Библиографическое описание:

Каменева О. В. Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 53-55.



Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

Annotation. In article arts and crafts creativity and its role in teaching and educational process at technology lessons is considered

Keywords: decorative creativity, teaching and educational work, esthetic beginning, creative activity

Декоративно-прикладное творчество — это часть декоративного искусства, включающая в себя несколько разделов, которые приурочены к формированию художественных изделий, основным образом для быта.

Произведениями декоративно-прикладного искусства могут являться: разнообразная посуда, обстановка, текстиль, орудия труда, оружие, а кроме того прочие атрибуты, никак не являющиеся произведениями искусства, однако приобретающие художественный характер вследствие приложенного к ним труда и мастерства художника.

Декоративное творчество — это процесс согласованный абсолютно со всеми чувствами. Творчество в отсутствии правил, не по канонам. Творчество настроения и состояния, с применением необычных в использовании материалов — лоскутов ткани, бечевки, резиновых штампов, фантиков, гипса, клея и т. д.

Декоративность — комплекс художественных качеств, углубляющих чувственную выразительность и эстетически организационную значимость произведений искусств в охватывающей человека предметной среде.

Художественные способы, обусловливающие декоративность работ искусства, состоятельны, разнообразны и специфичны для любого вида творчества. Немаловажную значимость в формировании результата декоративности произведения представляют декор, (в т. ч. узор либо его составляющие), четкость естественной фактуры использованных материалов и свойственных им отличительных черт пластической формы, композиции, организация прямолинейных ритмов, изящных размеров и цветных пятен, насыщенность звучания тона, четкость и своеобразие красивого мазка и др.

Произведения декоративно-прикладного творчества, выполненные в национальных традициях, как свидетельство таланта и неисчерпаемого творчества человека, уходящие корнями в многовековую историю мира, являются неиссякаемым источником для формирования и реализации творческого начала у каждого школьника. Программа «Технологии ведения дома» рассматривает эти неограниченные возможности при изучении раздела декоративно-прикладное творчество. [4]

В учебно-воспитательной работе большую значимость приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Декоративно-прикладное творчество предоставляет огромнейшее разнообразие работ, с которыми учащиеся могут познакомиться во время занятий, и формирует у них эстетическое отношение к действительности.

На уроках технологии в процессе изучения произведений декоративно-прикладного творчества выполняется и практическая работа, по изготовлению каких-либо творческих проектов, тем самым учащиеся становятся ещё чуть ближе к традициям своего народа.

Виды декоративно-прикладного творчества характеризуются некоторыми совместными чертами, такими как художественная ценность предмета и его функциональность. Совокупность рациональности и красоты в бытовом предмете является признаком творчества и отражается в форме предмета, в правильно выбранном материале и в характере декора.

Декоративное творчество представляет собой одну изразновидностей образного творчества в сфере пластических искусств. Внемвыявляютсязакономерностиэстетическойсвязичеловекасреальныммиромиискусствакреальномумиру, единые со скульптурой, живописью, зодчеством, танцем, музыкой и т.д.

Образный достаток, безупречность окружения, в которой существует и функционирует человек, складываетсядалеконетолькоинестолькочисломвнесенныхвнеекомпонентовубранства. Немаловажно, в какой мере разумно и основательно эти составляющиеподходят этой обстановке, тому особенному её социальному содержанию, настрою, которые продиктованы практическими и внутренними потребностями людей. Образные элементы не просто скрашивают обстановку, а приумножают, обогащают, формируют её эстетически-образное содержание, выразительность.

В течение исторического становления художественного творчества выработались определенные универсальные законы (правила) и принципы композиций. Это законы и принципы, следование которым обеспечивает в формах такие качества, как единство, слаженность и соизмеримость. [4]

По своей эстетической специфике декоративное творчество очень близко детям, характерному для детского возраста эстетическому восприятию вещей и обстановки. В частности, обобщенность и заостренность образов свойственна всему изобразительному творчеству детей, видящих изображаемое укрупненно, цельно, без мелочей. Лаконичность форм, украшений, смысловая точность, конкретность и яркость цвета, контрасты в фактурной проработке отдельных элементов композиции — эти и другие черты органически присущи и изобразительному творчеству детей, и высокому профессиональному декоративному искусству. Притягательной силой декоративного искусства является разнообразие и «практичность» многих его видов и жанров. [1]

Непосредственно по этой причине в программе «Технология» учтены разделы, посвящённые декоративно-прикладному творчеству, и любой ученик имеет возможность проверить свои способности и проявить свой талант в любой из его разновидностей. Таким образом, вопрос исследования содержания и методов обучения раздела «Декоративно-прикладное творчество» считается важным. Следует выделить то, что креативные проявления у школьников считаются бессознательными, вызванными не направленным влечением к совершенствованию трудовой деятельности и окружающим обстоятельствам, а эпизодическими факторами, важными из которых считаются соревнования, конкурсы, разработка изделий к выставкам и др.

Деятельность педагога по развитию творческих начал личности школьника начинается с введения его в социально значимую трудовую работу, с пробуждения у него заинтересованности к данной работе и формирования внутреннего настроя на выдумку и оптимальное исполнение данной работы. В подростковом возрасте причина любознательности, прямой заинтересованности к новизне все больше обогащается осмысленным желанием испробовать собственные силы и совершить то, что в таком случае необходимо, необычное в интересах других. Общественноориентированная причина созидательной работы начинает выступать в единстве с мотивом познавательным. Данная оценка отображает период активного освоения общественным навыком, если творческий процесс выступает как инструмент интенсивного его освоения. В творчестве школьник познает приемы служения людям, обществу и этим самым самоутверждается. Это выступает для него не только далёкой, но и близкой перспективой. Вследствие чего способна появиться переоценка собственных способностей, создание не реальных проектов, планов, по этой причине учителю немаловажно продемонстрировать настоящие пути подготовки к «большим открытиям», вооружить школьников над лежащими подходами, сведениями, умениями. [2]

При организации трудовой деятельности подростков в этих целях педагог делает акцент на создание общей установки школьников на творчество: введение соответствующих форм работы, выдвижение творческих задач, продумывание девизов, лозунгов, под которыми проходит работа, определение системы педагогических ситуаций, стимулов, направленных на воспитание у учащихся личностной основы творчества, на учет результатов воспитания. [3]

Наравне с частными задачами обширно используются групповые и совместные формы работы, благодаря которым школьники обучаются принимать решение рабочего вопроса совместно, сотрудничать в труде.

Организация совместного творчества и совокупного решения одной и той же задачи с дальнейшим обсуждением её решений при верном руководстве дает возможность уменьшить период в усваивание навыка творческого поиска, а в многочисленных вариантах и определённого объема информации.

Обучение декоративно-прикладному искусству и народному творчеству формируют у школьников способность различать и активно доказывать прекрасное в человеческих взаимоотношениях, в труде, в природе, умение чувствовать и осознавать эстетические начала декоративного творчества, понимать целостность многофункциональной и эстетической значимости предмета. Непосредственно по этой причине очень важно особенное внимание отдать преподаванию данной области на уроках в школе.

Программа по технологии учитывает подготовку разным типам декоративно — прикладного творчества: лоскутная техника, вышивка, вязание крючком и на спицах, аппликация.

Декоративно-прикладное творчество считается началом и фундаментом каждой национальной культуры, по этой причине нужно принимать во внимание национальные устои при обучении тому или другому его виду.

Задача трудового обучения — развитие личности учеников на базе развития трудовой деятельности. На уроках труда в школе дети имеют все шансы обучиться большому количеству интересных и нужных предметов: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок с природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, смогут обучиться выжигать и шить мягкие игрушки и т. д. Создавая что-либо собственными руками, ученики формируют интерес и память, приучаются к опрятности, настойчивости и терпению. Все без исключения это сможет помочь ребенку в школе. Занятия творчеством могут помочь совершенствовать высокохудожественный вкус и логику, содействуют развитию пространственного воображения. Помимо этого, у учеников улучшается мелкая моторика рук, что весьма важно. Творческая деятельность не только формируют воображение, но и предоставляет ребенку огромное количество практических навыков, например, изготовить собственными руками презенты близким и товарищам. И ещё одно весьма немаловажное дополнение: способность что-нибудь совершить лично дает возможность ребенку ощущать себе более уверенно, освобождает от чувства беспомощности в находящемся вокруг его обществе старших. Так как уверенность в себе, решительность в собственных силах — необходимое требование для этого, чтобы ребенок был по-настоящему благополучен.

Литература:

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно — прикладного творчества / Астраханцева С. В., Руковица В. Ю., Шушпанова А. В. — М.: ФЕНИКС — 2006. — 347 с.
  2. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания: учеб.пособие для вузов по спец. «Пед. и психология» / И. Н. Емельянова. — М.: Академия, 2008. -256с.
  3. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб.пособие для вузов / Г. И. Кругликов. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 480 с.
  4. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учеб.пособие для образоват. учреждений ср. проф. образования / В. Н. Молотова. — 2-е изд., испр. и доп. — М: ФОРУМ, 2010. — 288 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle