Библиографическое описание:

Овчинников Ю. Д., Дзюба Н. Ю. Педагогическая биомеханика в общеобразовательной школе. Секция каратэ // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 863-871.



В общеобразовательной школе секция каратэ выполняет функцию «социальной защищенности». Ребенка научат не только правильно падать, помогут скоординировать движения своего тела, укрепят силу духа. Занятия способствуют развитию партнерства: надо научиться чувствовать другого человека. Педагогическая биомеханика позволяет понимать технологию преподавания каратэ для детей не как спорта высших достижений, а спорта воспитания физических и морально-нравственных качеств, являясь защитой от неблагоприятных обстоятельств.

Ключевые слова: биомеханика движений, педагогическая биомеханика, дети, возраст, общеобразовательная школа, профессиональные компетенции, тренировочно-воспитательный процесс.

В Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма» студенты 2 курса изучают профильный предмет «Биомеханику двигательной деятельности» [11,15]. Но не всем из них удается уже в учебном курсе проверить на практике полученные знания [12], а преподавателю посмотреть, как возможно соединить теорию и практику [13], выстроить механизм реализации профессиональных компетенций предмета с помощью индивидуальных возможностей студента [10].Это и спортивные достижения, знания по определенным предметам, умение чувствовать каждого ребенка. Приобщение к массовому спорту сложная вещь, выстраивать систему движений получается не у каждого тренера-педагога [14]. Далеко не все студенты готовы после Вуза идти работать учителем физкультуры или детским тренером. Детскому тренеру в любом виде спорта предстоит выполнять важную функцию — организовать спортивную деятельность ребенка вместе с родителями и школой.

Справка.

Первый тренер: Винаков Виктор Александрович, кандидат в мастера спортатхэквондо́. Чемпион России по тхэквондо́. Призер Краснодарского края по кикбоксингу и каратэ.

Второй тренер: Дзюба Николай Юрьевич, студент факультета «Физическая культура», специализация «Единоборства» (каратэ).

1 место мамэсивари (с 3 по 4 шкале) 2013 г.-г. Сухум Абхазия. Открытый международный турнир «Емитаки фунакоши до IKS/KWF».

Медаль за достижения в спорте (удостоверение Дз.Н.М.,приказ Атамана РКО от 17 октября 2013г.№ 43).

Призер VI открытых всероссийских юношеских игр боевых искусств 2013 г. в соревнованиях по Дзю-кумитэ.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (МБОУ СОШ № 45) имени адмирала Ушакова Федора Федоровича. Директор школы — Сидорова Лариса Николаевна. Школа входит в 100 лучших школ России.

На базе общеобразовательной школы в младшей группе в секции по каратэ, тренируются дети от 7 до 12 лет в группе численностью 20 человек, три раза в неделю. Необходимо отметить, что в этом возрасте ребенок подражает взрослым ребятам или приходит за компанию, поэтому на занятиях бывает либо на пять человек больше, либо меньше. Следует учесть и тот факт, что популярность каратэ в мире не падает, данный международный вид спорта можно назвать «постоянно популярным» [7]. Еще сотни мальчишек и девчонок будут записываться в школьные секции, чтобы узнать и попробовать движения в разных системах каратэ [1,3]. Родителям, так же как и администрации школы, важно знать, что занимаясь каратэ, ребенок не должен думать о чемпионских титулах, а прежде всего, направить усилия на общее укрепление организма и развитие таких биомеханических качеств: выносливости, гибкости, быстроты реакции и правильной координации движений. Эти биомеханические характеристики нужны не только в спорте высших достижений, но и обычному человеку в быту и профессиональной деятельности. Многие педагоги и родители не осознают этого, так как не представляют, как их ребенку могут помочь в физическом развитии биомеханические качества.

Движения человека, как правило, очень сложны, поскольку его двигательный аппарат представляет собой механическую систему, состоящую из более 200 костей и нескольких сотен сухожилий. Общее число возможных движений в суставах (так называемых степеней свободы) превосходит 250, число мышц, обслуживающих движения, более 600. Все это необходимо для того, чтобы обеспечить механическое перемещение человека во внешней среде. Подавляющее большинство движений человека выполняется с определенной целью и относится к числу произвольных — такие движения входят в состав двигательных действий, т. е. совокупность элементарных движений, направленных на достижение определенной цели. В каждом движении присутствуют ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Исполнительная часть — это и есть механическое движение, которое изучают в биомеханике. Но оно всегда определяется психической и физиологической деятельностью мозга, обеспечивающей не только непосредственное управление движением, но также ориентировочную и контрольную части двигательного действия по системам внутренней биологической обратной связи [11, с134–139].

Каратэ» — это японский термин, состоящий из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука), образующих словосочетание «пустая рука» — имеется в виду техника рукопашного боя голыми (т. е. «пустыми») руками, а также ногами и всеми другими частями тела, включая захваты, вывихи, броски, удушения, толчки, подножки, подсечки [4].

Система тренировок базируется на трех основных техниках [6]:

Рис. 1. Схема выполнения различных упражнений. 1-кихон— тренировка основ, базовая техника.

Рис. 2. 2-ката — формальные упражнения

3-кумитэ — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ); (дети отрабатывают удары, броски, захваты и так далее, в обусловленном поединке они отрабатывают друг на друге по очереди то или иное упражнение чтобы у них выработалось двигательное умение, а затем и двигательный навык. А в свободном бою (спарринге) уже отрабатывают всё чему научились без счёта.

Рис. 3. Спарринг, девочки

Рис. 4. Спарринг, мальчики

И ещё в каратэ практикуют Тамэсивари— разбивание твёрдых предметов незащищёнными частями тела [2].

Рис. 5. Тамэсивари— разбивание твёрдых предметов незащищёнными частями тела

Но во многих системах каратэ перестали разбивать предметы (так как было тяжело определить лучшего), и в тамэсивари начали использовать макивару с датчиком сколько килограмм у человека удар.

Рис. 6. Определение удара с помощью макивару

Тренировочный процесс для детей состоит из нескольких частей, условно называемый тренировками [5]. Необходимо отметить, что все тренировки всегда меняются. Например, тренировку по ката, по кихону, по кумите (так же можно разбить по тренировкам). Первая тренировка- ударная техника, вторая тренировка борцовская техника, третья тренировка смешанная техника.

Отметим, что тренировка по тамэсивари не проводится у детей, так как при разбивании предметов, они могут навредить себе неправильной техникой ударов. Существует различные системы тренировок [6]. Они различаются, друг от друга подбираются разные подходы и разминки, в зависимости от основной части, так как детям в этом возрасте нужна смена деятельности, иначе дети быстро утрачивают интерес к выполнению задания. Например, поменяв перестроение в разминке из колонн, в круг, дети по- другому себя ведут.

В тренировочном процессе отсутствуют длительные по времени перерывы для отдыха. Педагогически целесообразно делать максимум 2 перерыва по 2 минуты (на питье воды), так как почти все упражнения объясняются и показываются, а в это время дети сидят на шпагате и отдыхают.

Разработан примерный конспект тренировки по карате (тренировка с основной частью по кумите с смешанной техникой, ударная техника+борьба) кладутся заранее мягкие маты в зале (татами) [8,9]. Тренер выстраивают с учеником индивидуальную систему биомеханических движений.

Литература:

  1. Белов В. И., Вещиков Ф. А. Как средство формирования здоровья детей и подростков//Курортное дело, туризм и рекреация. 2007. Т. 1. № 2. С. 35–39.
  2. Бельц В. Э. Формирование духовного здоровья детей и подростков на тренировочных занятиях по каратэ-до//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 2.С.38–40.
  3. Варфоломеева З. С., Ямковенко А. В., Чирков В. С. Занятия Каратэ как средство социализации детей и подростков//В сборнике: TheValueSystemOfModernSocietyMaterialsdigestoftheXVIIInternationalScientificandPracticalConference (London, January 19 — January 23, 2012). Chiefeditor — Pavlov V. V.. Odessa, 2012. С. 63–65.
  4. Вещиков Ф. А., Белов В. И. Каратэ как средство формирования физической культуры личности школьников//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 5. С. 39–42.
  5. Глачаева С. Е., Прокудин К. Б. Формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры учащихся среднего школьного возраста средствами каратэ-до./В сборнике: Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире Материалы XIV Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Ответственный редактор: Прокудин Б. Ф. 2004. С. 159–161.
  6. Жадан А. В. Моделирование начальной подготовки в каратэ для детей младшего школьного возраста/Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 9. С. 11–13.
  7. Кондратьев А. Н. Традиционное каратэ как компонент российской спортивной культуры//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 6. С. 47–50.
  8. Коробейников П. В. Технология обучения навыкам спортивного единоборства ашихара каратэ детей 7–9 лет/диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Московский городской педагогический университет. Москва, 2013.
  9. Рыбакова Е. О. Формирование у каратистов 11–13 лет основ спортивной культуры //автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Тюменский государственный университет. Тюмень, 2013.
  10. Овчинников Ю. Д., Лызарь О. Г. Логико-компетентностный подход в предметах спортивного профиля: проблемы и опыт.// В книге: Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики Коллективная монография. под ред. И. В. Андулян. Уфа, 2016. С. 145–165.
  11. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности [Текст]: учебное пособие /Ю. Д. Овчинников.- Краснодар: КГУФКСТ.2014–265с.
  12. Овчинников Ю. Д., Лызарь О. Г. Общекультурные и профессиональные компетенции в Вузе: система работы//Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 4 (19). С.34–41.
  13. Овчинников Ю. Д., Бородулькина В. А. Изучение понятийного аппарата биомеханики движений (на примере гиревого спорта) //Internationalscientificreview. 2015. № 2 (3). С. 59–62.
  14. Овчинников Ю. Д. Методические аспекты в педагогической биомеханике// Педагогика и современность. 2014. Т. 1. № 1–1. С. 22–25.
  15. Овчинников Ю. Д. Педагогическая биомеханика в практических заданиях// Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2014. № 1. С. 60–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle