Библиографическое описание:

Халилов Р. Ш., Баркашева Б. Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 827-829.



Образование Узбекистана за годы независимости сделало огромный качественный скачок в своем развитии. Этот скачок во многом был обусловлен грамотной политикой правительства, которое с первых лет независимости определило образование как приоритетную сферу. В нормативных документах деятельности вузов отмечается, что «Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Изучение закономерностей формирования художественных и педагогических умений будущего учителя изобразительного искусства в процессе его обучения в вузе — одна из важнейших и актуальных проблем, как художественно-педагогической теории, так и практики. Раскрытие этих закономерностей — залог успешного решения задач формирования профессиональных умений.

Педагогическая деятельность учителя изобразительного искусства — это сложный многофункциональный процесс в решении различных учебных и воспитательных задач, которые общество ставит перед образованием.

С этих общих концептуальных позиций должна осмысливаться структура и содержание образования и воспитания, в том числе и по такой дисциплине, как изобразительное искусство. Поскольку занятия изобразительного искусства — это не просто занятия развлечения — это, прежде всего, занятия, направленные на развитие творческих способностей учащихся и их исполнительских качеств. И здесь следует отметить, что задачи, которые решаются на занятиях изобразительного искусства, во-первых, должны исходить из общих задач образования, и, во-вторых, из внутреннего, функционального назначения самого искусства, т. е. от понимания роли искусства в жизни «от понимания того, что самое главное в искусстве для передачи следующим поколениям»

Освоение любого предмета искусства (живописи, графики,) должно основываться на приобщении студентов к фундаментальным научным знаниям в области художественной педагогики, психологии художественного творчества, оно также должно основываться на постижении важных понятий, правил и законов построения рисунка, живописи, композиции и раскрытии художественного образа в картине и необходимых для выработки верных общих представлений о мире и человеке. В этой связи, одним из важных принципов в организации занятий на пленэре служит принцип создания потребности в приобретении знаний и умений. При подготовке художника-педагога в условиях вуза важнейшей составляющей является пленэрная практика. Опыт пленэрной практики помогает разобраться в основных законах живописи, значительно расширяет миропонимание художника-педагога, открывает много нового, увлекательного.

Пленэрная практика — особый период в учебном процессе, наиболее благоприятный для расширения кругозора студентов для развития их общекультурных компетентности. Работа на воздухе, непосредственный контакт с природой, с ее очарованием способствует эффективному развитию творческого, креативного начала будущего специалиста, его живописному, колористическому видению. [1. с. 76.]

Пленэрный пейзаж — один из любимых распространенных и любимых жанров изобразительного искусства среди художников. Мы можем смело утверждать, что через обучение средствами живописи на пленэре прошли все состояшиеся художники — педагоги нашего факультета Ю.Елизаров, М.Набиев, А.Исахажаев, Н. Д. Тен, Н. П. Банников, Н. С. Ковенина, Я. П. Салпинкиди, Р. Ш. Халилов, Н.Орипова, Н. Н. Абдусаломхужаев, Х. Султанов и другие.

«Родная природа входит в нашу душу как колыбель бытия, как чистый источник, из которого мы впервые напились живой воды, из которого мы взяли и радостное пробуждение в далекое утро нашего детства, и чудесную родную песню, и сказку о доброй матери…» — писал известный педагог В. А. Сухомлинский.

Природа и искусство воспитывает человека, делает его возвышенным, сильным, даруют ему самую чистую радость — любовь к Родине — светлой и прекрасной в своей нежности, мужестве и величии. Именно пейзаж, как никакой другой жанр, способен пробудить горячее, пронзительное чувство к Родине, родной земле. Он играет огромную роль в патриотическом, нравственном, эстетическом воспитании человека. [3. с.183]

Этому вопросу посвящено немало теоретических трудов, учебных пособий и рекомендаций, которые, наверняка, будут дополняться новыми исследованиями, фактами и примерами. Изучение истории искусства, художественного наследия выдающихся мастеров очень важно для учителя изобразительного искусства. Но надо отметить еще один аспект, не менее значимый в подготовке будущих специалистов, — это знание собственных истоков. Только ощущение причастности к истории, культуре своего народа, своей страны, постижение глубинных пластов национальных культур формируют творческую личность учителя изобразительного искусства и делает его узнаваемым и востребованным в любом культурном сообществе.

Пленэрная живопись была и остается важнейших и специфических видов освоения окружавший действительности. Она несет в себе многовековой опыт человеческих переживаний и затрагивает самое глубокое и жизненно важное-духовный мир художника — педагога. Преподавание живописи пейзажа на факультете требует определённой методики обучения. Как бы не строились индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу построения изображения пейзажа, они должны отвечать основным принципам дидактики. В процессе обучения студент должен усваивать знания, навыки и сведения о живописи пейзажа в единой, последовательной системе. В современных условиях подготовки педагогов по изобразительному искусству необходимо опираться на опыт старых мастеров, старые методики обучения живописи пейзажа, наработанными веками. [3 с. 142]

Проведение пленэрных практик играет огромную роль для повышения творческой активности студентов. Для студента писать этюды с натуры на пленэре — это возможность поддерживать свою профессиональную форму, возможность, которая позволяет достигать вершин живописного мастерства, а также на достойном уровне вести потом педагогическую работу.

Самые яркие, самые интересные впечатления, разнообразие ландшафта, мотивов, сюжетов, воплощение в живописных этюдах, становится серьезным материалом работы в мастерских.

При разработке учебных программ по пленэрной практике большое внимание следует уделяет следующим основополагающим факторам как о цвете в живописи, взаимодействиях цветов, воздушной и тональной перспективе, природной среде, освещенности.

В настоящее время остается актуальной проблема организации пленэрных практик. Современное состояние обучение живописи в силу ряда причин не имеет возможностей для полного и активного использования того мощного потенциала, который заложен в пленэрной живописи. Глубоко нравственная, созидательная миссия пленэрной живописи до сих пор остается невостребованной и нереализованной.

Отсутствие основополагающих методических принципов живописи пейзажа с натуры, эстетического вкуса, грамотности в построении пейзажа в пространстве и передаче световоздушной среды, отсутствие навыков и умений работы на пленэре у студентов является сложной проблемой и существенно снижают уровень специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов. Пленэрная практика показывает, у студентов не развиты способности композиционного восприятия пространственных явлений природы и навыки передачи их в этюде. Многие студенты не видят изменения локального цвета под воздействием освещения, среды, пространства. В результате работы получаются пестрыми, дробными, не удачными.

Как правило, во время практики студенческие группы под руководством педагогов, направляются в различные регионы нашего необъятного края. В ходе пленэрной практики собирается материал к тематической композиции, ведется работа над пейзажем, выполняются постановки по рисунку и живописи, этюды и наброски, а также ряд других заданий. Программа летней учебной практики базируется на исполнения набросков, этюдов и сбора материала к будущей композиции выпускных квалификационных работ. История знает немало примеров, когда подготовительный материал к художественному произведению превращался в подлинное искусство. Хочется почеркнуть, что летняя учебная практика является не только формой реализации задач учебного процесса, а и серьезнейшим морально-эстетическим фактором, формирующим мировоззрение студента, дающим ему твердые ориентиры в сложных процессах современной жизни.

Литература:

  1. Апостолова Н. А. Пленэрная практика в формирование знаний и умений передачи световоздушной среды у студентов ХГФ. стр. 76
  2. Алпатова Н. А. Пленэрная практика в формировании знаний и умений передачи световоздушной среды у студентов ХГФ. Искусство и образование. № 2, 2015. стр. 77
  3. Голынский.В. Б. Роль учебно-творческой практики в формировании личности художника. Вестник № 2, стр.142, 2015г.
  4. Ромашко Е. В. Пленэрная практика художника-педагога. Вестник № 2, 213 стр.
  5. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5т. Т.5. — Киев, 1980

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle