Библиографическое описание:

Морогова Л. В. К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники пения в детском хоре // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 31-33.



 

Основными качествами детского пения, как известно должны быть легкость, звонкость, полетность, округлость, объемность и «вибратность». Развивая эти качества в голосе хористов можно говорить о совершенствовании певческого голоса в процессе хорового пения. Иначе хормейстер, решая свои исполнительские задачи без вокального фундамента в хоре, будет только эксплуатировать свой живой музыкальный инструмент, насаждая манеру «напевания», результатом которого чаще всего является горловое пение или пение «на связках», форсированное звучание при повышении тесситурных условий, неразборчивость дикции, узкий диапазон нюансировки.

В связи с усилением внимания к личности ребенка и необходимостью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения к проблеме охраны детского голоса прибавилась задача оптимального развития каждого ученика с учетом его природных особенностей. Новые цели и задачи обучения определяют иной подход к вопросу развития детского голоса — на основе более глубокого изучения биомеханизмов звукообразования в пении и голосовых возможностей детей. Известный педагог Г. П. Стулова, автор методики развития детского голоса, базирующейся на регистровой его структуре, обращает наше внимание на то, что в зависимости от индивидуальных особенностей голоса ребенка начинать следует с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Нередко один и тот же регистр у детей даже одного возраста, так же, как и у различных, по своей природе голосов взрослых, звучит по-разному, в зависимости от анатомо-морфологического развития и состояния всего организма, в частности, голосового аппарата.

В связи с индивидуальными особенностями на I этапе работы целесообразно начать с того типа регистрового звучания, к которому проявляется склонность у ребенка от природы. На II этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне. На III этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый или постепенном тембральном обогащении его. На IV этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении.

Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей. Однако всегда следует руководствоваться принципом: от натуральных регистров к смешанным при постепенном обогащении тембра голоса.

К выбору оптимального звучания голоса необходимо подходить, имея в виду не только общую перспективу его развития, но и даже планирование одного урока от легкого фальцетного в начале работы до более темброво обогащенного и динамически насыщенного звучания, близкого к плотному миксту, в конце.

В теории и практике детского хорового пения сложились разные точки зрения на методику вокального воспитания, которые базируются на регистровых возможностях голоса детей. Многие педагоги считают, что голоса детей до периода наступления мутации должны звучать лишь в фальцетном режиме. Другие же основываются на использовании преимущественно грудного звучания голоса. Между тем, как первая, так и вторая точки зрения односторонние. «Многочисленные исследования природных голосовых возможностей детей и опытно-экспериментальная работа с детьми разного возраста позволили сделать следующие выводы:

  •                  для наиболее полноценного развития певческого голоса детей необходимо использовать все голосовые регистры: фальцетный, грудной и различные смешанные типы;
  •                  грудной голос детей, так же как и фальцетный, может звучать без напряжения и форсировки при условии, если он используется в соответствующей ему тесситуре;
  •                  при помощи определенных методов можно целенаправленно управлять звукообразованием у детей в любом голосовом регистре и, следовательно, развивать тембр, диапазон и силу голоса в соответствующих направлениях;
  •                  в работе с детьми по овладению различными голосовыми регистрами необходимо соблюдать определенную последовательность в зависимости от их голосовых природных особенностей» [5, 110].

В своей работе мы опираемся на методику Г. П. Стуловой, фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова и на резонансную технику пения, научно обоснованную профессором В. П. Морозовым.

Теория резонансного пения В. П. Морозова несет в себе очень важную природосообразную идею, заложенную в главном принципе теории — принципе максимальной активизации резонаторной системы голосового аппарата для достижения максимального акустического эффекта голоса при минимальных физических затратах поющего. Являясь первым основным и путеводным принципом резонансного пения, он открывает пути достижения его и в последующих принципах данной теории: принципе озвученного резонирующего дыхания, принципе нецелесообразности использования «связочно-гортанной» терминологии и предпочтительности косвенного воздействия на работу гортани и голосовых связок, принципе использования эмоционально — образных метафорических представлений о резонансных механизмах голосообразования, принципе целостности голосового аппарата.

Техника резонансного пения имеет свою специфику в коллективном звучании. В хоре необходимо обеспечивать резонансное звучание собственного голоса и согласовывать его со звучанием других голосов. Ввиду значительной маскировки голоса каждого из хористов голосами других певцов, возрастает роль внутренних ощущений певцом собственного процесса звукообразования.

Под вокальной организацией хора понимается не просто распевание, тренировка голосовых связок и разогрев голосового аппарата хористов, а настрой их голосового аппарата на активизацию резонаторной системы. Процесс вокального настроя хора можно условно разделить на 3 этапа:

1. Настройка на головное резонирование, способствующая появлению в голосе высокой певческой форманты, обеспечивающей вокальному звуку высокую позицию, полетный, несущийся в зал звук. Головное резонирование связано с верхними резонаторами, расположенными над связками (полости глотки, рта, носа и его придаточные пазухи). Управление подвижными резонаторами (полости рта и глотки или ротоглоточный рупор) связано с изменением их формы и объема. Это так называемый певческий зевок или купол, способствующий увеличению объёма ротовой полости и входа в глотку. В основу вокальных понятий, используемых при настройке на головное резонирование, мы вводим эмоционально-образную терминологию резонансного пения (близкий звук, близкая позиция, головное звучание, высокая позиция, опора звука, опора дыхания и т. д.). Настройку на головное резонирование производим в тесситуре выше средней и высокой (от си-бемоль 1 октавы до соль-ля 2 октавы).

Для проявления резонаторных или вибрационных ощущений в области головы используем сочетание «певческого зевка» или «купола», обеспечивающего положение нёба и глубокую дыхательную основу, с близкой вокальной позицией и с формированием согласных на кончике языка и губ. Полезны упражнения на йотированную гласную «ю», слоги «зи», «кви», «ква». В пении по нисходящему трезвучию особое внимание уделяем тембральной ровности звучания, переносу высокой позиции на нижние звуки. Очень эффективным упражнением в настрое на головное резонирование является пение закрытым звуком с открытым ртом, при хорошо сформированном куполе, и дальнейшим переводе закрытого звука на гласные «а» и «и», сонорные согласные «н», «м», «л» в нисходящем движении на легато, по трезвучию в поступенном нисходящем движении на «ма», «на» с распевом гласной, в восходящем движении, настраивая нижний звук на позиционное ощущение верхних тонов («со лба»).

2. Настройка на грудное резонирование. К нижним резонаторам относятся (грудная клетка, трахея и бронхи). Для эмоционального настроя используем образ торжественности, пафоса, суровости, величественности и т. п. В динамике mf поём на слоги «ро», «ре», «ри», «ра», «ды», «ди» от ми 1-ой октавы в нисходящем движении по основным ступеням трезвучия и в поступенном движении с распевом гласных в штрихе нон легато и маркатто. Используем данную тесситуру, потому что на этой высоте вибрационные ощущения локализуются в области груди. В движении вниз возможны ограничения у высоких голосов (I Сопрано) до соль малой октавы у Альтов. Очень важно при активизации резонаторных ощущений в груди стараться удержать и головные вибрационные ощущения.

3. Настройка на смешанное резонирование в разных тесситурных условиях. Для этого используем упражнения в восходящем движении по основным звукам развернутого трезвучия и в поступенном восходящем движении в штрихе стаккато и легато. Применяем динамику mf на слоги «ро», «ра» «мо», «ма». Степень превалирования грудных и головных резонирующих ощущений напрямую связана с тесситурными условиями и индивидуальными особенностями певческих голосов.

В процессе вокальной организации мы унифицируем индивидуальные особенности поющих, приводя их к общему знаменателю. В восходящем движении упражнений от малой октавы превалирование грудного резонирования возможно до ми-фа 1 октавы, а далее до ля первой октавы стараемся сохранять грудные и головные вибрационные ощущения. Пение в более высоких тесситурных условиях связываем с усилением ощущений головного резонирования, увеличением «купола» и опорой дыхания. При работе используем образы-представления для формирования резонансной техники пения.

Резонансные принципы формирования звука, резонансные эмоционально — образные представления, — это эффективный путь воспитания оптимальной певческой техники, прежде всего, — особой психологии пения, которая как воздух необходима каждому хормейстеру в вокальной работе с хоровым коллективом.

 

Литература:

  1.               Детскийголос: экспериментальные исследования / под ред. действ. чл. АПН СССР В. Н. Шацкой; Акад. пед. наук СССР. Ин-т худож. воспитания. — М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  2.               Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., Центр Искусство и Наука, 2002. — 496 с.
  3.               Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 6-е изд. Серия: «Учебники для вузов. Специальная литература» СПб Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ 2010 г. — 192 с.
  4.               Сафонова В. И. Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора). Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка: Научно — методические материалы по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребёнка». М.,1999. — 39 с.
  5.               Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором.
  6.               М., Владос, 2002. -176 с.
  7.               Позднякова Т. П. Взаимодействие вокальной и мануальной технологии дирижёра в процессе распевания учебного хора (из опыта работы) // Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании: Сборник научно-методических трудов. Иркутск: ИГПУ, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle