К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 1717 раз

Библиографическое описание:

Бартош, Н. Н. К вопросу о развитии диалогической речи / Н. Н. Бартош. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 737-739. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26934/ (дата обращения: 26.04.2024).



Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения.

Особое значение для развития ребенка в дошкольном возрасте имеет диалог, с помощью которого формируются межличностные отношения, происходит овладение родным языком, определяется течение процесса социализации. А. Арушанова указывает, что непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми [1].

Как отмечают Л. М. Крагшвина, Л. Г. Шадрина, диалогическая речь имеет специфические особенности, которые заключаются в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога. Поэтому только специальное речевое воспитание способствует овладению диалогической речью [3,4].

Е. А. Брызгунова трактует диалогическую речь как такую форму речи, которая создается несколькими говорящими. Автор указывает, что основной отличительной чертой диалога является наличие чередования реплик говорящих, т. е. реплицирование [2].

Л. П. Якубинский указывает, что характеристиками диалога выступают:

 разговорная лексика и фразеология;

 краткость высказывания;

 недоговоренность высказывания;

 использование простых и сложных бессоюзных предложений;

 кратковременное предварительное обдумывание;

 использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения [5].

Процесс развития диалогической речи происходит на протяжении всего периода дошкольного детства. В старшем дошкольном возрасте, также, как и на предыдущих этапах дошкольного периода детства, имеются свои особенности диалогической речи детей, такие как:

 недостаточная сформированность умения правильно строить предложения;

 недостаточная сформированность умения внимательно, не перебивая слушать собеседника;

 недостаточная сформированность умения формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

 недостаточная сформированность умения давать реплики;

 недостаточно внимательное выслушивание задаваемого вопроса;

 невладение таким способом усложнения предложения, как обращение;

 редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений [3].

При этом, Л. Г. Шадрина говорит о том, что по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста, старшие дошкольники уже способны придумывать диалоги более сложной структуры, включающие несколько микротем, используя при этом разнообразные типы предложений, прямую речь [4].

В проведенном нами исследовании, в котором принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек, мы оценивали уровень развития диалогической речи с помощью методики М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. Полученные нами результаты показали, что большинство старших дошкольников владеют речевыми навыками для установления контакта, прежде всего со сверстниками. Умеют отвечать на вопросы, но испытывают затруднения при формулировании своих вопросов. Умеют слушать собеседника. Вовремя вступают в диалог, но иногда не знают, как завершить его. Дети редко проявляют инициативу в общении со взрослым, в основном общаются друг с другом. В их речи отмечаются нарушения фонетической стороны речи, бедный словарный запас, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, незнание норм речевого этикета, наличие аграмматизмов. Высказывания детей не развернуты.

В соответствии с этими результатами нами была разработана программа формирующего эксперимента, в ходе которой мы реализовывали следующие педагогические условия развития диалогической речи:

 создание доброжелательной, эмоционально благополучной атмосферы для общения детей;

 организация и обеспечение речевой среды;

 систематическое проведение работы по пополнению и активизации словаря, развитие всех сторон речи;

 использование комплекса методов и средств для развития диалогических умений (игры, упражнения, фольклор и т. д.);

Работа по развитию диалогической речи включала в себя 3 этапа: репродуктивный, продуктивный и самостоятельного диалога. На каждом из этапов использовались разнообразные методы и приемы работы, помогающие достичь поставленных задач.

На контрольном этапе мы выявили, что количество детей с высоким уровнем развития диалогической речи до 16 %. Количество детей данной группы со средним уровнем возросло до 64 %, а с низким сократилось до 20 %.

Эти результаты подтвердили эффективность выделенных нами педагогических условий развития диалогической речи у старших дошкольников.

Литература:

  1. Арушанова, А. Истоки диалога [Текст] / А. Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 10. — С. 82–90.

2. Брызгунова, Е. А. Диалог [Текст] / Е. А. Брызгунова // Русский язык. Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — С. 74–75.

  1. Крагшвина, Л. М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Л. М. Крагшвина / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. — М, 1997. — С. 86–87.
  2. Шадрина, Л. Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации [Текст] / Л. Г. Шадрина, Е. М. Фомина. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.

5. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский. — М., 1986. — 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, диалог, дошкольный возраст, педагогическое условие развития, старший дошкольный возраст, умение.


Похожие статьи

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речидиалога и монолога.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с. Великанова, И. Н. Евграфова, Т. А. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности диалогической речи у детей старшего...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Театрализованная деятельность как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Дошкольный возраст по праву считается удивительным периодом развития человека, обладающим своеобразной этапностью и спецификой.

Кроме того, на наш взгляд, работе по активизации речевого общения будет способствовать учет ряда педагогических условий

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ

Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая.

Дидактическая игра как средство формирования...

В тоже время возможности развития коммуникативных навыков в дидактической игре в научной литературе раскрыты недостаточно. В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль...

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речидиалога и монолога.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг...

Особенности диалогической речи у детей старшего...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с. Великанова, И. Н. Евграфова, Т. А. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Театрализованная деятельность как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными...

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ

Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Дошкольный возраст по праву считается удивительным периодом развития человека, обладающим своеобразной этапностью и спецификой.

Кроме того, на наш взгляд, работе по активизации речевого общения будет способствовать учет ряда педагогических условий

Дидактическая игра как средство формирования...

В тоже время возможности развития коммуникативных навыков в дидактической игре в научной литературе раскрыты недостаточно. В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль...

Похожие статьи

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речидиалога и монолога.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с. Великанова, И. Н. Евграфова, Т. А. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности диалогической речи у детей старшего...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Театрализованная деятельность как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Дошкольный возраст по праву считается удивительным периодом развития человека, обладающим своеобразной этапностью и спецификой.

Кроме того, на наш взгляд, работе по активизации речевого общения будет способствовать учет ряда педагогических условий

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ

Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая.

Дидактическая игра как средство формирования...

В тоже время возможности развития коммуникативных навыков в дидактической игре в научной литературе раскрыты недостаточно. В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль...

Развитие диалогической речи у детей | Статья в сборнике...

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речидиалога и монолога.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг...

Особенности диалогической речи у детей старшего...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с. Великанова, И. Н. Евграфова, Т. А. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Художественная литература как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Театрализованная деятельность как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными...

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Дошкольный возраст — период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ

Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Дошкольный возраст по праву считается удивительным периодом развития человека, обладающим своеобразной этапностью и спецификой.

Кроме того, на наш взгляд, работе по активизации речевого общения будет способствовать учет ряда педагогических условий

Дидактическая игра как средство формирования...

В тоже время возможности развития коммуникативных навыков в дидактической игре в научной литературе раскрыты недостаточно. В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль...

Задать вопрос