Авторы: Юмаев Егор Александрович, Таранов Вадим Олегович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 27.07.2016

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Юмаев Е. А., Таранов В. О. Эффективная миграционная политика: подходы к определению // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 332-335.



В стремительно меняющихся условиях глобализирующегося мира органы государственной власти должны с опережением вырабатывать меры миграционной политики с тем, чтобы обеспечивать приток в свою страну высококвалифицированных мигрантов. Во главу угла должна быть поставлена не миграционная политика вообще, а эффективная миграционная политика. В проведенном исследовании обобщены новейшие зарубежные подходы к пониманию категории «эффективная миграционная политика», представлены ключевые тенденции политики России по привлечению мигрантов и дана авторская трактовка категории «эффективная миграционная политика», центральным элементом которой будет нацеленность на создание и ускоренное развитие в России отраслей 6-го технологического уклада.

Ключевые слова: эффективная миграционная политика, шестой технологический цикл, нелегальная миграция, Российская Федерация, Европейский Союз

В Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. [2] отмечено, что миграционное законодательство РФ не полностью соответствует текущим и будущим потребностям развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Рассматривая проблемы национальной, социальной и миграционной политики, Президент России В. В. Путин отметил: «Нам нужно на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу» [3, с. 186].

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики РФ до 2025 года, на третьем этапе в 2021–2025 гг. предполагается оценить эффективность принятых программ в рамках государственной миграционной политики РФ и скорректировать эти программы [4, с. 12]. Однако, в Концепции не рассматривается напрямую такая категория, как «эффективная миграционная политика» или «эффективность миграционной политики». Более того, в Концепции даже нет определения категории «государственная миграционная политика». В связи этим, считаем, что вопрос эффективности государственной миграционной политики нуждается в дополнительном исследовании. Интерес представляет новейший зарубежный опыта. Европейский Союз после дестабилизации обстановки в Ливии и Сирии столкнулся со скачкообразным увеличением масштабов миграции, значительная часть которой нелегальная. На смену политики открытости стран Европейского Союза пришло ужесточение контроля въезда иностранных граждан. В этих условиях ЕС стремится к выработке новой легальной миграционной политики, увязывая эффективность миграционной политики с выводом из тени миграционных потоков [13].

По мнению европейских властей, необходимо создавать комплексную систему управления миграцией. Попытки пресечь миграцию называются неприемлемыми для стран ЕС, поскольку противоречат политике открытости, препятствуют воссоединению семей, не говоря о том, что экономики стран зависят от труда мигрантов [7, с. 11]. Однако, все страны заинтересованы в легальных мигрантах. Поворотной датой являются теракты 11 сентября 2001 г. в США, — с тех пор правительства стран предприняли особенно энергичные меры против нелегальной миграции, источника беспокойства и угроз безопасности [10]. Тогда же эффективная миграционная политика начала ассоциироваться с отсутствием нелегальных мигрантов. Для защиты от людей, пытающихся попасть в Европу морским путем, государства ЕС создали систему «Евробезопасность» / «Eurosur», которая благодаря спутниковой системе отслеживает мелкие суда, перевозящие контрабандой мигрантов [8].

Одной из причин наличия в Европейском Союзе нелегальной миграции является нежелание ряда стран регистрировать мигрантов, поскольку, зарегистрировав их, они будут нести расходы, ассоциированные с их легализацией. Например, грубым нарушителем общеевропейских правил является Италия, которая в силу географического положения подвергается нашествиям мигрантов. По этой причине власти Италии требуют, чтобы в ЕС мигранты распределялись пропорционально объему валового внутреннего продукта [12].

В странах Организации сотрудничества и экономического развития / OECD сформировался подход к формированию эффективной миграционной политики, основанный на следующих направлениях [6]:

– необходимо оценивать компетенции, которые мигранты привозят с собой;

– помогать мигрантам развивать свои компетенции, чтобы они могли наилучшим образом применить себя в принимающей стране для блага страны и своего собственного;

– извлекать прибыль от использования компетенций мигрантов, в том числе за счет обеспечения мигрантам доступа на рынок труда, реализации специальных программ для молодежи, гарантии равного доступа к программам интеграции для женщин-мигрантов, согласования процесса обучения мигрантов и ухода за детьми, мобилизации работодателей, гарантий доступа к кредиту и помощи в целях создания мигрантами предприятий.

В Канаде миграционная политика признается эффективной, если благодаря потоку мигрантов квалификационный потенциал населения страны в целом возрастает [14].

Существует подход, согласно которому эффективность миграционной политики определяется демографическим эффектом. Дело в том, что многие страны с низкой рождаемостью без притока мигрантов обречены на старение населения, сокращение числа трудоспособных граждан. Однако, это требует либо разработки принятия действенных мер адаптации и социализации долгосрочных мигрантов, либо четкой регламентации пребывания в стане временных мигрантов [14].

С целью повышения эффективности управления потоками миграции в 2007 г. во Франции было создано Министерство миграции, интеграции, гражданства и совместного развития / Ministère de l’immigration, de l’intégration, de l’identité nationale et du codéveloppement, однако в дальнейшем оно вошло в состав Министерства внутренних дел [9]. Миграционная политика рассматривается французским правительством неразрывно с экономическим развитием. Поставлена цель сломать замкнутый круг «слабый рост»-«безработица»-«бедность»-«миграция» за счет принятия совместных действий. Речь о том, что первопричина неэффективной миграции находится за пределами Франции, поэтому пытаться только принятием мер внутри страны устранить проблему нелегальной миграции контрпродуктивно [5]. Однако, необходимо отметить странную непоследовательность руководства Франции: в 2011 г. эта страна приняла активное участие в свержении режима Муаммара Каддафи [см., например, 11], который обеспечивал гражданское согласие в Ливии и сдерживал поток нелегальных мигрантов из Африки в Европейский Союз.

Обратимся к российским реалиям. Показателем результативности деятельности органов власти является способность оценить миграционную ситуацию, разработать пути решения существующих проблем с точки зрения требования обеспечения национальной и экономической безопасности. Одним из очевидных негативных обстоятельств, способствующих нелегальной миграции, является пробел в деятельности государственных органов по предупреждению, выявлению и устранению нарушений миграционного законодательства. В регионах России по состоянию на июль 2016 г. не во всей полноте реализуются меры по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, по контролю за проживанием, временным пребыванием иностранных граждан. Без надлежащего внимания остаются факты нахождения в Российской Федерации иностранных граждан, сроки действия разрешений на временное пребывание которых истекли, не вовремя аннулируются патенты, разрешения на работу и временное проживание у иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство.

Эффективность противодействия нелегальной миграции на местах зависит не только от реализации государственными органами своих функций, но и от их совместной согласованной работы, а также организации межрегионального и межгосударственного взаимодействия по профилактике нелегальной миграции. Одним из действенных способов предупреждения преступности иностранных мигрантов является совместное проведение государственными органами оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление мест нелегального скопления иностранных граждан, а также пресечение противозаконной деятельности физических и юридических лиц, транснациональных преступных группировок, действующих в сфере нелегальной миграции [1, с. 707].

Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных специалистов, которые смогу внести существенный вклад в социально-экономическое развитие ее регионов. Нельзя допускать развитие тенденции, когда на каждого уезжающего квалифицированного перспективного молодого специалиста, способного внести немаловажный вклад в инновационное развитие России, ежегодно приезжают пять неквалифицированных рабочих.

Необходимо разрабатывать и внедрять социальные программы, обеспечивающие более эффективную социализацию приезжающих иностранных граждан, их этнокультурную и языковую адаптацию. Требуется стимулирование миграционного притока русскоязычного населения и бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных граждан, хотя в перспективе их приток из бывших республик СССР будет уменьшаться.

По мнению авторов, «эффективная миграционная политика» может быть определена следующим образом: совокупность действий органов государственной власти, направленных на создание условий по привлечению высококвалифицированных граждан, в том числе бывших соотечественников, способных внести существенный вклад в развитие отраслей 6-го технологического уклада.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что наличествуют пробелы в правовом, политическом и институциональном институтах управления миграционными процессами, которые должны совершенствоваться с позиции направленности на достижение эффективной миграционной политики.

Исследование выполнено в рамках НИР № 16143В в Омском государственном техническом университете.

Литература:

  1. Капинус О. С. Научно-методологические подходы к деятельности органов государственной власти по противодействию незаконной миграции на территории РФ // Криминологический журнал БГУЭП. 2015. № 4. с. 705–709
  2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2015 года: утверждена Президентом РФ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 15.07.2016 г.)
  3. Левин П. Н. О совершенствовании механизма реализации миграционной политики // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. с. 182–186.
  4. Леонтьева Л. И. Миграционная политика России: возможности и перспективы // Вестник Костромского госуд. технологического университета. 2015. № 3. с. 11–16.
  5. Audran J. Gestion des flux migratoires: réflexions sur la politique française de codéveloppement // Annuaire suisse de politique de développement. 2008. Vol. 27. № 2. Pp. 101–113
  6. Comment mettre à profit les compétences des immigrés? [Электронныйресурс] / L'Organisation de Coopération et de Développement Économiques. URL: https://www.oecd.org/fr/els/mig/debats-politiques-migratoires-3.pdf (дата обращения 13.07.2016)
  7. Eléments de critique des politiques migratoires europénne et belge. Bruxelles. 2010. 22p.
  8. Eurosur [Электронный ресурс] / Frontex. URL: http://frontex.europa.eu/intelligence/eurosur/ (дата обращения 13.07.2016)
  9. Immigration, asile, accueil et accompagnement des étrangers en France [Электронныйресурс] / URL: http://www.immigration.interieur.gouv.fr/ (датаобращения 14.07.2016)
  10. Immigration irrégulière [Электронныйресурс] / Dictionnaire de Criminologie en ligne. URL: http://www.criminologie.com/article/immigration-irrégulière (дата обращения 13.07.2016)
  11. La mort de Kadhafi marque la fin de la guerre en Libye [Электронныйресурс] / Le Monde. URL: http://www.lemonde.fr/libye/article/2011/10/20/la-mort-de-kadhafi-marque-la-fin-de-la-guerre-en-libye_1591628_1496980.html (дата обращения 14.07.2016)
  12. Les défis de la politique migratoire en Europe [Электронныйресурс] / ARTE Info. URL: http://info.arte.tv/fr/les-defis-de-la-politique-migratoire-en-europe (дата обращения 13.07.2016)
  13. Migration. Vers un agenda européen en matière de migration [Электронныйресурс] / Comission européenne. URL: http://ec.europa.eu/priorities/migration_fr (дата обращения 13.07.2016)
  14. Termote M. L’efficacité des politiques d’immigration et d’intégration [Электронныйресурс] / Université catholique de Louvain. URL: https://www.uclouvain.be/cps/ucl/doc/demo/documents/Termote(1).pdf (дата обращения 13.07.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): миграционной политики, государственной миграционной политики, нелегальной миграции, миграционная политика, «эффективная миграционная политика», иностранных граждан, эффективность миграционной политики, эффективной миграционной политики, эффективная миграционная политика, категории «эффективная миграционная, нелегальных мигрантов, меры миграционной политики, миграционной политики государства, легальной миграционной политики, Концепции государственной миграционной, миграционной политики Российской, реализации миграционной политики, Концепцией государственной миграционной, рамках государственной миграционной, эффективности государственной миграционной.

Ключевые слова

Европейский союз, Российская Федерация, эффективная миграционная политика, шестой технологический цикл, нелегальная миграция

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос