Н. Земина. — М.: Педагогическое общество России, 2006.
  2. Маханёва, М. Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М. Д. Маханёва, С. В. Рещикова. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
  4. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  5. Силберг, Джеки. Развивающие игры для двухлетних детей. / Джеки Силберг. — Минск: Попурри, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle