Библиографическое описание:

Баталова Л. Э. К проблеме формирования концепции российской миграционной политики // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 743-745.



 

Ключевые слова: миграционная политика, Российская Федерация, миграционные процессы, концепция миграционной политики, Федеральная миграционная служба.

 

Миграционные процессы в современной России представляют большой интерес для политической науки. Существуют ряд факторов, оказавших влияние на данные процессы в Российской Федерации. Одним из наиболее влиятельных факторов можно отметить распад СССР, который сопровождался негативными социальными и политическими последствиями, сепаратизмом, терроризмом и вооруженными конфликтами. Следствием распада СССР стала интенсивная миграция населения из союзных республик в традиционно русские регионы с моноэтничным населением [9, с. 22]. Уже в 1992 году в России создана Федеральная миграционная служба. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим миграционные процессы в постсоветской России, был Указ президента РФ № 1668 от 09.08.1994 «О федеральной миграционной программе».

Первостепенной целью Программы провозглашалось «регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации» [5]. Проанализировав основные принципы и задачи данного документа можно сделать вывод о том, что Программа была направлена на адаптацию мигрантов к новым социально-экономическим условиям.

Одновременно, помимо дестабилизирующих факторов, на современные миграционные процессы оказали влияние и такие положительные процессы, как демократизация общества, провозглашение политики открытых дверей, а также развитие рыночных отношений. Ж. Зайончковская отмечает, что «развитие частного предпринимательства и коммерции в самой России стимулировало появление на рынке труда альтернативных, не связанных с находящимся в упадке государственным сектором экономики широкодоступных возможностей трудоустройства и заработков» [1].

В связи с массовым трудовым миграционным потоком в Россию в 2002 году принимается федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который «определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности» [10]. Необходимость принятия данного закона определялась мягкостью существовавшего миграционного законодательства, а также прозрачностью значительных участков сухопутных границ со странами СНГ. Таким образом, помимо определения правового положения иностранных граждан данный закон, в большинстве своем, стал регулировать въезд и порядок пребывания иностранных граждан, санкции за нарушения миграционного законодательства, а также контролировать проживание и трудовую деятельность иностранных граждан на территории нашей страны.

Следствием прозрачности границ со странами СНГ стал резкий рост незаконной миграции. Уже в начале 2000х стало ясно, что ФМС нуждается в уточнении и проверке личных данных мигрантов, выявлению нелегалов с поддельными документами и т. д. Для решения этих проблем в 2002 году ФМС передано в управление МВД России. Теперь уже явным приоритетом в деятельности этого органа становится борьба с незаконной миграцией, вполне соответствующая силовому ведомству. Однако негативные последствия таких преобразований проявились сразу. «Деятельность новой ФМС перестала быть транспарентной, резко снизилась квалификация работников, оставляет желать лучшего и сотрудничество с наукой» [4, С.130]. Именно поэтому уже в 2004 году ФМС подверглась новой реорганизации путем объединения миграционных подразделений и Паспортно-визовой службы МВД России. В настоящее время ФМС России является «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору), и предоставлению (исполнению) государственных услуг в сфере миграции» [6]. Таким образом, ФМС является исполнительным органом государственной власти, подведомственным МВД России, с определенными функциями, целями, задачами. К тому же, с целью повышения эффективности пресечения незаконной миграции деятельность всех территориальных органов государственной власти, относящихся к системе ФМС, координируется соответствующими заместителями руководителя ФМС России.

Современная «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» была утверждена президентом РФ 13 июня 2012 года. Концепция учитывает основные положения Программы 1994 года, но все же имеет как положения, дополняющие последний документ, так и принципиальные отличия. В современной Концепции отношение к миграции принципиально меняется. Она рассматривается как перспектива экономического и демографического развития. Главной целью провозглашается «содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышение конкурентоспособности ее отраслей» [3]. Одним из важнейших направлений миграционной политики является «область создания для соотечественников, проживающих за рубежом, условий и стимулов для переселения в РФ» [3].

В Концепции все больше внимания уделяется различным аспектам национальной безопасности России, в частности, провозглашается одна из основных целей миграционной политики «обеспечение национальной безопасности Российской федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения РФ» [3]. Целенаправленно в документе особое внимание уделяется и незаконной миграции. Она рассматривается как «питающая рабочей силой теневой сектор экономики, и является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны населения Российской Федерации» [3]. Таким образом, борьба с незаконной миграцией стала явным приоритетом в миграционной политике [8, с. 168].

Также в Концепции приоритетная роль отдается новым направлениям миграционной политики, таким как содействие по развитию внутренней миграции граждан РФ, образовательной (учебной) миграции в РФ и повышение академической мобильности, содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом [3].

Таким образом, современная Концепция ориентирована на решение демографических и экономических проблем, и в целом, преобладает экономическая заинтересованность привлечения иностранной рабочей силы. В начале 21 века темпы вынужденной миграции значительно снизились, и миграционная политика носит уже более взвешенный, целеполагающий характер, рассчитана на долгосрочные перспективы развития. Несмотря на это Концепция подвергается критике со стороны исследователей. К примеру, Сергей Рязанцев критикует ее за то, что она не соответствует Концепции демографической политики, хотя первая должна органично вытекать из второй. В очередной раз приводятся аргументы в пользу увеличения иммиграционного потока без учета внутренних резервов страны в области повышения рождаемости и снижения смертности, использования трудового потенциала «резервных групп» населения, а также эмиграционных потерь [7, с. 111]. Еще один момент критики С. Рязанцева заключается в том, что в Концепции «недостаточное внимание уделено учебной (образовательной) иммиграции в Россию» [7, с. 111]. Основным каналом иммиграции в Россию, в том числе учебной, рассматриваются страны СНГ. Несомненно, это значительный образовательный ресурс для России, но нужно стимулировать на обучение иностранных студентов и других государств. На мой взгляд, приоритетным должно быть стимулирование иммиграции иностранных студентов из стран Запада.

В целом, иммиграционные процессы в Россию сегодня достаточно массовые и интенсивные. Отношение к миграции у экспертов в этой области также противоречиво, как и сама миграция. Некоторые исследователи полагают, что социально-экономическое и демографическое развитие России невозможно без привлечения мигрантов, и предлагают максимально либерализировать законодательство, регулирующее миграционные процессы. Другие исследователи считают, что все неудачи и бедствия России от мигрантов, в которых наша страна вообще не нуждается. Современный миграционный взрыв заставляет все чаще слышать высказывания специалистов в области миграции об ужесточении миграционного законодательства. Как отмечает К. О. Ромодановский, «цивилизационный кнут должен быть. Первые шаги к этому сделаны. Речь идет об одобренном Госдумой запрете на въезд в Россию тех, кто нарушал режим пребывания или осуществления трудовой деятельности» [2]. Ряд специалистов высказывают и наиболее жесткие предложения, такие как, введение визового режима. Однако, на мой взгляд, такое предложение абсолютно не рационально по политическим причинам. Вообще, моя точка зрения в данной связи является «золотой серединой». С одной стороны, исходя из существующих проблем, легальная миграция является мощным стимулом социально-экономического и демографического развития, и она в определенной степени необходима России. С другой стороны, игнорирование резервов национального человеческого ресурса, и ориентация лишь на привлечение иностранной рабочей силы, вряд ли приведет к созданию действенного и квалифицированного рынка труда, развитию российской экономики в целом, а наоборот, повлечет за собой серьезные угрозы экономической безопасности, культурной и др.

 

Литература:

 

  1.         Зайончковская Ж. А. Миграция в современной России [Электронный ресурс] // Официальный сайт РСДМ. — URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1714#top (дата обращения 20.11.2015).
  2.         Интервью руководителя ФМС России К. О. Ромодановского газете «Коммерсант» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФМС России. — URL: http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?ID=73832 (дата обращения 20.11.2015).
  3.         Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131046 (дата обращения 20.11.2015).
  4.         Мукомель В. И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. — М.: Диполь-Т, 2005. — 351 с.
  5.         О федеральной миграционной программе [Электронный ресурс] // Указ президента от 09.08.1994 г. № 1668 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=262738 (дата обращения 20.11.2015).
  6.         Положение о ФМС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФМС России. — URL: http://www.fms.gov.ru/about/condition/ (дата обращения 20.11.2015).
  7.         Рязанцев С. России нужна новая миграционная политика // Международные процессы. 2012. Том 10. № 1. С. 111–116.
  8.         Сенцов А. Э. Концепт будущего в программах правящих политических партий: сопоставительный аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 6–1. С. 167–169.
  9.         Сенцов А. Э. Моделирование политического будущего в партийных программах // Вестник томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 3(27). С. 19–25.
  10.    Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156903 (дата обращения 20.11.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle