Библиографическое описание:

Горбунова Е. Е. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 673-676.



Согласно официальному определению, представленному в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Культура здоровья представляет собой одну из важнейших составляющих общечеловеческой культуры — фундаментальную науку о человеке и его здоровье, разрабатывающую и решающую задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. Для сохранения и укрепления здоровья оба понятия определяют необходимость формирования образа жизни современного человека с позиции комплексного, системного подхода.

Социальный компонент здоровья человека помимо категорий уровня, качества и стиля жизни содержит важнейший элемент — духовный потенциал, определяющий основу мировоззрения и направленности жизненной позиции индивидуума, ценностно-смысловой характер личности, что является «отражением личностного здоровья».

Кризис современного общества объясняется потерей во многих сферах общественного развития преимущественно духовно-нравственных ориентаций. Это проявляется в негативных демографических процессах планетарного масштаба, череде военных конфликтов, гуманитарных катастрофах в ряде стран Ближнего Востока, Африки, Азии, террористических актах, масштабных техногенных авариях и др.

Россия, находясь в состоянии становления после распада Советского Союза, испытывает все последствия мирового кризиса в виде характерных явлений высокой смертности, низких уровней рождаемости и продолжительности жизни, роста наркотизации и алкоголизации, ухудшения здоровья подрастающего поколения. На протяжении последних ста лет своей истории Россия пережила целый ряд войн, революций, репрессий и реформ, что негативно отразилось прежде всего на социально-демографическом и духовно-нравственном потенциале народов многонациональной страны.

По результатам углубленных исследований состояния здоровья школьников в 2005–2009 г.г., общая заболеваемость детей возросла на 16 %, подростков — на 18 %, количество детей в возрасте 6–7 лет, не готовых к систематическому обучению по состоянию здоровья, превышает 32 %. Дефицит массы тела у детей выявляется в 3 раза чаще, чем 10 лет назад. Показатель злоупотребления алкоголем вырос по сравнению с 1999 г. более чем на 60 %. К выпускному классу курят более 60 % мальчиков и 40 % девочек, а в 13–15 лет — 25,4 и 20,9 % соответственно. Одной из важнейших проблем является низкая организация детского питания и, в первую очередь, в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Установлены значительные нарушения, связанные как с несоответствием между калорийностью потребляемой пищи и фактическими энерготратами, так и с разбалансировкой рациона по основным пищевым веществам. Вследствие этого около 10 % детей имеют сниженные антропометрические характеристики, около 7 % страдают ожирением. Рационы питания во многих общеобразовательных учреждениях недостаточны по содержанию витаминов, макро- и микроэлементов, что способствует повышению числа среди детей и подростков алиментарно-зависимых заболеваний — анемий, болезней желудочно-кишечного тракта и желчевыводящей системы.

С учетом приведенных данных культура здоровья подрастающего поколения должна учитывать указанные негативные явления и предусматривать понимание каждым индивидуумом своей роли в обществе, необходимость охраны здоровья как условия успешной самореализации человека.

Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статье 36 «Гигиеническое воспитание и обучение» провозглашает необходимость повышения санитарной культуры граждан и распространения знаний о здоровом образе жизни, в том числе «в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях». Пропаганда этих знаний возлагается на средства массовой информации и лечебно-профилактические учреждения. В свою очередь, Федеральный закон «Об образовании» и государственные образовательные стандарты последнего поколения расширяют сферу компетентности будущих педагогов в направлении подготовки специалистов в области здоровьеформирующих технологий.

Основой этих технологий служит освоение студентом комплекса ценностных знаний, умений и навыков формирования культуры здоровья детей, подростков и молодежи.

Однако содержательная часть компетенций и программ, составленных на основе требований образовательных стандартов, не в полной мере раскрывают вопросы духовно-нравственного здоровья личности обучающихся. Поэтому актуальным направлением совершенствования программ обучения студентов вуза, в первую очередь будущих педагогов, является разработка направления деятельности образовательных учреждений в области духовно-нравственного воспитания.

Цель работы — обоснование направлений исследований по совершенствованию программ обучения студентов педагогического вуза культуре здоровья в части духовно-нравственного воспитания школьников.

В настоящее время целью программыобучения студентов педагогического вуза в области культуры здоровья является содействие формированию у них общекультурных и профессиональных компетенций, исходя из факторов формирования здоровья: личностного фактора, фактора защиты, фактора среды, фактора деятельности.

Программа включает следующие специальные учебные дисциплины:

1. История медико-биологических дисциплин.

2. Физиолого-гигиенические основы формирования здоровья.

3. Социально-психологические основы формирования здоровья.

4. Медицинские и экологические основы формирования здоровья.

5. Организационно-методические основы формирования здоровья.

6. Технологии формирования здоровья.

7. Технологии формирования физической культуры.

8. Технологии формирования здоровья школьников в социальной сфере.

Приведенные дисциплины как структурные компоненты учебной программы тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга, однако в ней недостаточно уделено внимания духовно- нравственному компоненту здоровья.

В процессе обучения дисциплинам прослежена возрастная динамика особенностей онтогенеза человека (от развития детского и подросткового возрастов до позднего возраста и старения), сделан акцент на необходимости оценки и сохранения индивидуального физического, психического, социального здоровья. Следует отметить, что в программе не уделено внимание духовно-нравственной оценке личности.

Известно, что у лиц старшего подросткового возраста (16–18 лет) имеет место «амбивалентность чувств», выражающаяся в противоречии между устойчивыми познавательными, практическими, нравственными чувствами и слабо выраженной эмоциональной сферой [14]. Причиной такого положения служит недостаточная внутренняя мотивация освоения программ обучения в школе. В свою очередь, деформация в мотивационно-смысловой сфере, побуждающей человека к действию, приводит к нарушению развития личности, отрицательно сказывается на социальном поведении и отношении к собственному здоровью.

Современная методика преподавания в общеобразовательных учреждениях носит дидактически нравоучительный, преимущественно предметный характер. Во многом это сказывается отрицательным образом на здоровье и поведении учащихся, о чем указывалось ранее.

В связи с этим основой здоровьеформирующего направления образования будущих педагогов представляется совершенствование программ обучения с освоением компетенций в области диагностики межличностных отношений, духовно-нравственных характеристик личности, формирования ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности учащихся (отношение к поступкам, явлениям, событиям, своему здоровью на основе ценностного подхода).

Известно, что становление ценностно-смысловой сферы личности современного человека происходит в раннем подростковом возрасте, а мотивационная сфера — в позднем [4,6,9,10,20]. Вопросам формирования здорового образа жизни в курсе основ безопасности жизнедеятельности уделено внимание лишь в старших классах школы, поэтому очевидна необходимость освоения указанного предмета, начиная с 5–6-х классов с включением основ духовно-нравственного его содержания. Указанное направление целесообразно использовать и для корректировки программ обучения будущих педагогов.

Литература:

  1. Boikov, A. E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A. E. Boikov, N. N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146–150.
  2. Бахтин, Ю. К. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды / Ю. К. Бахтин, Н. Н. Плахов // Педагогика высшей школы, 2015.-№ 5.- С. 20–22.
  3. Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.
  4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Макарова, Л. П. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении / Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина // Молодой ученый.- 2012.-№ 2.-С.286–289.
  7. Пазыркина, М. В. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема / М. В. Пазыркина, Н. Н. Плахов // Воспитание школьников, 2014.-№ 7.-С. 70–76.
  8. Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9. Плахов, Н. Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением — проблема педагогики / Н. Н. Плахов // Профилактическая и клиническая медицина, 2011.-№ 3.- С. 476.
  10. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  11. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  12. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  13. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  14. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  15. Сыромятникова, Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
  16. Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.
Основные термины: формирования здоровья, основы формирования здоровья, культуры здоровья, здоровья школьников, формирования культуры здоровья, Технологии формирования, Технологии формирования здоровья, программ обучения, будущих педагогов, формирования здоровья школьников, культуры здоровья школьников, общеобразовательных учреждениях, факторов формирования здоровья, духовно-нравственного воспитания, студентов педагогического вуза, состояния здоровья школьников, духовно-нравственного здоровья личности, компонент здоровья человека, культуры здоровья детей, Российского государственного педагогического

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle