Автор: Барвинская Екатерина Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (8) август 2009 г.

Статья просмотрена: 800 раз

Библиографическое описание:

Барвинская Е. М. Комплексный подход к голосовой подготовке учителя музыки // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 152-156.

Специфика голосовой деятельности учителя музыки обусловлена спецификой предмета «Музыка», его целями, задачами, формами  и методами образования и воспитания учащихся, а также спецификой и условиями голосовой деятельности. В процессе профессиональной деятельности в задачи педагога входит: 1) объяснение ученикам программного материала (работа голоса в речевом режиме); 2) иллюстрация учебного материала - показ программных вокальных произведений различных жанров и стилей (работа голоса в вокальном режиме); 3) вокально-педагогическая деятельность (работа голоса в речевом (объяснение) и вокальном (показ) режимах).

Условия профессиональной голосовой деятельности учителя музыки имеют особенности, связанные со спецификой педагогической деятельности и современной системой музыкального образования в общеобразовательной школе. Около 50 % рабочего времени педагог говорит - во время урока громче обычного. Повышение интенсивности голоса  вызвано необходимостью привлечь внимание учеников; выделить особо важные аспекты повествования; перекрыть шум в классе (55 – 72 дб). Еженедельная голосовая нагрузка учителя музыки составляет, в среднем, 18 рабочих часов. Если провести параллель с голосовой деятельностью профессиональных исполнителей, получается 6 музыкальных моноспектаклей в неделю. Учитывая современную экономическую ситуацию, более 70 % педагогов имеют нагрузку свыше 1 ставки, что означает значительное увеличение рабочих часов. Такая работа голоса противопоказана даже профессиональным вокалистам и не может быть выполнена без ущерба для здоровья голоса.

К числу условий, оказывающих неблагоприятное воздействие на голосовой аппарат учителя, относятся: психологическое напряжение; запыленность и плохая акустика помещений; пониженная влажность воздуха; внеурочные дополнительные занятия; работа в нездоровом состоянии носоглотки и др. Для того, чтобы оградить голос от воздействия перечисленных факторов педагог должен иметь обширные специальные знания по теории и методике голосообразования, гигиене голоса и прочно усвоенные умения и навыки работы с голосом, профилактике его заболеваний. Исследования Ю.С. Василенко позволяют сделать вывод о том, что   голос более половины обследованных педагогов нельзя считать «здоровым» и полностью отвечающим профессиональным требованиям.

Анализ основных причин, вызывающих нарушение голоса у педагогов позволил разделить их на: а) биологические - конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания; б) профессиональные - стаж работы, длительность и интенсивность голосовой нагрузки; в) бытовые - семейное положение, состав семьи, жизненные условия; г) психологические - конфликтные ситуации (бытовые и профессиональные), психоэмоциональные и характерологические особенности личности. В практике фониатрии обычно встречаются случаи заболеваний голосового аппарата, вызванные сочетанием двух или более факторов.

По классификации П. Гербера «злоупотребление» голосом, приводящее к его нарушениям, может быть качественное и количественное. Количественное злоупотребление представляет собой выполнение заданий, превышающих работоспособность и силу голоса. Качественное -  противоестественное повышение и понижение голоса; неправильное дыхание; недостаточное (или чрезмерное) напряжение голосовых и дыхательных мышц; недостаточное (или неправильное) употребление резонаторов; неправильное пользование регистрами; ошибочные методы преподавания и др.  Исследователь также отмечает, что количественные злоупотребления голосом, в основном, присущи голосовой деятельности педагогов, преподающих в течение многих лет ежедневно, по несколько часов и в плохо приспособленных помещениях.

Исследования по вокальной педагогике и фониатрии к профилактическим мерам относят: профессиональную постановку голоса; теоретические и методические знания; отсутствие дефектов голосообразования и голосоведения; правильность и скоординированность работы слухового, дыхательного, артикуляционного, голосового аппаратов; логичный, соответствующий индивидуальным особенностям и возможностям режим работы голоса; соблюдение режима и общегигиенических правил труда и быта; поддержание голоса в рабочем состоянии на протяжении всей жизни; индивидуально разработанный режим голосовых упражнений; физическое и психологическое здоровье. Анализ специфики профессионально-голосовой деятельности учителя музыки позволяет определить круг необходимых для качественной и безопасной (с точки зрения функциональности и здоровья голосового аппарата) специальных знаний, умений и навыков.

 Речевой режим работы голоса(работа голоса в режиме разговорной или сценической речи). Научные исследования речевого голоса показывают, что без природной «речевой постановки» мы имеем те или иные недостатки речевого голосообразования, а неумелое пользование собственным голосом приводит к различным нарушениям,  порой – заболеваниям голосового аппарата. Ю. Фролов считает, что правильные формы речевой, как и вокальной, активности встречаются крайне редко и, проводя параллель с обязательной вокальной постановкой голоса для профессионального пения, указывает на отсутствие системы постановки голоса для профессиональной работы голоса в речевом режиме. Воспитать (поставить) речевой голос значит: выявить лучшие его качества; прививать профессионально-голосовые навыки; выработать комплекс условных рефлексов (сформировать «динамический стереотип»); выработать и довести до автоматизма навыки правильного звучания. Помимо улучшения качественных характеристик голоса в результате речевого развития, постановка речевого голоса повышает уровень безопасности профессиональной голосовой деятельности.

«Профессиональная деятельность требует от педагога поставленного голоса. Голос учителя должен быть гибким, подвижным, звучным, «полетным», достаточного диапазона» [12, 58]. Большую роль в преподавании любого предмета играет голос учителя: его тембр, интонация, звонкость и др. сказываются на степени внимания учеников, слушания и усвоения излагаемого материала. Особенностью речевой деятельности учителя музыки является большая выразительность, артистичность преподавания, обусловленная спецификой предмета. Только использование целого арсенала средств выразительности: окраска голоса, тембр, диапазон, мелодика с обязательной выразительностью мимики, жестов, движений тела, передающих различные эмоциональные состояния,  позволят достичь желаемого результата и, не только передать ученикам информацию, но  увлечь и заинтересовать их. Выполнение данной педагогической задачи под силу только педагогам, в совершенстве владеющим своим голосом, имеющим развитый слух и навыки эмоциональной выразительности.

Вокальный режим работы голоса учителя (работа голоса в режиме вокализации). Требования, предъявляемые к вокальному голосу учителя музыки так же высоки, как и требования, предъявляемые к речевой подготовке учителя. Мнение о том, что пение учителя не должно быть в той же степени профессионально, как пение вокалиста-исполнителя  ошибочно. Природные вокальные данные учителя музыки могут быть менее богаты, но вокально-техническое и вокально-исполнительское мастерство должны быть безупречны, учитывая воспитательные и обучающие задачи исполнения. Это подразумевает  «технику владения учителем своим голосом; запас прочно усвоенных, разнообразных вокальных навыков; тренированность и выносливость голосового аппарата» [14,  24].

           Недостатки исполнения могут погасить интерес и желание детей работать с данным произведением, а также, принимая во внимание детскую восприимчивость и способность к подражанию, выработать у учеников неправильные слуховые и голосовые стереотипы. Выступление учителя музыки требует постоянной корректировки звучания голоса в соответствии с конкретными задачами и условиями и,  как следствие,  разных режимов, манер работы голоса при исполнении одного и того же произведения.

Специфической особенностью вокальной деятельности учителя музыки является работа с разноплановым музыкальным репертуаром. Жанровое, стилевое разнообразие предъявляет особые требования к голосовым умениям и навыкам педагога. Описанная практика работы голоса профессиональными певцами считается неприемлемой с точки зрения ее негативного влияния на работу голосового аппарата, но входит в обязательные условия профессиональной деятельности учителя музыки. Подобный режим работы голоса крайне труден и может быть опасен при отсутствии соответствующих знаний, умений и навыков. Следовательно, в систему профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов должен входить метод развития голоса для выполнения данного вида деятельности.

Учитель музыки должен уметь:  анализировать и интегрировать певческий процесс в каждом индивидуальном случае и сопоставлять с заданным эталоном; целесообразно объединять теоретические знания с методикой практического решения задач творческой организации певческого процесса детей в специальном вокально-педагогическом профессиональном умении; уметь обоснованно и доходчиво объяснить или педагогически опосредованно «навести», или наглядно, практически-действенно, показать смысл той или иной технической, творческой или художественной задачи и определить способы ее разрешения; владеть педагогическим мастерством общения с детской аудиторией; уметь подобрать репертуар, соответствующий интересам и задачам вокального развития учащихся. [13, 40]. Все эти умения и навыки - составляющие вокально-педагогической деятельности. Помимо педагогических задач, учителю музыки необходимо работать с собственным голосом. Для успешного выполнения данного вида деятельности (кроме перечисленных выше), учителю музыки необходимо приобрести теоретические знания, практические умения и навыки по самостоятельному анализу, коррекции и развитию собственного голоса.

Вокально-речевой режим работы голоса(работа голоса в режиме постоянной смены разговорной (или сценической) речи и режима вокализации). Постоянная смена режимов работы голоса, переключение с речи на пение и обратно является стилем преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Владение навыком переключения голосовых режимов – необходимая составляющая профессиональной подготовки учителя музыки. В исследованиях темы общности речевого и вокального голоса убедительно доказано их физиологическое единство (рассматривается сценическая речь), единая природа голосообразования в том и другом голосовых режимах.

Влияние бытовой речи на последующую вокализацию является негативным, вследствие существенных различий режимов работы голоса. Сценическая речь является промежуточным уровнем голосовой деятельности, объединяющим бытовую речь и пение и практически совпадает в биомеханических характеристиках с характеристиками при пении. Близость режимов сокращает разрыв между манерами голосообразования и снижает нагрузки на голосовой аппарат при переходе из одного режима работы в другой, что, в свою очередь, освобождает внимание и мышцы от напряжения и становится условием профилактики голоса и его способности выдерживать продолжительную работу.

Вокальный слух (способность определять качество певческого звука, умение распознавать недостатки голосов) - «главный инструмент вокальной педагогики…, связанный с субъективными певческими ощущениями». [6, 8]; «прежде всего, не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть, и еще некоторых других видах чувствительности» [11, 83-84]. Вокальный слух развивается на базе выработанных связей между слуховым представлением и его мышечным воплощением. Эта взаимосвязь звуковых представлений и работы голосового аппарата используется певцами для правильной самостоятельной работы над развитием голоса. Теоретические знания позволяют адекватно анализировать, находить пути коррекции и, посредством слухового и мышечного контроля проверять правильность произведенных действий. В диссертационном исследовании.

Психологическая готовность является одним из основополагающих моментов голосовой деятельности. Управление всеми функциями организма осуществляется нервной системой человека. Пение подчинено основным закономерностям функционирования организма. Помимо теоретических знаний о психологических законах и законах нервной деятельности в вокальном исполнительстве необходимы практические умения и навыки управления этими процессами.

Структурными компонентами педагогического мастерства, педагогическая наука называет умения и навыки управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения. Это обусловлено спецификой педагогической и исполнительской деятельности учителя музыки и спецификой их слияния в единый воспитательный и образовательный процесс. Учитывая прямую зависимость качества звукообразования и звуковедения от скоординированности работы всего организма, правомочно сделать вывод о негативном влиянии психологической нестабильности на качество работы голоса, как в вокальном, так и в речевом режиме. Различные изменения внешней среды отвлекают от выполняемой работы и существенно затрудняют ее. Способность человека  преодолевать возникающие ситуации подобного рода («помехоустойчивость») является индивидуальной и, по утверждению психологов, подлежит тренировке.

В современной системе вузовской подготовки учителей музыки не существует специальных учебных дисциплин по воспитанию студентов в данном направлении, что нисколько не умаляет значение и необходимость профессиональной психологической подготовки. Обучение в классе сольного пения позволяет применять практические положения и методы психологии, а также методы вокальной педагогики, направленные на развитие умений и навыков психологического самоуправления.

Вокально-теоретическая и вокально-методическая подготовка профессионалов голоса на протяжении всей истории развития вокального искусства считалась важнейшей составляющей профессиональной компетентности как педагогов вокала, так и исполнителей. Профессиональная голосовая деятельность учителя музыки не является исключением из общего правила. Только теоретические знания о принципах работы и критериях звучания голоса, о причинах существующих дефектов и недостатков работы голоса, методах их исправления и развития голоса позволят сохранить качество звучания и здоровье голоса, не смотря на высокие голосовые нагрузки и негативное влияние на голос факторов, сопутствующих профессиональной голосовой деятельности учителя.

Исследователи и практики указывают на  специальные научно-теоретические знания, как на одно из главных условий подготовки студентов к профессиональной голосовой и вокально-педагогической деятельности, профилактики профессиональных голосовых нарушений и заболеваний. Профессиональная подготовка специалистов во многих  педагогических ВУЗах на сегодняшний день, не имеет специальных дисциплин по теории и методике вокального образования в программе обучения учителей музыки, что позволяет сделать вывод о недостаточном уровне профессиональной голосовой подготовки в научно-теоретических и методических аспектах.

Гигиена голоса - область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается: изучением причин, вызывающих нарушения в работе голосового аппарата; выявлением возможностей и методов, позволяющих избежать голосовых расстройств; изучением физических возможностей человеческого организма; составлением и формулированием  законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима. Каждый человек, чья профессиональная деятельность связана с работой голоса, обязан иметь знания по гигиене голоса, режиме голосовой работы и соблюдать их. По мнению исследователей, в программу обучения всех учебных заведений, готовящих специалистов голосоречевых профессий должны входить сведения по гигиене голоса, чтобы ликвидировать пробел в профессиональной голосовой подготовке и обеспечить безопасность трудовой деятельности. Помимо теоретических знаний по гигиене голоса необходимо развивать умения и навыки практического применения приемов профилактики голосовых расстройств.

Суммируя полученные данные, можно сделать вывод: система подготовки студентов музыкальных факультетов к профессиональной голосовой деятельности должна включать весь спектр профессионально-голосовых знаний, умений и навыков, необходимых для речевой, вокальной, вокально-речевой и вокально-педагогической деятельности; в качестве  цели вокального обучения на музыкально-педагогических факультетах должна выдвигаться подготовка студентов к профессионально-голосовой деятельности в конкретных предметных и социальных условиях, а также обеспечение высокого уровня голосовой компетентности учителя. Исключение какого-либо аспекта профессионально-голосовой подготовки неизменно приводит к нарушению комплексности полученных знаний, умений и навыков, дестабилизирует работу голосового аппарата и негативно сказывается на качестве голосовой деятельности и здоровье голоса.

Список литературных источников:

1.      Василенко Л.М. Взаимодействие вокального и методического компонентов в

процессе профессиональной подготовки  будущего учителя музыки. Автореф. … канд. пед. наук. - К., 2003.

            2  Василенко Ю.С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых    профессий, их    

            лечение, профилактика. Дис. …. доктора мед. наук. - М., 1974.

             3    Гарно П. Речь и пение. Теоретический и практический курс физиологии, гигиены и  

            терапии голоса. Гигиена и лечение болезней певцов и ораторов. - С. – Петербург, пер. с

            франц.,  изд. 2е, СПб П.К. Селиверстов, 1899.

4.      Гениуш А.Б. Певческое обучение учителя музыки на основе использования  

фонетического метода. Дисс. … канд. пед. наук. - М., 1986.

            5   Гербер П. Голос и его гигиена. - Берлин:  И.П. Ладыжников, тип. Шпамера в   

            Лейпциге, 1923.

 6    Далецкий О.В. Обучение самодеятельного певца. – М., 1990.  

            7    Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., Музыка, 1968.

            8    Заседателев О.О. Болезни голоса певцов и их лечение со включением музыкальной

             акустики, физиологии и гигиены   голоса. - М., 1908.

9        Калинин М.А. Клинико-физиологические особенности функциональной голосо-

            речевой системы у преподавателей школ. Автореф. дис..  докт. мед. наук. - Архангельск,

            2000.     

            10      Кастекс А.  Гигиена голоса для певиц, певцов, ораторов и разговорной речи. - С.-

            Петербург, Издание В.И. Губинского, 1899.           

            11     Морозов В.П.  Вокальный слух и голос. – М.-Л.: Музыка, 1965.

            12   Савостьянов А.И.    Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М.,

            Владос, 2001.

13    Серебрякова Е.А. Индивидуально-групповая форма вокальной подготовки студентов

музыкальных факультетов. Дисс. … канд. пед. наук. - М., 2005.

14    Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки. \\ Музыкальное воспитание в школе.

- М.: Музыка, 1977, вып. 12. - с. 23 – 33.

15      Фролов Ю.  Пение и речь в свете учения И.П. Павлова. - М.: Музыка, 1966.

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): учителя музыки, работы голоса, голосовой деятельности, деятельности учителя музыки, работа голоса, голосового аппарата, профессиональной голосовой, режим работы голоса, профессиональной голосовой деятельности, гигиене голоса, голосовой деятельности учителя, режимов работы голоса, звучания голоса, речевого голоса, развития голоса, Гигиена голоса, работы голоса учителя, здоровье голоса, подготовке учителя, профессиональной работы голоса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос