Библиографическое описание:

Бартош Н. Н. К вопросу о развитии диалогической речи // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 737-739.



Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения.

Особое значение для развития ребенка в дошкольном возрасте имеет диалог, с помощью которого формируются межличностные отношения, происходит овладение родным языком, определяется течение процесса социализации. А. Арушанова указывает, что непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми [1].

Как отмечают Л. М. Крагшвина, Л. Г. Шадрина, диалогическая речь имеет специфические особенности, которые заключаются в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога. Поэтому только специальное речевое воспитание способствует овладению диалогической речью [3,4].

Е. А. Брызгунова трактует диалогическую речь как такую форму речи, которая создается несколькими говорящими. Автор указывает, что основной отличительной чертой диалога является наличие чередования реплик говорящих, т. е. реплицирование [2].

Л. П. Якубинский указывает, что характеристиками диалога выступают:

 разговорная лексика и фразеология;

 краткость высказывания;

 недоговоренность высказывания;

 использование простых и сложных бессоюзных предложений;

 кратковременное предварительное обдумывание;

 использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения [5].

Процесс развития диалогической речи происходит на протяжении всего периода дошкольного детства. В старшем дошкольном возрасте, также, как и на предыдущих этапах дошкольного периода детства, имеются свои особенности диалогической речи детей, такие как:

 недостаточная сформированность умения правильно строить предложения;

 недостаточная сформированность умения внимательно, не перебивая слушать собеседника;

 недостаточная сформированность умения формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

 недостаточная сформированность умения давать реплики;

 недостаточно внимательное выслушивание задаваемого вопроса;

 невладение таким способом усложнения предложения, как обращение;

 редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений [3].

При этом, Л. Г. Шадрина говорит о том, что по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста, старшие дошкольники уже способны придумывать диалоги более сложной структуры, включающие несколько микротем, используя при этом разнообразные типы предложений, прямую речь [4].

В проведенном нами исследовании, в котором принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек, мы оценивали уровень развития диалогической речи с помощью методики М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. Полученные нами результаты показали, что большинство старших дошкольников владеют речевыми навыками для установления контакта, прежде всего со сверстниками. Умеют отвечать на вопросы, но испытывают затруднения при формулировании своих вопросов. Умеют слушать собеседника. Вовремя вступают в диалог, но иногда не знают, как завершить его. Дети редко проявляют инициативу в общении со взрослым, в основном общаются друг с другом. В их речи отмечаются нарушения фонетической стороны речи, бедный словарный запас, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, незнание норм речевого этикета, наличие аграмматизмов. Высказывания детей не развернуты.

В соответствии с этими результатами нами была разработана программа формирующего эксперимента, в ходе которой мы реализовывали следующие педагогические условия развития диалогической речи:

 создание доброжелательной, эмоционально благополучной атмосферы для общения детей;

 организация и обеспечение речевой среды;

 систематическое проведение работы по пополнению и активизации словаря, развитие всех сторон речи;

 использование комплекса методов и средств для развития диалогических умений (игры, упражнения, фольклор и т. д.);

Работа по развитию диалогической речи включала в себя 3 этапа: репродуктивный, продуктивный и самостоятельного диалога. На каждом из этапов использовались разнообразные методы и приемы работы, помогающие достичь поставленных задач.

На контрольном этапе мы выявили, что количество детей с высоким уровнем развития диалогической речи до 16 %. Количество детей данной группы со средним уровнем возросло до 64 %, а с низким сократилось до 20 %.

Эти результаты подтвердили эффективность выделенных нами педагогических условий развития диалогической речи у старших дошкольников.

Литература:

  1. Арушанова, А. Истоки диалога [Текст] / А. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 10. — С. 82–90.

2. Брызгунова, Е. А. Диалог [Текст] / Е. А. Брызгунова // Русский язык. Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — С. 74–75.

  1. Крагшвина, Л. М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Л. М. Крагшвина / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. — М, 1997. — С. 86–87.
  2. Шадрина, Л. Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации [Текст] / Л. Г. Шадрина, Е. М. Фомина. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.

5. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский. — М., 1986. — 175 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle