Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 08.02.2016

Статья просмотрена: 2124 раза

Библиографическое описание:

Толстоносова, Р. В. Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности / Р. В. Толстоносова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 837-839. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25888/ (дата обращения: 26.04.2024).



Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности

В статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, декоративно-прикладное искусство, творчество, эмоционально-эстетическое развитие.

Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Ум ребёнка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребёнок, подросток, юноша

В. А. Сухомлинский

В настоящее время происходит ухудшение здоровья детей и подростков, что приводит к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в основе которого лежат разные причины и факторы. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в художественно-творческом направлении эстетического воспитания становится механизмом творческой реабилитации детей.

Главной целью развития каждого ребенка, является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений, говорит о том, что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели.

Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь-то музыка, поэзия, театр. Приобщение ребенка с ОВЗ к элементам декоративно-прикладного искусства всегда радует и воодушевляет. Очень важно для ребёнка с ОВЗ непосредственное участие в процессе самого творчества, в которое он может вложить свои старания, мысли, чувства, настроение. Всё это позволяет обогатить мировоззрение, развить его мышление, воображение, мелкую моторику рук и эмоционально-эстетическое восприятие. Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно-прикладное искусство (ДПИ).

Этот вид деятельности связан с эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира, его явлений и законов. Занятия по ДПИ для воспитанников с ОВЗ играют не малую роль в эмоционально-эстетическом развитии детей. Так как этот вид искусства близок к детскому творчеству, его красочность и нарядность привлекает внимание и разжигает желание попробовать, и что-нибудь сделать самостоятельно. Огромным плюсом является то, что воспитаннику с ОВЗ подвластны разные виды деятельности ДПИ, сложность одного задания можно варьировать. Воспитанники могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества.

Обучающиеся с особенностями в развитии, не менее талантливы и одарены, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей у детей с ОВЗ нужны специальные условия, помощь и поддержка.

В моём классе воспитанники с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Приобщая детей к народному творчеству, мы педагоги не только даём знания, но и обогащаем мировоззрение ребенка, эстетически развиваем его. Искусство народных мастеров помогает воспитывать любовь к прекрасному, развивать у них художественный вкус.

Во внеурочной деятельности, мы знакомим своих воспитанников с историей декоративно-прикладного творчества, путём показа презентаций, фильмов. Подбираем познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла. Используем в своей работе наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Беседы о народных промыслах включаем в циклы занятий, так как это расширяет кругозор о своем родном крае и способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям народов.

Прикладное искусство имеет широкий спектр материалов, из которых можно выполнять различные изделия, это ткань, древесина, камень, бумага, метал, глина. Характерная особенность предмета ДПИ заключается в декоративности изделий, что близко к творчеству ребенка, привлекает своей яркостью и самобытностью. Одно из главных преимуществ то, что воспитанники видят результат своего творчества и могут ему найти применение в жизни, например: сделать подарок другу, родителям, и тем самым принести частичку радости своим близким, украсить интерьер своей квартиры т. д.

Но все ли виды ДПИ подвластны детям с ограниченными возможностями здоровья? Рассмотрим несколько вариантов: лепка помогает развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание. Воспитанникам нравится лепить народные игрушки, такие как: гжель, городецкая, хохломская, дымковская и т. д.

Обучение начинаем с рассматривания игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь воспитанникам разобраться в особенностях росписи. Яркие цвета, вызывают желание самим научиться лепить и расписывать глиняные изделия. Интересным занятием может служить лепка магнитика, из полимерной глины разных цветов или из соленого теста (с добавлением красителей). В работе можно использовать возможности бумаги: прогрунтованные листы самими детьми, различная цветная бумага, картон, можно комбинировать различные материалы, например: бумага плюс ткань, ткань плюс солёное тесто.

Данный вид работы очень нравится нашим воспитанникам, так как дает огромный полёт фантазии, воображению. Особое внимание уделяем работе с солёным тестом, работа имеет свои преимущества, тесто очень мягкое по сравнению с полимерной глиной и воспитанникам не трудно выполнять композиции. Сама техника вызывает большой интерес и даёт поле для творчества и воображения. Своим воспитанникам предлагаем работу с текстильными материалами, что вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей с ОВЗ. Наши воспитанники с удовольствием изготавливают народные куклы из разных материалов, используя только ткань и ножницы.

Роспись по стеклу, тоже не менее интересное занятие. Этот виддекоративно-прикладного творчества привлекает воспитанников, прежде всего своейдоступностью. Использование детьми трафаретов дает возможность собственноручно создавать предметыдекора.

Проводя работу систематически, воспитанники приобретают определённые знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки, у воспитанников развивается устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, игровой замысел: декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры.

Одним из важных условий получения результата является формирование эмоционально положительного отношения детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством. Поэтому особое внимание уделяется индивидуальным особенностям детей, учитываются их психофизические особенности.

Очень радует, что работа стала доставлять много радости и удовлетворения, у воспитанников появилось желание творить, создавать свои собственные изделия.

Это идет от души, а душа народная добра и красива. Мы стараемся воспитать эмоционально отзывчивую и эстетически развитую личность, применяя, конечно, то богатство, которое предоставляет нам декоративно-прикладное искусство.

В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.

Литература:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е. Н. Степанова. — М., 2010.
  2. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. — М.: Аркти, 2008.
  3. Торшилова Е. М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. — Дубна: Феникс, 2007.
  4. Фадина Г. В., Андреева И. Г., Лобанова Е. А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, ограниченная возможность здоровья, воспитанник, ребенок, декоративно-прикладное творчество, интересное занятие, мелкая моторика рук, особое внимание, полимерная глина, соленый тест.


Ключевые слова

декоративно-прикладное искусство, творчество, дети с ограниченными возможностями здоровья, эмоционально-эстетическое развитие., эмоционально-эстетическое развитие

Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Лепка из соленого теста развивает: ‒ моторику рук и пальцев

Основные термины (генерируются автоматически): соленый тест, лепка, ребенок, тест, работа, соленое тесто, готовая работа, мелкая моторика, дошкольный возраст, цветное тесто.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

декоративно-прикладное искусство, многоуровневая аппликация, народное творчество, вид искусства, ребенок, национальное воспитание, национальная культура, мировая культура...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

 координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;  разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса)

Основные термины (генерируются автоматически): лепка, соленый тест, материал, ребенок, пластилин, рука, глина...

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

ребенок, занятие, соленый тест, мелкая моторика рук, головной мозг, рука, работа, поделка, мелкая моторика, усвоение материала.

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Мелкие мышцы рук или как мы называем мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной

Для того чтобы с раннего дошкольного возраста период у ребёнка плавно перешел в более старший, требует особого внимания родителей и педагогов.

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

«Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это отрасль искусства, которая художественно и эстетично оформляет предметную

Особое внимание к художественной прикладной деятельности младшего школьника объясняется нами тем, что она оказывает...

Использование народных художественных промыслов России...

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей.

Одним из лучших дидактических средств, для развития пространственного мышления и мелкой моторики рук детей, по праву, считается занятие аппликацией.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом...

Декоративно-прикладное творчество — это часть декоративного искусства, включающая в себя несколько разделов, которые приурочены к формированию художественных изделий, основным образом для быта.

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Лепка из соленого теста развивает: ‒ моторику рук и пальцев

Основные термины (генерируются автоматически): соленый тест, лепка, ребенок, тест, работа, соленое тесто, готовая работа, мелкая моторика, дошкольный возраст, цветное тесто.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

декоративно-прикладное искусство, многоуровневая аппликация, народное творчество, вид искусства, ребенок, национальное воспитание, национальная культура, мировая культура...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

 координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;  разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса)

Основные термины (генерируются автоматически): лепка, соленый тест, материал, ребенок, пластилин, рука, глина...

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

ребенок, занятие, соленый тест, мелкая моторика рук, головной мозг, рука, работа, поделка, мелкая моторика, усвоение материала.

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Мелкие мышцы рук или как мы называем мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной

Для того чтобы с раннего дошкольного возраста период у ребёнка плавно перешел в более старший, требует особого внимания родителей и педагогов.

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

«Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это отрасль искусства, которая художественно и эстетично оформляет предметную

Особое внимание к художественной прикладной деятельности младшего школьника объясняется нами тем, что она оказывает...

Использование народных художественных промыслов России...

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей.

Одним из лучших дидактических средств, для развития пространственного мышления и мелкой моторики рук детей, по праву, считается занятие аппликацией.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом...

Декоративно-прикладное творчество — это часть декоративного искусства, включающая в себя несколько разделов, которые приурочены к формированию художественных изделий, основным образом для быта.

Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Лепка из соленого теста развивает: ‒ моторику рук и пальцев

Основные термины (генерируются автоматически): соленый тест, лепка, ребенок, тест, работа, соленое тесто, готовая работа, мелкая моторика, дошкольный возраст, цветное тесто.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

декоративно-прикладное искусство, многоуровневая аппликация, народное творчество, вид искусства, ребенок, национальное воспитание, национальная культура, мировая культура...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

 координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;  разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса)

Основные термины (генерируются автоматически): лепка, соленый тест, материал, ребенок, пластилин, рука, глина...

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

ребенок, занятие, соленый тест, мелкая моторика рук, головной мозг, рука, работа, поделка, мелкая моторика, усвоение материала.

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Мелкие мышцы рук или как мы называем мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной

Для того чтобы с раннего дошкольного возраста период у ребёнка плавно перешел в более старший, требует особого внимания родителей и педагогов.

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

«Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это отрасль искусства, которая художественно и эстетично оформляет предметную

Особое внимание к художественной прикладной деятельности младшего школьника объясняется нами тем, что она оказывает...

Использование народных художественных промыслов России...

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей.

Одним из лучших дидактических средств, для развития пространственного мышления и мелкой моторики рук детей, по праву, считается занятие аппликацией.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом...

Декоративно-прикладное творчество — это часть декоративного искусства, включающая в себя несколько разделов, которые приурочены к формированию художественных изделий, основным образом для быта.

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Лепка из соленого теста развивает: ‒ моторику рук и пальцев

Основные термины (генерируются автоматически): соленый тест, лепка, ребенок, тест, работа, соленое тесто, готовая работа, мелкая моторика, дошкольный возраст, цветное тесто.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

декоративно-прикладное искусство, многоуровневая аппликация, народное творчество, вид искусства, ребенок, национальное воспитание, национальная культура, мировая культура...

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

 координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;  разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса)

Основные термины (генерируются автоматически): лепка, соленый тест, материал, ребенок, пластилин, рука, глина...

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

ребенок, занятие, соленый тест, мелкая моторика рук, головной мозг, рука, работа, поделка, мелкая моторика, усвоение материала.

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Мелкие мышцы рук или как мы называем мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной

Для того чтобы с раннего дошкольного возраста период у ребёнка плавно перешел в более старший, требует особого внимания родителей и педагогов.

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

«Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это отрасль искусства, которая художественно и эстетично оформляет предметную

Особое внимание к художественной прикладной деятельности младшего школьника объясняется нами тем, что она оказывает...

Использование народных художественных промыслов России...

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей.

Одним из лучших дидактических средств, для развития пространственного мышления и мелкой моторики рук детей, по праву, считается занятие аппликацией.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом...

Декоративно-прикладное творчество — это часть декоративного искусства, включающая в себя несколько разделов, которые приурочены к формированию художественных изделий, основным образом для быта.

Задать вопрос