Библиографическое описание:

Горбунова Е. Е. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 673-676.



Согласно официальному определению, представленному в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Культура здоровья представляет собой одну из важнейших составляющих общечеловеческой культуры — фундаментальную науку о человеке и его здоровье, разрабатывающую и решающую задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. Для сохранения и укрепления здоровья оба понятия определяют необходимость формирования образа жизни современного человека с позиции комплексного, системного подхода.

Социальный компонент здоровья человека помимо категорий уровня, качества и стиля жизни содержит важнейший элемент — духовный потенциал, определяющий основу мировоззрения и направленности жизненной позиции индивидуума, ценностно-смысловой характер личности, что является «отражением личностного здоровья».

Кризис современного общества объясняется потерей во многих сферах общественного развития преимущественно духовно-нравственных ориентаций. Это проявляется в негативных демографических процессах планетарного масштаба, череде военных конфликтов, гуманитарных катастрофах в ряде стран Ближнего Востока, Африки, Азии, террористических актах, масштабных техногенных авариях и др.

Россия, находясь в состоянии становления после распада Советского Союза, испытывает все последствия мирового кризиса в виде характерных явлений высокой смертности, низких уровней рождаемости и продолжительности жизни, роста наркотизации и алкоголизации, ухудшения здоровья подрастающего поколения. На протяжении последних ста лет своей истории Россия пережила целый ряд войн, революций, репрессий и реформ, что негативно отразилось прежде всего на социально-демографическом и духовно-нравственном потенциале народов многонациональной страны.

По результатам углубленных исследований состояния здоровья школьников в 2005–2009 г.г., общая заболеваемость детей возросла на 16 %, подростков — на 18 %, количество детей в возрасте 6–7 лет, не готовых к систематическому обучению по состоянию здоровья, превышает 32 %. Дефицит массы тела у детей выявляется в 3 раза чаще, чем 10 лет назад. Показатель злоупотребления алкоголем вырос по сравнению с 1999 г. более чем на 60 %. К выпускному классу курят более 60 % мальчиков и 40 % девочек, а в 13–15 лет — 25,4 и 20,9 % соответственно. Одной из важнейших проблем является низкая организация детского питания и, в первую очередь, в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Установлены значительные нарушения, связанные как с несоответствием между калорийностью потребляемой пищи и фактическими энерготратами, так и с разбалансировкой рациона по основным пищевым веществам. Вследствие этого около 10 % детей имеют сниженные антропометрические характеристики, около 7 % страдают ожирением. Рационы питания во многих общеобразовательных учреждениях недостаточны по содержанию витаминов, макро- и микроэлементов, что способствует повышению числа среди детей и подростков алиментарно-зависимых заболеваний — анемий, болезней желудочно-кишечного тракта и желчевыводящей системы.

С учетом приведенных данных культура здоровья подрастающего поколения должна учитывать указанные негативные явления и предусматривать понимание каждым индивидуумом своей роли в обществе, необходимость охраны здоровья как условия успешной самореализации человека.

Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статье 36 «Гигиеническое воспитание и обучение» провозглашает необходимость повышения санитарной культуры граждан и распространения знаний о здоровом образе жизни, в том числе «в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях». Пропаганда этих знаний возлагается на средства массовой информации и лечебно-профилактические учреждения. В свою очередь, Федеральный закон «Об образовании» и государственные образовательные стандарты последнего поколения расширяют сферу компетентности будущих педагогов в направлении подготовки специалистов в области здоровьеформирующих технологий.

Основой этих технологий служит освоение студентом комплекса ценностных знаний, умений и навыков формирования культуры здоровья детей, подростков и молодежи.

Однако содержательная часть компетенций и программ, составленных на основе требований образовательных стандартов, не в полной мере раскрывают вопросы духовно-нравственного здоровья личности обучающихся. Поэтому актуальным направлением совершенствования программ обучения студентов вуза, в первую очередь будущих педагогов, является разработка направления деятельности образовательных учреждений в области духовно-нравственного воспитания.

Цель работы — обоснование направлений исследований по совершенствованию программ обучения студентов педагогического вуза культуре здоровья в части духовно-нравственного воспитания школьников.

В настоящее время целью программыобучения студентов педагогического вуза в области культуры здоровья является содействие формированию у них общекультурных и профессиональных компетенций, исходя из факторов формирования здоровья: личностного фактора, фактора защиты, фактора среды, фактора деятельности.

Программа включает следующие специальные учебные дисциплины:

1. История медико-биологических дисциплин.

2. Физиолого-гигиенические основы формирования здоровья.

3. Социально-психологические основы формирования здоровья.

4. Медицинские и экологические основы формирования здоровья.

5. Организационно-методические основы формирования здоровья.

6. Технологии формирования здоровья.

7. Технологии формирования физической культуры.

8. Технологии формирования здоровья школьников в социальной сфере.

Приведенные дисциплины как структурные компоненты учебной программы тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга, однако в ней недостаточно уделено внимания духовно- нравственному компоненту здоровья.

В процессе обучения дисциплинам прослежена возрастная динамика особенностей онтогенеза человека (от развития детского и подросткового возрастов до позднего возраста и старения), сделан акцент на необходимости оценки и сохранения индивидуального физического, психического, социального здоровья. Следует отметить, что в программе не уделено внимание духовно-нравственной оценке личности.

Известно, что у лиц старшего подросткового возраста (16–18 лет) имеет место «амбивалентность чувств», выражающаяся в противоречии между устойчивыми познавательными, практическими, нравственными чувствами и слабо выраженной эмоциональной сферой [14]. Причиной такого положения служит недостаточная внутренняя мотивация освоения программ обучения в школе. В свою очередь, деформация в мотивационно-смысловой сфере, побуждающей человека к действию, приводит к нарушению развития личности, отрицательно сказывается на социальном поведении и отношении к собственному здоровью.

Современная методика преподавания в общеобразовательных учреждениях носит дидактически нравоучительный, преимущественно предметный характер. Во многом это сказывается отрицательным образом на здоровье и поведении учащихся, о чем указывалось ранее.

В связи с этим основой здоровьеформирующего направления образования будущих педагогов представляется совершенствование программ обучения с освоением компетенций в области диагностики межличностных отношений, духовно-нравственных характеристик личности, формирования ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности учащихся (отношение к поступкам, явлениям, событиям, своему здоровью на основе ценностного подхода).

Известно, что становление ценностно-смысловой сферы личности современного человека происходит в раннем подростковом возрасте, а мотивационная сфера — в позднем [4,6,9,10,20]. Вопросам формирования здорового образа жизни в курсе основ безопасности жизнедеятельности уделено внимание лишь в старших классах школы, поэтому очевидна необходимость освоения указанного предмета, начиная с 5–6-х классов с включением основ духовно-нравственного его содержания. Указанное направление целесообразно использовать и для корректировки программ обучения будущих педагогов.

Литература:

  1. Boikov, A. E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A. E. Boikov, N. N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146–150.
  2. Бахтин, Ю. К. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды / Ю. К. Бахтин, Н. Н. Плахов // Педагогика высшей школы, 2015.-№ 5.- С. 20–22.
  3. Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.
  4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Макарова, Л. П. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении / Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина // Молодой ученый.- 2012.-№ 2.-С.286–289.
  7. Пазыркина, М. В. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема / М. В. Пазыркина, Н. Н. Плахов // Воспитание школьников, 2014.-№ 7.-С. 70–76.
  8. Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9. Плахов, Н. Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением — проблема педагогики / Н. Н. Плахов // Профилактическая и клиническая медицина, 2011.-№ 3.- С. 476.
  10. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  11. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  12. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  13. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  14. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  15. Сыромятникова, Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
  16. Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle