Библиографическое описание:

Эльзенбах Я. В. О начальном этапе становления подготовки воспитателей к работе с детьми раннего возраста // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 143-145.



Abstract. The article describes the initial stage of preparation of teachers to work with young children, which covers a significant period of time. Lists the first institution for the education of young children, the first training courses for teachers.

Keywords: young children, education of young children, an orphanage, nursery, teachers training courses.

Понять необходимость и многогранность системы профессиональной подготовки воспитателей для работы с детьми раннего возраста можно лишь обратившись к истории вопроса.

Первыми учреждениями для воспитания детей младенческого и раннего возраста были приюты для покинутых детей. Считается, что один из первых в истории крупных воспитательных домов был открыт Миланским архиепископом в 787 г. В России первые детские приюты возникли в XV в., при монастырях. Первый воспитательный дом для младенцев был открыт в Новгороде в 1706 г. Первая государственная поддержка была им оказана при Петре I (Указ 1715 г. об открытии госпиталей для брошенных детей). Очень часто такие дома и госпитали устраивались на благотворительные средства.

Деятельность приютов и воспитательных домов регламентировалась рядом документов: «Положением о детских приютах» (1839 г.), «Положением о детских приютах ведомства учреждений Императрицы Марии» (1891 г.). Государство, таким образом, начало уделять внимание работе воспитательных учреждений, определяя направления и особенности их деятельности. Но особой, специальной подготовки специалистов для работы с детьми в детских приютах не проводилось.

В России впервые ясли были организованы в городе Бела, бывшей Седлецкой губернии, в 1716 г. В 1860-х гг. ясли появились в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Иваново-Вознесенске, Орехово-Зуеве и др. Всего к 1913 г. в России было 19 постоянных яслей на 550 мест в городах и 343 сезонных яслей на 10,7 тысяч мест в сельской местности. Первые ясли организовывались попечительствами о бедных, это были учреждения «призрения» (то есть «социальной помощи»). В них находились дети и раннего, и дошкольного возраста. Здесь они и спали, и питались. Занятий с ними не проводилось, иногда им рассказывали что-то, но чаще всего «…дети сами баловались и играли» [2, с. 6].

Первый детский сад в Москве был открыт в 1866 г. при пансионе девиц В. Герке. В этом учреждении воспитатели приучали детей организованно заниматься, внимательно слушать объяснения, не прерывать речь товарища, вежливо отвечать на вопросы, здороваться, прощаться, благодарить, подчиняться правилам игр, аккуратно убирать свои вещи, самостоятельно одеваться, вежливо, приветливо общаться с взрослыми и товарищами, не драться, не произносить грубых слов, хорошо обращаться с животными. Эти умения и навыки формировались в процессе проведения организованных занятий и прямых воздействий воспитательницы на детей. При этом ребенок выступал лишь как объект воспитания, его активность подавлялась, индивидуальность не учитывалась – всем руководил взрослый. Но положительным моментом было то, что ежегодно воспитательницы разрабатывали содержание занятий с учетом интеллектуального уровня детей [2].

Отдельные важные положения о воспитании детей раннего возраста высказывались уже во второй половине XIX – начале XX вв.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал, что воспитание должно быть не только задачей семьи, но и важнейшим государственным общенародным делом. Воспитанию детей в период дошкольного детства он придавал особое значение, рассматривая его как одну из ступеней в общей системе воспитания и обучения. Мысли Ушинского об особенностях психического развития детей, о роли активности и деятельности в раннем возрасте легли в основу многих последующих отечественных педагогических концепций [3].

На необходимость продуманного, разумного, уважительного взаимодействия воспитателя и детей одним из первых обратил внимание К.Н. Вентцель. В работах «Этика и педагогика творческой личности» (1912), «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» (1923) Вентцель писал: «Ребенок и воспитатель будут иметь значение как две равноправные единицы, и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя. … «надо предлагать ребенку только те знания, которые ему сейчас нужны, которые он сможет использовать в текущей жизни и деятельности в детском саду» [см.: 2, с. 6]. Здесь закладывается индивидуальный подход к воспитанию ребенка, обращается внимание на развитие профессиональных и личностных качеств воспитателя, работающего с детьми.

Со второй половины XIX в. в публикациях зарубежных и отечественных врачей, физиологов, психологов, лингвистов (Б. Сигизмунд, В. Прейер, супруги К. и В. Штерн, В.М. Бехтерев и др.) отражались факты наблюдений за собственными детьми, указывались примерные сроки возникновения того или иного умения. Чуть позже на основе этих данных возникла педология – наука о детях. В России особая заслуга в изучении особенностей развития детей с момента их рождения принадлежит В.М. Бехтереву. В созданном им в 1907 г. психоневрологическом институте существовал детский стационар. Здесь ведущие ученые страны: психологи (А.Ф. Лазурский), физиологи (Н.М. Щелованов), педагоги (П.Ф. Каптерев) вместе с коллективом сотрудников вели ежедневные исследования и индивидуальные круглосуточные наблюдения в группе детей, начиная с момента их рождения. Впоследствии это отделение и лаборатория были перемещены в московский Институт охраны материнства и детства (Институт педиатрии РСФСР). Экспериментальные данные проходили широкую проверку, и в 1939 г., под редакцией Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной было опубликовано первое обобщающее пособие «Воспитание детей раннего возраста» [1].

Педагогические проблемы воспитания детей раннего возраста изучались И.А. Сикорским, А.Ф. Лазурским, Е.А. Аркиным, С.Л. Рубинштейном, Н.И. Красногорским и др. Был поднят вопрос о подготовке для маленьких детей специальных кадров.

Открытый И.А. Сикорским в 1908 г. Фребелевский Педагогический Женский Институт в Киеве (по имени немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания Ф. Фребеля) стал не только одним из первых педагогических учебных заведений по подготовке воспитателей, но и базой для создания дошкольных учреждений (детский приют и педагогическая лаборатория, детский сад с начальной школой), а также одним из ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем раннего детства.

При Московских женских Педагогических курсах в 1909 г. было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. В учебный план курсов подготовки входили следующие предметы: психология, педагогика, история педагогических идей, дошкольное воспитание, педагогическая патология, гигиена, физиология человека, обзор детской литературы, подвижные игры и гимнастика, рисование, пение, ручной труд.

При народном университете имени А. Л. Шанявского Московским кружком совместного воспитания и образования были организованы краткосрочные платные вечерние общедоступные курсы по дошкольному воспитанию. Учебный план одного цикла был рассчитан на 78 часов. Лекционные и практические занятия по педагогике, психологии, гигиене и санитарии раскрывали основные методы работы с детьми дошкольного возраста. Бесплатные занятия проводили лучшие специалисты (С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др.) [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что основные направления и содержание подготовки воспитателей для работы с детьми раннего возраста закладывались исторически. Активизировалась эта работа в XIX – ХХ вв., что было связано с возникновением и расширением сети детских садов во всем мире, а также с прогрессом в исследованиях педагогики и психологии раннего возраста. Рассмотренные в статье практики обучения будущих воспитателей заложили основы современной подготовки студентов в педагогических колледжах. Необходимо перенять и развить опыт специального подхода к обучению будущих воспитателей работе с детьми раннего возраста.

Литература:

  1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей в яслях / Н.М. Аксарина. – М.: Медгиз, 1939. – 56 с.
  2. Волобуева, Л.М. Становление и развитие дошкольного воспитания в Москве (1900 – 1928 гг.): автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.М. Волобуева. – М., 1994. – 21 с.
  3. Ушинский, К.Д. Русская школа: авт.сб. / К.Д. Ушинский; сост. В. Гусакова. – М.: Ин-т рус. цивилизации, 2015. – 688 с.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle