Библиографическое описание:

Товстолуженская Е. Г. Приемы развития внимания на уроках специального фортепиано // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 48-50.



 

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Исходя из теорий, его определяют, как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности, как функцию внутреннего контроля за соответствием умственных действий и программам их осуществления (П. Я. Гальперин). Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности, особенно учебной и исполнительской. Как отдельный психологический процесс внимание не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все другие процессы в целом: мышление, память, воображение, ощущение и восприятие.

Одна из наиболее известных теорий внимания предложена французским психологом Т. А. Рибо (1839–1916). Он полагал, что интенсивность и продолжительность этого психического процесса обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний, т. е., оно всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

В педагогической деятельности важен творческий подход. Он поможет приблизить ребенка к пониманию произведения как искусства, и, следовательно, разовьет его психические, эмоциональные и духовные качества. Ученику хочется получать от музыки удовольствие и радость, но он не согласен заниматься нудной работой. Если ребенку удалось сконцентрировать внимание, проявить устойчивость и распределить его на весь промежуток времени, активность и интерес сохраняется, а время проходит незаметно.

Для того чтобы педагог мог весь урок управлять вниманием ребенка и удерживать его, нужно знать особенности развития внимания своего ученика. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным (активным), но еще довольно долго с ним конкурирует непроизвольное (пассивное). К четвертому классу школы объем и устойчивость внимания детей почти такие же, как у взрослых. Это связано с подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Дети могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Но процесс совершенствования внимания вызывается лишь внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и сохраняется до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес.

Для большей наглядности, на первых уроках по изучению нот, мы с детьми работаем по карточкам. На каждой карточке одна нотка с соответствующим ключом. Поначалу, ребенок сам выстраивает по порядку ноты октавы, затем, по мере изучения других октав ученик выбирает заданные и выстраивает звукоряд из нескольких октав. Этот процесс увлекателен, особенно, когда сопровождается нахождением звуков на клавиатуре и их пением. Таким образом, создается эмоциональное состояние увлеченности в период формирования игровых движений. Постепенно прививается свойство, которое называется «вкус к работе».

Ребенок, начавший заниматься музыкой, сталкивается с многозначностью самой музыки и музыкальных занятий. Музыка — это игра, самовыражение в звуках, но это и труд. Детям 5–6 лет пока очень нелегко сконцентрировать внимание на время всего урока. Они отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому нуждаются в частой смене заданий. Важно учитывать такую особенность внимания, как переключаемость. Младших школьников она спасает от переутомления. Поэтому часть урока мы отводим игре-упражнению.

1. Упражнение «Слушай звуки». Оно развивает активное внимание и помогает закрепить понятие высоких и низких звуков. Когда ученик слышит звук нижнего регистра, он приседает, когда верхнего — тянется вверх к солнышку.

2. Упражнение «Цветок». Цель — закрепление понятий crescendo и diminuendo.

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок, который распустился под ярким солнцем. Выразительные движения: ученик садится на корточки, голову и руки опускает, затем поднимает голову, распрямляет корпус, руки поднимаются — «цветок расцветает». Затем солнышко садится, цветок закрывается и засыпает. Упражнение сопровождается музыкой.

3. Упражнение «Стоп!». Цель: концентрация внимания и развитие чувства ритма.

Педагог играет любое произведение, а ученик хлопает в ладоши на каждую сильную долю, в зависимости от размера. Когда мелодия внезапно останавливается — ребенок продолжает хлопать в прежнем темпе. Музыка возобновляется и доигрывается до конца.

Для большего понимания аппликатуры дается задание ученику записать в нотной тетрадке небольшую пьеску или мелодию и расставить самостоятельно пальцевую последовательность.

Все упражнения за инструментом: на пять звуков — для пяти пальцев; по терциям — для такой последовательности 1–3; 2–4; 3–5 палец, мы стараемся исполнять с утрированием нюансировки. Такая игра помогает развитию темброво-динамического слуха. Очень важно, чтобы ребенок слышал музыку, мог описать окраску звука: мягкий или острый, теплый или холодный, светлый или темный. Тогда звуковые переживания становятся более интенсивными. Но при требовании полного звука, работая над различными звуковыми красками, нужно помнить слова А. Б. Гольденвейзера о том, что детям свойственно играть слабым звуком так же, как им свойственно говорить детским голосом.

В 13–14 и в 16 лет резко повышается кривая утомляемости, что тоже влияет на устойчивость и концентрацию внимания. Чаще всего на уроке специальности преподаватели сразу начинают работу с практических действий, а для развития интеллектуального процесса и концентрации внимания особую роль играют две фазы: подготовительная и исполнительная. На подготовительной фазе какой-либо музыкальной задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной — реализуется практически.

В целях активизации слуха и мышления при соединении двух рук можно выбрать еще один способ работы. Для этого нужно отобрать несколько одноголосных мелодий, которые ученик хорошо знает и умеет сыграть наизусть или по слуху одной рукой. Учитель должен написать нетрудное сопровождение для левой руки, не выписывая мелодию. Задача ученика заключается в том, чтобы соединить обе руки, играя мелодию без нот, а сопровождение по нотам (можно предварительно разобрать ноты в левой руке). Сопровождение может быть или аккордовым или с переносом руки в разные регистры.

Для развития внимания и координации движений полезно поменять руки, то есть мелодию играть левой, а сопровождение правой. Историю формирования и развития внимания определил Л. С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции. Он считал, что развитие внимания ребенка, есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Стимулы — средства в процессе интериоризации преобразуются из внешних во внутренние. Таким внешним средством можно считать включение в контекст музыкально-пианистической задачи сочинения сюжета, рассказа, небольшого стихотворения, и это внешнее средство может стать путем к самостоятельному построению внутренних средств. Часто ребята свой сюжет изображают в рисунке. Такое творчество, хотя и косвенно, но может помочь в нахождении исполнительского образа музыкального произведения. Включается опосредствованное внимание содержания и исполнительского смысла музыкального произведения.

В итоге, в работе с акцентом на развитие внимания есть много плюсов: открывается зона потенциального развития ученика. Проявляется творческая мотивация, образное мышление, увеличивается объем памяти. Расширяется спектр возможностей ребенка. Занятия вызывают положительные эмоции, помогают преодолеть безынициативность, сформилировать более активную позицию в работе над произведением.

 

Ллитература:

  1. Мухина В. С. «Возрастная психология» — M. Academa, 1999г.
  2. Немов Р. С. «Психология» книга 2 — М. «Владос», 2001г.
  3. Нейгауз Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры»
  4. Тимакин Е. М. «Воспитание пианиста» — М. Советский композитор 1989г.
  5. Немов Р. С. «Практическая психология» — М. «Владос», 1998г.
  6. Марцинковская Т. Д. «История детской психологии» — М. «Владос», 1998г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle