Библиографическое описание:

Халилов Р. Ш., Баркашева Б. Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 827-829.



Образование Узбекистана за годы независимости сделало огромный качественный скачок в своем развитии. Этот скачок во многом был обусловлен грамотной политикой правительства, которое с первых лет независимости определило образование как приоритетную сферу. В нормативных документах деятельности вузов отмечается, что «Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Изучение закономерностей формирования художественных и педагогических умений будущего учителя изобразительного искусства в процессе его обучения в вузе — одна из важнейших и актуальных проблем, как художественно-педагогической теории, так и практики. Раскрытие этих закономерностей — залог успешного решения задач формирования профессиональных умений.

Педагогическая деятельность учителя изобразительного искусства — это сложный многофункциональный процесс в решении различных учебных и воспитательных задач, которые общество ставит перед образованием.

С этих общих концептуальных позиций должна осмысливаться структура и содержание образования и воспитания, в том числе и по такой дисциплине, как изобразительное искусство. Поскольку занятия изобразительного искусства — это не просто занятия развлечения — это, прежде всего, занятия, направленные на развитие творческих способностей учащихся и их исполнительских качеств. И здесь следует отметить, что задачи, которые решаются на занятиях изобразительного искусства, во-первых, должны исходить из общих задач образования, и, во-вторых, из внутреннего, функционального назначения самого искусства, т. е. от понимания роли искусства в жизни «от понимания того, что самое главное в искусстве для передачи следующим поколениям»

Освоение любого предмета искусства (живописи, графики,) должно основываться на приобщении студентов к фундаментальным научным знаниям в области художественной педагогики, психологии художественного творчества, оно также должно основываться на постижении важных понятий, правил и законов построения рисунка, живописи, композиции и раскрытии художественного образа в картине и необходимых для выработки верных общих представлений о мире и человеке. В этой связи, одним из важных принципов в организации занятий на пленэре служит принцип создания потребности в приобретении знаний и умений. При подготовке художника-педагога в условиях вуза важнейшей составляющей является пленэрная практика. Опыт пленэрной практики помогает разобраться в основных законах живописи, значительно расширяет миропонимание художника-педагога, открывает много нового, увлекательного.

Пленэрная практика — особый период в учебном процессе, наиболее благоприятный для расширения кругозора студентов для развития их общекультурных компетентности. Работа на воздухе, непосредственный контакт с природой, с ее очарованием способствует эффективному развитию творческого, креативного начала будущего специалиста, его живописному, колористическому видению. [1. с. 76.]

Пленэрный пейзаж — один из любимых распространенных и любимых жанров изобразительного искусства среди художников. Мы можем смело утверждать, что через обучение средствами живописи на пленэре прошли все состояшиеся художники — педагоги нашего факультета Ю.Елизаров, М.Набиев, А.Исахажаев, Н. Д. Тен, Н. П. Банников, Н. С. Ковенина, Я. П. Салпинкиди, Р. Ш. Халилов, Н.Орипова, Н. Н. Абдусаломхужаев, Х. Султанов и другие.

«Родная природа входит в нашу душу как колыбель бытия, как чистый источник, из которого мы впервые напились живой воды, из которого мы взяли и радостное пробуждение в далекое утро нашего детства, и чудесную родную песню, и сказку о доброй матери…» — писал известный педагог В. А. Сухомлинский.

Природа и искусство воспитывает человека, делает его возвышенным, сильным, даруют ему самую чистую радость — любовь к Родине — светлой и прекрасной в своей нежности, мужестве и величии. Именно пейзаж, как никакой другой жанр, способен пробудить горячее, пронзительное чувство к Родине, родной земле. Он играет огромную роль в патриотическом, нравственном, эстетическом воспитании человека. [3. с.183]

Этому вопросу посвящено немало теоретических трудов, учебных пособий и рекомендаций, которые, наверняка, будут дополняться новыми исследованиями, фактами и примерами. Изучение истории искусства, художественного наследия выдающихся мастеров очень важно для учителя изобразительного искусства. Но надо отметить еще один аспект, не менее значимый в подготовке будущих специалистов, — это знание собственных истоков. Только ощущение причастности к истории, культуре своего народа, своей страны, постижение глубинных пластов национальных культур формируют творческую личность учителя изобразительного искусства и делает его узнаваемым и востребованным в любом культурном сообществе.

Пленэрная живопись была и остается важнейших и специфических видов освоения окружавший действительности. Она несет в себе многовековой опыт человеческих переживаний и затрагивает самое глубокое и жизненно важное-духовный мир художника — педагога. Преподавание живописи пейзажа на факультете требует определённой методики обучения. Как бы не строились индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу построения изображения пейзажа, они должны отвечать основным принципам дидактики. В процессе обучения студент должен усваивать знания, навыки и сведения о живописи пейзажа в единой, последовательной системе. В современных условиях подготовки педагогов по изобразительному искусству необходимо опираться на опыт старых мастеров, старые методики обучения живописи пейзажа, наработанными веками. [3 с. 142]

Проведение пленэрных практик играет огромную роль для повышения творческой активности студентов. Для студента писать этюды с натуры на пленэре — это возможность поддерживать свою профессиональную форму, возможность, которая позволяет достигать вершин живописного мастерства, а также на достойном уровне вести потом педагогическую работу.

Самые яркие, самые интересные впечатления, разнообразие ландшафта, мотивов, сюжетов, воплощение в живописных этюдах, становится серьезным материалом работы в мастерских.

При разработке учебных программ по пленэрной практике большое внимание следует уделяет следующим основополагающим факторам как о цвете в живописи, взаимодействиях цветов, воздушной и тональной перспективе, природной среде, освещенности.

В настоящее время остается актуальной проблема организации пленэрных практик. Современное состояние обучение живописи в силу ряда причин не имеет возможностей для полного и активного использования того мощного потенциала, который заложен в пленэрной живописи. Глубоко нравственная, созидательная миссия пленэрной живописи до сих пор остается невостребованной и нереализованной.

Отсутствие основополагающих методических принципов живописи пейзажа с натуры, эстетического вкуса, грамотности в построении пейзажа в пространстве и передаче световоздушной среды, отсутствие навыков и умений работы на пленэре у студентов является сложной проблемой и существенно снижают уровень специальной и профессиональной подготовки будущих художников-педагогов. Пленэрная практика показывает, у студентов не развиты способности композиционного восприятия пространственных явлений природы и навыки передачи их в этюде. Многие студенты не видят изменения локального цвета под воздействием освещения, среды, пространства. В результате работы получаются пестрыми, дробными, не удачными.

Как правило, во время практики студенческие группы под руководством педагогов, направляются в различные регионы нашего необъятного края. В ходе пленэрной практики собирается материал к тематической композиции, ведется работа над пейзажем, выполняются постановки по рисунку и живописи, этюды и наброски, а также ряд других заданий. Программа летней учебной практики базируется на исполнения набросков, этюдов и сбора материала к будущей композиции выпускных квалификационных работ. История знает немало примеров, когда подготовительный материал к художественному произведению превращался в подлинное искусство. Хочется почеркнуть, что летняя учебная практика является не только формой реализации задач учебного процесса, а и серьезнейшим морально-эстетическим фактором, формирующим мировоззрение студента, дающим ему твердые ориентиры в сложных процессах современной жизни.

Литература:

  1. Апостолова Н. А. Пленэрная практика в формирование знаний и умений передачи световоздушной среды у студентов ХГФ. стр. 76
  2. Алпатова Н. А. Пленэрная практика в формировании знаний и умений передачи световоздушной среды у студентов ХГФ. Искусство и образование. № 2, 2015. стр. 77
  3. Голынский.В. Б. Роль учебно-творческой практики в формировании личности художника. Вестник № 2, стр.142, 2015г.
  4. Ромашко Е. В. Пленэрная практика художника-педагога. Вестник № 2, 213 стр.
  5. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5т. Т.5. — Киев, 1980
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительного искусства, учителя изобразительного искусства, живописи пейзажа, Пленэрная практика, пленэрной живописи, умений передачи световоздушной, пленэрной практики, световоздушной среды, передачи световоздушной среды, обучения живописи пейзажа, миссия пленэрной живописи, Преподавание живописи пейзажа, принципов живописи пейзажа, умений будущего учителя, учителей изобразительного искусства, Опыт пленэрной практики, занятия изобразительного искусства, занятиях изобразительного искусства, жанров изобразительного искусства, основных законах живописи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle